Презентация на тему Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность
Краснощёк Елена Николаевнаучитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. КорсаковаФормирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников
Цель работы: создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях.Задачи:1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.2.Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.3.Разработать занятия по развитию УУД и применить на практике средствами проектно-исследовательской деятельности.
В основе метода исследований лежит:• развитие познавательных умений и навыков учащихся;• умение ориентироваться в информационном пространстве;• умение самостоятельно конструировать свои знания;• умение интегрировать знания из различных областей наук;• умение критически мыслить.
Основные этапы исследовательской деятельности:1. Выделение и постановка проблемы.2. Выработка гипотез.3. Поиск путей решения.4. Формулирование выводов.5. Представление результатов исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность способствует формированию:Личностных УУДформируется адекватная самооценкаформируется мотивационная основа учебной деятельностивырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
Регулятивных УУДдети учатся ставить новые учебные задачи проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничествесамостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Познавательных УУДпоиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативных УУДстроить понятные для партнёра высказываниядоговариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позициюстроить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием• мыследеятельностные• презентационные• коммуникативные• поисковые• информационные• проведение инструментального эксперимента
методы исследовательской деятельности• общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)• эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
Методики развития общих исследовательских умений Развитие умений видеть проблемыЗадания для умения видеть проблемы• «Посмотри на мир чужими глазами».• «Составь рассказ от имени другого персонажа».• «Сколько значений у предмета».• «Назови как можно больше признаков предмета».Задания для развития способностей выдвигать гипотезы• «Давайте вместе подумаем» (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему течёт вода?...)• «Найди возможную причину события» (Звонят колокола, трава во дворе пожелтела, друзья поссорились)Развитие умений задавать вопросы•«Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину…).• «Вопросы машине времени»
Развитие умений давать определения понятиямУпражнения на развитие умений давать определениям понятия:• Описание. Описать объект• Характеристика (дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов)Развитие умений классифицироватьУпражнения:• «Четвёртый лишний» (изображения яблока, груши, помидора, банана. Что лишнее?)• Продолжи ряд (полезные ископаемые-…, деревья-…, животные-…)Развитие умения наблюдатьУпражнения на развитие внимания и наблюдательности:• «Парные картинки, содержащие различия»• «Найди ошибки художника»• «На какие геометрические фигуры похожи деревья?»Развитие умений и навыков экспериментирования• «Определим плавучесть предметов»• Эксперименты по смешиванию красок• Эксперименты с домашними животными
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения• Задание «Проверь правильность утверждений»• «Скажи, на то похожи»• Назовите как можно больше предметов». (Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными; блестящими, синими, твёрдыми)• «Посмотри на мир чужими глазами»• «Вариативная сказка»
Предполагаемые результаты:Формирование УУД через исследовательскую деятельность позволит: • обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;• создать условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;• обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ