Конспект выступления Компетентностный подход в преподавании литературы в школе
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25 Захарченкова Т.В.
Компетентностный подход в преподавании литературы в школе.
Компетентностный подход в образовании России имеет свою «доболонскую» историю (Лиссабонская конвенция, к которой Россия присоединилась в 2000 году).На сегодняшнее время, время введения ФГОС изменилась только трактовка: «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, нести ответственность за свою деятельность. А в отношении учебного процесса - построение его согласно результату образования, т. е. в учебную программу изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры того, что учащийся будет знать и уметь на выходе (УУД – универсальные учебные действия).
Однако, говоря о компетентностном подходе в изучении литературы, значимости литературы в воспитании любого человека, необходимо отметить падение интереса к чтению. Привычной в наше время стала картина, когда ребенок часами сидит у телевизора, с планшетом в руках, с телефоном. Дети сегодня проводят время с техникой по 5-6 часов в день, не замечая этого. А если посчитать это время в течение месяца или года! И все-таки это общение бессловесное (не устное и не письменное), духовный вакуум, который может привести к изоляции от общества.
Таким образом, оказывается невостребованной коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной и других областях современной жизни.Учителя русского языка и литературы всегда выполняли миссию развивать речь, грамотность, учить общению через художественные произведения. Не случайно в течение последних лет стал популярным тотальный диктант, когда одновременно в десятках городов все желающие пишут один текст. Это своеобразный флеш-моб, который заставляет людей задуматься, насколько они грамотны и привить желание эту грамотность повышать.
Уроки литературы призваны формировать следующие компетенции:
1.коммуникативную
2.лингвистическую
3.ценностно-смысловую
4.культурологическую
Одна из сложнейших, я считаю, культурологическая компетенция. В культурологическом аспекте можно рассматривать биографию писателя. Именно биография позволяет увидеть столкновение данного человеческого индивида с эпохой и оценить феномен взаимовлияния, увидеть человека в ипостаси духовной культуры (язык, литература, живопись, музыка, религия), материальной культуры (быт, уклад, традиции).
К развитию культурологической компетенции можно отнести, например, следующие задания:
1.задание на осмысление культурно-исторического контекста художественных произведений
- Какие реалии быта, одежды, речи использует автор, чтобы воссоздать картины жизни Руси 16 века?( М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»)
2.задание на ассоциативность восприятия культурных явлений
- У кого из поэтов образ дуба наиболее связан с фольклорной традицией?
3.задание на осмысление художественного времени и пространства
- Как соотносятся в рассказе В.Набокова «Рождество» описание открытого заснеженного пространства сада и закрытого пространства флигеля?
И все-таки самой важной является формирование коммуникативной компетенции.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направить на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к изучению литературных произведений помогает рассматривать литературного героя как исследование характера, а дискуссия дает возможность высказать свою точку зрения, поспорить, оценить других.
Ученые считают, что в 10-11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес не будет удовлетворен, то он угаснет. Очень важно, чтобы и семья ребенка была в какой-то мере читающей. Читательская компетентность - результат воспитания и образования.
Какими же методами поддерживать интерес к чтению?
Кроме читательских конференций, читательских дневников, мозговых штурмов, рекомендую использовать следующие стратегии чтения, начиная с 5 класса.
1.Стратегия «Чтение с остановками»
Во время чтения текста в определенном месте говорю: «стоп» и задаю вопрос по тексту, что заставляет с наибольшим вниманием слушать прочитанный отрывок.
2.Стратегия «Тайм-аут»
Целью этой стратегии является самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и в группе.
3. Стратегия «Соревнуемся с писателем»
-Попробуйте спрогнозировать содержание рассказа, просмотрев иллюстрации.
-Как бы вы закончили рассказ? (задаю этот вопрос, например, после чтения рассказа И.С.Тургенева «Муму»)
-Какая вещь в вашей жизни сыграла роковую роль? (задаю этот вопрос после чтения рассказа Н.А.Тэффи «Жизнь и воротник»)
4.Стратегия «Компрессия текста»
Цель данной стратегии: научить свертывать информацию текста и представлять её с разной степенью свернутости и развернутости (аннотация – краткий пересказ – пересказ – полный пересказ с учетом деталей).
5.Стратегия «Сила в детали»
В стиле викторины провожу обобщающий урок по темам, разделам с учетом деталей текста.
-Какую роль в рассказе А.Куприна «Куст сирени» играет портфель, шкатулка с украшениями?
- Какую рыбу подавали Хлестакову в богоугодном заведении? (Н.В.Гоголь «Ревизор») и т.д.
6. Стратегия «Развитие словаря»
Словарная работа всегда была целенаправленной на уроках литературы: это и запоминание слов, и смысловая догадка, и индивидуальный тезаурус к теме. Когда мы говорим о красоте поэтического слова, цитирую образные строчки, чтобы почувствовать вкус к слову, например, до боли щемящую грусть в строчках В.Высоцкоко:
Итак, я оставляю позади
Под этим серым неприглядным небом
Дурман фиалок, наготу гвоздик
И слезы вперемешку с талым снегом…
Работу со словом «менталитет, ментальность» провожу во время анализа рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Воистину русская черта - самопожертвование, а предательство – великий грех. Именно Андрею Соколову, русскому солдату, присущи достоинство и гордость, братство и взаимовыручка. Жалость к себе греховна, пожалей лучше маленького Ванюшку. Россия всегда была сильна своими людьми и загадочная русская душа понятна русскому человеку, потому что в русской ментальности заложена духовность.
7.Стратегия «Исследование текста»
Данная стратегия может быть использована как предтекстовая, так и послетекстовая. Учитель называет область и тему исследования, формулирует вопросы. Это способствует организации ведения записей по ходу чтения.
8. Стратегия «Паутина обсуждения»
Выслушиваются мнения учащихся по какому-либо вопросу, кидается клубок ниток от участника обсуждения к участнику.
Например, после просмотра фильма «Ревизор» следуют вопросы:
- Какое впечатление оставил у вас фильм?
- Какие сцены вы представляли иначе?
- Какие новые комические детали в исполнении актеров вы увидели в фильме?
- Кого из героев вы хотели бы сыграть, почему?
(за время беседы по классу сплетается «паутина» ниток и выслушивается множество мнений)
9.Стратегия «Портфолио читателя»
Это оценочная стратегия, где в электронном виде собрана информация о себе, презентации к урокам, достижения учащегося.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход. Любой результат предполагает оценку. Для оценки использую следующие таблицы, листы самодиагностики, анкеты.
(приложение№1,2,3,4,5)
Итак, работа по формированию коммуникативной компетенции должна быть не разовая, системная. Таблицы помогают корректировать развитие компетенций учащихся в дальнейшей работе.
Сформированность коммуникативной компетенции вооружит учащихся языковым инструментарием, расширит их интеллект, а начитанность станет не признаком школьной «обязаловки», а понятием высокой культуры человека.
Приложение №1
Таблица № 1
Оценка проявления коммуникативной компетенции
Предметно-информационная
№ п/пФ. И. учащегося Знает источник информа-цииЗнает способы преобразова-ния информации Знает стили подачи информа-цииЗнает содержа-ние раздела Общее кол-во коммуникативныхых проявлений %Уровень проявления
Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Приложение №2
Таблица № 2
Деятельностно – коммуникативная компетенция
Владение продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи
№ п/пФ. И. учащегося Умеет делать устное сообщение на лингвистическую тему Умеет писать изложения Умеет писать сочинения Умеет вести диалог Общее кол-во ком-ых проявл. %Уровень проявления
Факт единичного действия фиксируется знаком “+”. Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Приложение №3
Таблица № 3
Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.
Лист самодиагностики
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.
Коммуникативные умения
Сделать это мне. . . Скорее тяжело Скорее легко
1. Сделать устное сообщение на лингвистическую тему 2. Составить план текста 3. Пересказать текст 4. Ответить на вопрос 5. Написать изложение 6. Написать сочинение 7. Вести диалог 8. Владею этикетными средствами языка 9. Определить свои удачи (неудачи) 10. Анализировать и оценивать ответ 11. Писать отзыв 12. Использовать в речи новые слова
Приложение №4
Лист самодиагностики
(ценностно-ориентационная)
Коммуникативные ценности “да” “нет” “не знаю”
1. Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным 2. Я владею культурой общения 3. Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников 4. Я могу признать свою ошибку 5. Я могу доказывать свою точку зрения 6. Делаю выводы В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.
Приложение №5
Анкета
Предметно-информационная компетенция
“да” “нет” “не знаю”
1. Осознаю недостаток информации по предмету
2. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из указанного источника.
3. Понимаю полученную информацию. 4. Понимаю выводы по определенному вопросу
5. Осознаю, какой информацией по вопросу владею, какой – нет. 6. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из нескольких источников 7. Умею приводить аргументы 8. Использую полученную информацию в своей деятельности
9. Осознаю свои проблемы в общении
10. Соблюдаю способы преобразования информации 11. Выбираю информационные источники, которые соответствуют цели моей работы