Преобразующая творческая деятельность на уроках технологии

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

" Тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды. А тот, кто знает, зачем, –выигрывает всегда!"

Деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств. Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
Жизнь и деятельность человека протекает в трех сферах: природной, социальной и искусственной, созданной самим человеком. Его взаимодействия с объектами и явлениями сферы природы и сферы социума, в преобладающей части случаев происходят непосредственно с помощью объектов искусственной среды. Эту среду принято называть техносферой.
Техносфера - это часть сферы природы, преобразованная человеком посредством прямого или косвенного воздействия технических средств с целью ее наибольшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера представляет собой совокупность предметов, вещей, являющихся продуктом человеческой деятельности, употребленных человеком для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека всегда играли самую важную роль в создании искусственной среды. Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся потребность в жилье, еде, одежде и т. д.. Духовные потребности - это потребности в культуре, общении, знаниях, наслаждении искусством. Наиболее значимыми для человека являются духовные потребности, а необходимыми для дальнейшего жизненеобеспечивания - материальные. Чем лучше развиты искусственные системы, тем больше и потребности человека, тем выше уровень его благосостояния.
Современный человек должен научиться ориентироваться в техносфере, назначении ее составляющих для организации и выполнения деятельности в природной и материальной сферах. Он должен разбираться в способах производства и применения окружающих его объектов техносферы для получения желаемого результата деятельности в виде материальных продуктов и нематериальных услуг, обладающих потребительской стоимостью.
Деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающее неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью является творческой деятельностью. Феномен творчества присущ человеку и очень важен как для отдельной личности так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым идеям, которые несут новые открытия, технические изобретения, философские мировозренческие концепции и т. д.. Давно подмечено, что новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, какое то просветление, резкий выход на качественно новый уровень.
Процесс творчества - весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающее описанию, поскольку "внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию". Тем не менее это одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. На уроках технологии приходится в меру своей деятельности сталкиваться с многими из них.
Задачами технологического образования является: ознакомление учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательно и преобразовательной деятельности человека; связать в практической деятельности все то что учащиеся получили на уроках технологи и других предметах по предметно-преобразующей деятельности; включить учащихся в созидательную и преобразовательную деятельность; формирование творчески активной личности, решающей постоянно усложняющие технические и технологические задачи.
Для решения поставленных задач используются различные методы обучения учащихся технологии: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков, метод творческих проектов. Особое внимание хотелось бы обратить на метод творческих проектов, потому что именно этот метод предусматривает развитие и раскрытие творческих способностей учащихся. Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения обладающей объективной или субъективной новизной выполненной под контролем и консультированием учителя. В настоящее время, когда развивается интенсивное движение каптала, материальных и людских услуг востребована творчески активная и технически грамотная личность, что позволяет говорить о преобразующей и творческой деятельности на уроках технологии.
Дети это огромный кладезь идей порой фантастических и нереальных, что в обычном понимании окружающего мира порой стоит только удивляться. Но как только дело доходит до самостоятельной работы, да еще связанной с самостоятельным выбором предмета труда, они порой испытывают огромные затруднения. Роль учителя направить их фантастические идеи в нужное русло, не дать им остаться воображаемыми, превратить их в реальные предметы востребованные обществом. Главное на первом этапе работы над проектом дать ученикам возможность поверить в свои силы, показать, что они уже умеют что-то творить, и они могут быть полезными для окружающих и близких людей. Казалось бы на первый взгляд сделать подарок для своей мамы ученик слышит не первый раз, но предложение сделать его своими раками порой воспринимается им как руководство к действию. Мотивация при выборе предмета труда является чуть ли не главным в проектной деятельности. Часто бывает , что ученик не может определится с выбором. Тогда я на своих уроках в беседе с классом предлагаю назвать объекты на которые они могли бы направить свою деятельность: дом, кухня, моя комната, класс, дом бабушки, школа и т. д. Все названные объекты записываются на доске, учащиеся читают и выбирают для себя один основной и второй запасной объект. После этого предлагаю им записать себе в тетрадь конкретные предметы которые они могли бы выбрать в качестве объектов труда, даже используя телефон или планшет для поиска их в интернете. И наконец из всех записанных объектов труда дети сами выбирают что они хотели бы изготовить. Роль учителя на данном этапе не дать творческой деятельности учащихся на этом остановиться, помочь им сделать свой выбор правильно и в дальнейшем претворить в реальность. Для этого очень важно поставить перед учащимися именно такие цели которые они могли бы достигнуть, даже путем овладения новыми для себя технологиями обработки материалов или декоративной отделки.
Любой творческий труд подвержен определенным глубоким порой мучительным раздумьям, и здесь на помощь детям опять приходит учитель. Бывают разные ситуации: одному ученику достаточно подсказать какой то вариант выхода из затруднительной ситуации и дело сдвинуто с мертвой точки; а с другим приходится использовать различные методы решения творческих задач, например "Метод фокальных объектов", применяя который у детей разрушается привычное представление об окружающих вещах, что иногда помогает им решить свою творческую задачу. Иногда на первый взгляд фантастические идеи находят свое воплощение в практике. Мы все привыкли мир видеть таким каким он есть на самом деле, просто живем, нас все устраивает, мы не пытаемся что то изменить, мы ищем удобства в предметах и вещах окружающих нас, и только творческая личность пытается переделать все что его окружает под себя, его все не устраивает, именно это качество в ребенке надо вовремя заметить и дать ему развитие. Не имея определенных навыков в выполнении технологических операций ребенок не сможет претворить свои желания в жизнь. Очень важно чтобы он это понял, и тогда появляется желание у ученика овладевать новыми знаниями, способами преобразования материалов и новыми технологиями. Осознанность в выборе изделия для творческого проекта порой является основным фактором дальнейшей его разработки и завершении работы над ним.
Немаловажным этапом в разработке проекта является работа над конструкторской документацией, которая требует определенных знаний в области графики. Эта работа является началом претворения творческих идей в жизнь. От правильности построения чертежа, технологической карты зависит дальнейшая работа по изготовлению изделия. Следует отметить и дать понять учащимся , ошибки легче исправить на чертеже , чем при выполнении детали.
Экономические знания учащиеся получают рассчитывая себестоимость изделия. Делают они это с интересом, если им понятен сам процесс подсчета, они начинают ценить труд других людей, понимая сколько труда на изготовление изделия они затратили сами.
Мы живем сейчас в сложной экологической обстановке, поэтому экологическая оценка изделия играет важную роль для самих учащихся, заставляя их задумываться над экологией села, города, района в котором они проживают.
И наконец этап, позволяющий ребенку гордиться своим изделием, этап ,на котором ребенок подводит итог своей деятельности. Здесь обязательно надо похвалить что ребенок хорошо трудился, проявил настойчивость в достижении своей цели и пусть у него не все получилось (или все хорошо получилось) он молодец.
Приятно слышать от родителей: "А, я, дощечку, которую мой Женя сделал на уроке и принес домой храню в стенке, и Максимова дощечка с наклеенной проволочкой то же стоит там. Пусть будет память." Такие родители поддержат желание своих детей придумывать и делать что то новое, постараются не дать остановиться им на достигнутом.
У нас в школе проводилась благотворительная выставка - распродажа, которую организовали вместе с детьми учителя школы. Ученики приносили свои поделки, выполненные на уроках или кружках, дома, различную выпечку и многое другое. Были переданы на эту выставку и несколько корзинок сплетенных детьми на кружке по лозоплетению. С какой гордостью авторы этих изделий пришли ко мне и заявили что их корзинки уже были куплены до выставки их классными руководителями и поэтому они будут только выставляться. Эти ученики пришли ко мне на кружок уже в десятом классе и продолжали посещать его до конца одиннадцатого класса. Этими примерами я хочу показать, что потребительская оценка предметов труда, деятельности учащихся по оказанию услуг является хорошим стимулом для творческой деятельности, а творцы в этом очень нуждаются. Часто бывает так, что изделие или изобретение не находят долгое время своего применения, так как не являются востребованными в данный момент обществом. И надо быть сильным человеком чтобы пройти через все трудности и продолжить свою работу по созданию нового , необычного, ранее ни кем не придуманного. Только тогда ученик находит удовлетворение от своего труда когда все его творческие, физические, технологические способности были задействованы полностью, тогда после работы он чувствует себя усталым, но довольным, только тогда труд человеку в радость, когда он является творческим.

Литература
Арефьев И.П. Возможно ли формирование универсальных учебных действий без технологической подготовки учащихся? Школа и производство №1 2010.
Бронников Н.Л, Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Тихонов А.С. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ "Технология". Брянск-Ишим, 1998.
Казакевич В.М. Концепция проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования. Школа и производство №1, 2013
Симоненко В. Д. Технология : базовый уровень: 10-11классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко - М. :Вентана-Граф.
Тищенко А.Т., Н.В. Синица Технология, программа 5-8 классы - М. : Вентана-Граф, 2015.
А.Н. Гутников, учитель технологии первой
первой категории, МБОУ Гордеевской СОШ.

15