СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Жасымбекова Айгерим Рысбековна
г.Караганда ОСШ № 27
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами»
Ш.А. Амонашвили
Сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный урок для учащихся?». А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”. В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?” Для этого я применяю современные педагогические технологии: информационные, эвристические, исследовательские, игровые.
Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка - это исследовательская деятельность. Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности школьников. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не столько учить, сколько направлять его познавательную деятельность. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.
Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.
В 8 классе ученики знакомятся с основными классами неорганических веществ, с типами химических реакций. Усвоить свойства веществ помогают опыты, проводимые с веществами. Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», в 9 классе по разделам «Неметаллы», «Металлы». Благодаря имеющимся наборам веществ, ребята могут проводить качественные реакции на ионы для обнаружения состава соответствующих веществ, закрепить знания об изученных свойствах веществ. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.
В мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Компьютерная грамотность подразумевает умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете, способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи, применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии меняет подход к организации учебного процесса. На своих уроках я использую тематические презентации, что позволяет сделать преподавание предметов химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее. На слайдах размещаю необходимые формулы, уравнения реакций, схемы в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. При проведении контроля усвоения знаний, умений и навыков можно организовать самостоятельные работы, тесты и контрольные задания на основе мультимедийного материала, а также проведение виртуальных лабораторных работ.
На уроках химии , при подготовке к ним я применяю следующие формы: создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии , создание проектных и исследовательских работ, например, созданы проектные работы по темам: «Косметические средства», «Химия неметаллов»; проведение виртуального химического эксперимента; моделирование химических процессов и явлений; решение расчетных и экспериментальных задач; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕНТ.
На уроках химии применяю эвристические технологии обучения. Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового. В процессе обучения при решении сложных проблем к выполнению отдельных шагов поиска я привлекаю обучающихся. Помимо этого даю задания для самостоятельной работы, при этом учитываю возрастные особенности учеников, уровень их способностей и подготовки. При применении разно уровневых заданий вовлекаются в работу как сильные, так и слабые учащиеся.
Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфической способов обучения - игровых технологий. Познавательные тематические игры я использую как на уроках после изучения темы, так и во время перемен, на химических вечерах, заседаниях, КВНах. Игра способствует развитию творческого потенциала учащихся, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь оказывает влияние на учебную деятельность и результаты обучения. В процессе игры происходит воспитание учеников. Например, игры «Химический лабиринт», лото, кроссворды. Вот такое применение игровых заданий на уроке химии способствует прочному усвоению учениками материала и помогает мне проконтролировать степень осознанности изученного.
Применяемые мной на уроках химии различные педагогические технологии способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, позволяют повысить качество знаний по изучаемым предметам.
15