Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Единственный путь, ведущий
к знаниям, - это деятельность.
Б. Шоу
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую реализацию, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Наиболее важным становится формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
         Цель программы:
         - развить познавательные интересы обучающихся, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
         - формировать умения планировать свою деятельность;
         - учить ученика моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
         - проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
         - вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении поставленных задач);
         - учить обучающихся умению ставить цель, организовать ее достижение, выполняя различные социальные роли в группе и коллективе
         Задачи программы:
1.           Приобретение знаний о проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
2. Развитие личности младшего школьника, развитие психических процессов, коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
3.           Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
4.           Выявление приоритетных направлений исследовательской деятельности;
5.           Выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными  к научно- исследовательской и творческой  деятельности.
6.           Разработка  рекомендаций   к осуществлению   ученических проектов.
7.           Создание системы  критериев  оценки работ, премирования и  награждения победителей.
8.           Создание оптимальных  условий для развития и реализации способностей детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагание (ставить и удерживать цели);
Планирование (составлять план своей деятельности);
Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Участие в проектной деятельности  способствует  формированию  гармоничной  личности и отвечает потребностям  современного  общества:
                          -принимать самостоятельные решения;
                          -уметь ставить  задачи и задавать вопросы
    -уметь работать в команде;
                          -искать нестандартные, оригинальные  решения.
          Все темы, предлагаемые ребенку, должны быть посильны  пониманию. Чем  меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети  способны  выполнять только  очень  незамысловатые  проекты и рассчитывать  свою работу  на день  и даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе  отличаются  несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту.
Что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью. Открытие многих явлений. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания; обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
   Для начала выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности.
    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких обучающихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
    Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
 Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создает условия для активности школьника

   Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
    Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации);
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет);
-обеспечение самостоятельности школьников;
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.   
   Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.
    Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить обучающихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
    Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые
мы даём, пригодились им.
Начиная работу с первоклассниками в 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

·      низкий уровень самостоятельности у обучающихся в учебном процессе;

·      неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

·      неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

·      невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

·      отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина». Мы ходили на экскурсии по достопримечательным местам нашего города и просто по улицам, там, где они родились, где живут со своими родителями.
 План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть работы дети будут выполнять под руководством учителя, а оформительскую часть выполнят самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось помогать и обучать.  Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом. 
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
 Вторым большим проектом стал проект «Моя семья».
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
   - развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
    -привить навыки сотрудничества с другими людьми;
    -активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
    -привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, -осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из  фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»                   А. Сент-Дьердьи
Во II полугодии 1 класса мы расширили круг изучения с родной семьи на школу и класс, в котором они учатся. Первоклассники выполнили  проект «Мой класс и моя школа». Некоторые ребята с помощью родителей приготовили свои проекты в виде презентаций.


  







Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
  Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Проект Мой класс и моя школа! Заголовок 415