Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС


Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС МБОУ « Лицей №9» учитель ВКККаширина Светлана Игорьевна Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях. Джон Бауэн Цель образования - Проектная деятельность — один из  лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся  Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Проблемы:  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;  неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;  неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;   невысокий уровень развития основных мыслительных операций;   отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; Педагогические цели:      развить творческие и коммуникативные способности ребенка;     привить навыки сотрудничества с другими людь­ми;     активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;     привить первоначальные умения собрать информацию из разных ис­точников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта. Основные этапы проектной деятельности: Выбор темыСбор сведенийВыбор проектовРеализация проектовПрезентация Проекты отличаются друг от друга: результатом;числом детей;продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);набором и иерархией ролей;соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;необходимостью привлечения взрослых. Детские проекты: Рисунок ПоделкаРассказЗагадкаКонцертИсследованиеРешение проблемы Задача учителя: направлять детей на самостоятельный поиск информации Паспорт проектной работы название проектаруководитель проектаучебный предмет, в рамках которого проводится работаучебные дисциплины, близкие к теме предметасостав учащихсятип проектацели проектазадачи проектавопросы проектаоборудования аннотация Системы действия учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом Этапы Содержание данного этапа Деятельность учителя, учащихся 1. Организационно- подготовительный этап. -поиск проблемы-выбор темы и её обоснование-обобщение и систематизация ранее изученного учитель и учащиеся выбирают и обсуждают тему проекта 2.Формирование творческих групп. -составление алгоритма предстоящей работы-определение критериев качества учащиеся определяют свои роли и группируются 3. Подготовка к исследовательской работе. формулировка вопросов- задания для команд-отбор литературы работа в группах 4. Обсуждение форм выражения. межгрупповая дискуссия 5. Разработка проекта. -консультации для учащихся-стимуляция деятельности учащиеся осуществляют поисковую деятельность 6. Оформление результатов. -создание экспертной группы Оформление результатов 7. Презентация. -экспертиза учащиеся докладывают о своей работе 8. Рефлексия. -оценка деятельности что получилось, а что нет 1. «Океан» 1.1 «Жизнь в океане» 1.2 «Плавающие динозавры» 1.3 «Глубоководные животные» 1.4 «Корабли» 1.5 «Морские профессии» 1.6 «Пираты» 1.7 «Писатели об океане» 1.8 «Кругосветные путешествия» «Дом» «Дом в разных странах»«Дом в разные времена»«Дома литературных героев» «Дома в сказках» «Дома на картинах»