Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС


Проектная деятельность младших школьников
в условиях реализации
Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, сейчас необходимо сформировать у ребенка способность мыслить, оценивать собственные знания и умения, т.е «научить его учиться». Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Целью проектной деятельности является формирование основы подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию творческой личности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов. Метод проекта называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно — деятельный подход в обучении школьников. Он входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Говоря о новизне проектной технологии, следует отметить, что она сама по себе не является принципиально новым в мировой педагогике. Проектная технология была предложена и разработана еще в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в философии и образовании. Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, который опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью проблем.
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет
Критерии эффективности использования проектных технологий:
обучение через открытие
самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
наличие дискуссий, обсуждений
развитие личности
способность ученика проектировать предстоящую деятельность
демократичность, открытость
осознание учеником деятельности:
моделирование затруднений и поиск путей их решения.
позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
педагог управляет деятельностью учащегося.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном взаимодействии учителя и ученика.
Роль педагога в проектной деятельности учащихся
Учебный проект с точки зрения учителя – это и задание для учащихся, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем, т.е. это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки проектирования. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Учитель теперь становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Роль ученика в проектной деятельности
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Виды проектов, наиболее часто применяемые в начальных классах:
исследовательские;
информационные;
игровые
творческие
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: «Энергетический исполин» -работа с которой мы принимали участие в 8 муниципальной конференции младших школьников «Юный исследователь» г.Ангарска.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады. (Презентация « Один день из жизни школьника», «Наш поселок Мегет в числах и величинах»)
 Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. Пример: сценарий праздника , фрагмент урока, интеллектуальная игра. (видеосюжет)
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки. (Творческая работа Ильи (13 лет) -мультфильм «Поздравление от миньонов)
Заключение   Проектная деятельность создаёт условия для развития у детей познавательных способностей, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время такой деятельности происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате таких занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Использование проектных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
В современном обществе проектная деятельность все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее. Проектные технологии следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им.
Литература.
Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.