Проектная деятельность младших школьников на уроках русского языка

Проектная деятельность младших школьников
на уроках русского языка

Л.А. Лещева, МБОУ СОШ №81 г.Воронежа

Вместе учиться не только легче и интереснее,
но и значительно эффективнее.
Е.С. Полат

Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в российском обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности, один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины, в том числе русского языка. Автор проводит классификацию по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
2) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Учебный проект по русскому языку для младших это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы по русскому языку показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков по русскому языку.

Литература
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2003.
2. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М. Вахрушева //Русский язык. – 2007. – № 14. – С. 35–36.
3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. М.: Баласс, 2010. 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»).
4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – № 1.
5. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
6. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 3–10.
15