Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе
Приоритетные формы и методы воспитания
гражданственности и патриотизма в начальной школе
Аминова Юлия Леонардовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол
Терешонок Елена Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 40»,
г. Старый Оскол
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
В одном из выступлений по российскому телевидению премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных и патриотических качеств личности школьника [1; 3].
Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, социальная толерантность, общественно значимые поведения и деятельность.
К сожалению, практический опыт работы в школе показывает, что современные дети почти не проявляют интереса к прошлому нашей Родины, не испытывают потребности в осознании себя как частицы своего народа, малоактивны в действиях, направленных на достижение общественно значимых целей. Это побудило нас уделить особое внимание гражданско- патриотическому направлению в воспитании младших школьников. Основной целью нашей работы мы поставили формирование гражданско-патриотического сознания, отношения и поведения младших школьников в условиях современной общественно-социальной среды.
Формирование гражданственности и патриотизма в современных условиях заключается, на наш взгляд, в воспитании у младших школьников положительного отношения:
- к своему Отечеству, к гражданскому обществу и правовому государству;
- к гуманизму как принципу отношений между людьми;
- к ответственности и долгу как норме общественного поведения;
- к социальной активности;
- к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделённой нравственными качествами личности;
- к природе и людям родного края.
Данные направления стали приоритетными и нашли своё отражение в планировании воспитательной работы с детьми наших классов. Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, мы используем следующие формы и методы:
ª экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, художественный музей, по улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам, в дом-музей В.Я. Ерошенко);
ª коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки» и др.);
ª праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День освобождения города от фашистских захватчиков, День Победы );
ª устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
ª выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);
ª викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»);
ª конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);
ª акции («Милосердие», «Тимур», «Забота»);
ª конкурсно-игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»,ª круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Литература
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Козачёнок и др.] – М.: Просвещение, 2011.