Презентация Основные этапы обучения осязанию и развитию мелкой моторикидля выступления на методическом объединении
Основные этапы обучения осязанию и развитию мелкой моторики Исполнитель:учитель начальных классовЦыпышева Е.В. ,МБОУ СКОУ №36Озерск 2014
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка с нарушением зрения, что существенно ограничивает естественную социализацию детей. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания, у них может отмечаться низкий уровень развития осязания и зрительно-моторной координации, лежащие в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Процессы познавательной и трудовой деятельности лиц с ослабленным зрением протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов, а у слепых только при работе сохранных анализаторов. Это относится к осязанию и моторики, которые развиты недостаточно хорошо. Для этого требуется специально организованное обучение развитию осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих детей.
Осязание – это необходимый компонент человеческой деятельности. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, осязание частично заменяет его в познавательной и контролирующей функции. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая. Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием.
Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно, представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой (мономануально) и двумя руками (бимануально).
Этапы обучения осязания и развитию мелкой моторикиПервый этап – проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рукВторой этап – непосредственное проведение коррекционных занятий со слепыми и слабовидящими учащимися, которые имеют недостаточное развитие мелкой моторикиТретий этап - диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику и уточнить механизмы дальнейшей работы
Проведение коррекционных занятий по программе требует соблюдения следующих правил:Слепой и слабовидящий ребенок самостоятельно выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.Учитель и слепой и слабовидящий учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.Темп и скорость работы выбирают сами дети со зрительной депривацией.В ходе занятий не следует торопить детей со зрительной патологией.Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя дальнейшую работу.Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог представить, что и как ему выполнять.При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.Занятия должны приносить слепому и слабовидящему ребенку радость.Не допускать скуки и переутомления.
Каждое коррекционное занятие имеет свою структуру и состоит из трех этапов:Подготовительный - самомассаж рук (2-4 мин.).Основной - ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и моторику кистей и пальцев рук.Заключительный – физминутка со снятием напряжения.
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, в процессе разных видов предметно-практической деятельности. К видам деятельности, способствующим развитию осязания, движений рук и ручной умелости, т.е. мелкой моторики относятся:
пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;- работа с палочками (спичками);- графические упражнения, обучение элементам рисования воспроизведение рельефных изображений ;- работа с пластилином;- игры со шнурками, пуговицами;- работа с бумагой;- работа с тканью, нитью, различные виды плетения;- работа с природным материалом, сортировка мелких предметов;
работа по обследование предметов, восприятию рельефных изображений, чтение рельефных рисунков;- самомассаж рук;- игры с мозайкой;- конструирование.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !