Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме Познание
Повторение пройденногоЧто такое деятельность?Назовите компоненты деятельностиВиды деятельности.Какова структура деятельности?Что такое поведение?
Работа с терминамиСубъект деятельностиКоммуникацияТруд в широком смыслеТворчествоЗадатки Способности
Письменно: вставь пропущенное1. Факт существования вообще отражает философское понятие ___________.2. Нужда человека в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности, называется____________.3. Строительство города – это ________________ деятельность.4.Деятельность человека __________окружающую среду.5. Только человеческой деятельности присуще_________.
Познание окружающего мираЗнать суть процесса познания, истины, самопознания;Уметь характеризовать уровни познания, строить логический ряд;Составлять развернутый план по теме
Макет плана (С 8)Определение познанияУровни познанияА)Б)ФормыВиды Вывод, итог
Сущность познанияБазовая потребность человекаВоспроизводство действительности в сознании человекаПриобретение знанийСознание в действииСпособ бытияПроцесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Уровни познания и их формы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}I ступень познания - чувственное (эмпирическое) рациональное(теоретическое)Ощущение – отражение отдельных свойств предметов с помощью чувств (форма, цвет, запах)Понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов(без подробностей)Восприятие – формирование целостного образа предмета, выделение предмета из окружающего мира, Суждение – связь понятий, утверждающая или отрицающая что-либо о предметеПредставление – чувственное отражение предметов, сохраненное в сознании, что позволяет воспроизвести их мысленноУмозаключение *– формирование нового суждения
Проиллюстрируйте примерами
Особенности форм познанияВсегда субъективноОсуществляет связь человека с внешним миромНепосредственноНаглядноПредметноВоспроизводит внешние стороны и свойстваНаиболее высокая степень познанияСвязана с развитием мышленияДает опосредованное знание чувственноерациональное
интуицияИнтуиция – способность постижения истины без процесса познания; знание, условие получения которого не осознаются Признаки интуиции:ВнезапностьЧастичная осознанностьНепосредственный характер возникновения знаний Виды интуиции:Интеллектуальная интуиция- связана с умственной деятельностьюМистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами
Истина – адекватное отражение действительности; соответствие знания действительности1.Едина2.Объективная и субъективнаяотносительная3. Абсолютная иПолное исчерпывающее знание о предметеЗнание, характеризующее ограниченность человеческого познания мира;Зависит от исторических условийАгностики*
Отрицают возможность познания мираСомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характерагностикискептики
Критерии истиныЛогикаСоответствие ранее открытым законамПрактика*
Практика* – критерий истины и движущая сила процесса познания. Это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Формы практики:Материальное производствоСоциальные действия(революции, реформы, войны)Научный эксперимент Черты практики:ЦеленаправленностьПредметно-чувственный характерПреобразование окружающего мира
Функции практики:Источники познанияОснова познанияЦель познанияКритерий истины Виды практики:общественно-производственнаяСоциально-политическаяНаучно-экспериментаторскаяВрачебнаяСемейно-бытоваяСозидательная и разрушительная
Роль практики в процессе познанияПрактика – источник познанияПрактика – цель познанияПрактика – критерий истинности
Виды познания
Научное познаниеПроцесс получения объективного истинного знания Задачи:ОписаниеОбъяснениеПредсказание процессов и явлений действительности Специфика научного познанияПредметноуниверсально
Логический ряд:
Формы научного познания
Методы научного познанияНаблюдениеСравнениеЭксперимент ОбобщениеОписаниеАнализСинтезИндукцияДедукцияАналогия Эмпирические Теоретические
Самопознание – познание самого себяС 3-8 мес. до смертиI этап – самосознаниеII этап – сравнение себя с другимиIII этап – формирование «Я-концепции»: а) положительные и отрицательные черты б) определение смысла жизни в) осознание своей роли в обществеСамооценка = успех / уровень притязанийИнтерпретация - толкование, объяснение какого-либо факта
Макет плана (С 8)Определение познанияУровни познанияА)Б)Формы чувственного познанияФормы рационального познанияВиды познанияРоль практики в познании.