ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04. РАЗРАБОТКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕСЛОЖНЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ по специальности 15.02.07(220703) Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04. РАЗРАБОТКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕСЛОЖНЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
по специальности 15.02.07(220703) Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
2016 г
ОДОБРЕНА
на заседании предметной(цикловой) комиссией машиностроения и энергетики
Протокол № __
от «___» __________ 2016 г.
Председатель ____________/И.Н. Калуцких/
Составлена в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.07(220703) Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Зам. директора по УР и ТО
________________ /Р.А. Ведехина/
__________________2016г.
Зам.директора по УПР
__________________/С.С. Григорьева/
__________________2016г.
СОГЛАСОВАНО Руководитель (наименование предприятия/организации) (подпись) (И.О. Фамилия) «______»_______________ 2016г. Организация – разработчик ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчики:
преподаватель ОБПОУ «Железногорский ПК» Кобрусева Н.Г,
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ4РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ18 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ21ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯОбласть применения программыПрограмма профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.07(220703) Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 Автоматика и управление, в части освоения основного вида профессиональной деятельности Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учётом специфики технологических процессов и соответствующих профессиональных компетенций: ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учётом специфики технологических процессов;
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учётом специфики технологических процессов;
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления;
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств;
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, профессиональной переподготовке специалистов в области монтажа, наладки и эксплуатации контрольно-измерительных приборов при наличии общего образования, начального профессионального образования, среднего образования и профессиональной подготовки по профессиям рабочих: Слесарь по контрольно-измерительным приборам, Наладчик контрольно-измерительных приборов.
Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуляС целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
разработки и моделирования несложных систем автоматизации и несложных функциональных блоков мехатронных устройств и систем;
уметь:
определять наиболее оптимальные формы и характеристики систем управления;
составлять структурные и функциональные схемы различных систем автоматизации, компонентов мехатронных устройств и систем управления;
применять средства разработки и отладки специализированного программного обеспечения для управления технологическим оборудованием, автоматизированными и меха- тронными системами;
составлять типовую модель АСР (автоматической системы регулирования) с использованием информационных технологий;
рассчитывать основные технико-экономические показатели, проектировать мехатрон- ные системы и системы автоматизации с использованием информационных технологий;
знать: назначение элементов и блоков систем управления, особенности их работы, возможности практического применения, основные динамические характеристики элементов и систем элементов управления;
назначение функциональных блоков модулей мехатронных устройств и систем, определение исходных требований к мехатронным устройствам путём анализа выполнения технологических операций;
технические характеристики, принципиальные электрические схемы;
физическую сущность изучаемых процессов, объектов и явлений, качественные показатели реализации систем управления, алгоритмы управления и особенности управляющих вычислительных комплексов на базе микроконтроллеров и микроЭВМ;
основы организации деятельности промышленных организаций;
основы автоматизированного проектирования технических систем
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуляВсего — 391 час, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося — 319часов, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося — 186 часов;
самостоятельную работу обучающегося — 133 часа;
учебная и производственная практики — 72 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯРезультатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися ВПД Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учётом специфики технологических процессов, в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учётом специфики технологических процессов
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учётом специфики технологических процессов
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТематический план профессионального модуляКоды ПК Наименование разделов ПМ Всего, часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объём времени, отведённый на освоение МДК Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная, часов Производственная
(по профилю специальности),
часов
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов всего часов
в т.ч. курсовая работа (проект), часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК4.3.— ПК 4.5. МДК.04.01. Теоретические основы разработки и моделирования несложных систем автоматизации с учётом специфики технологических процессов 215 138 40 - 77 - - -
ПК4.1.-
ПК4.2. МДК.04.02. Теоретические основы разработки и моделирования отдельных несложных
модулей и мехатронных систем 104 48 20 - 56 - - -
ПК4.1.- ПК 4.5.
УП 04.Учебная практика
Практика по моделированию несложных модулей САУ 72 -
Всего: 391 186 60 - 133 - 72 -
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулюНаименование разделов ПМ, МДК и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) Объём
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
МДК.04.01. Теоретические основы разработки и моделирования несложных систем автоматизации с учётом специфики технологических процессов 215 Раздел 1. Автоматизированное проектирование и конструирование (по отраслям) 215 Введение Содержание 1 Цели и задачи профессионального модуля. Структура профессионального модуля. Последовательность освоения профессиональных компетенций по модулю. Требования к уровню знаний и умений Тема 1.1.
Единая система
конструкторской
документации Содержание 19
1. Общие положения Единой системы конструкторской документации (ЕСКД)
Система государственных стандартов. Единая система конструкторской документации. Классификаторы ЕСКД. Виды и состав изделий. Виды конструкторских документов
2. Графическая документация и правила её выполнения Основные виды графических документов. Назначение графических документов. Общие правила выполнения графических документов. Чертёж как графический документ. Основные виды чертежей. Виды и типы схем
3. Правила выполнения схем
Назначение и классификация схем. Общие требования к выполнению схем. Условные графические обозначения общего применения в схемах. Правила выполнения пневматических и гидравлических схем. Правила выполнения электрических схем. Схемы алгоритмов и программ Тема 1.2.
Особенности конструкции и принципы работы типовых элементов и систем автоматизации Содержание 20
Датчики: назначение, конструкция, принцип действия, схемы включения
Классификация элементов систем управления. Типы датчиков. Линейные и круговые индуктосины. Синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы. Магнесины. Сельсины. Потенциометрические датчики. Электромагнитные датчики. Тензо- и пьезодатчики. Датчики расхода жидкости и газа. Датчики давления. Датчики скорости и ускорения. Оптические и фотоэлектрические датчики. Термоэлектрические датчики. Пирометры и потенциометры
Коммутационные и электромеханические элементы систем управления. Назначение. Принцип действия Коммутационные элементы. Электрические контакты. Основные и специальные виды реле
Программируемые логические контроллеры (ПЛК)
Рабочие системы ПЛК. Виды и интерфейсы ПЛК. Области применения ПЛК. Алгоритмы управления и особенности работы
Интегрированные SCADA-системыИнтегрированные системы проектирования и управления: структура и состав. Диспетчерское управление и сбор данных. Основные задачи, решаемые SCADA-системами. Основные компоненты SCADA-систем Практические занятия 20 Исследование характеристик элементов систем автоматического управления.
Выбор датчиков для системы автоматизации технологического процесса
Оценка эргономических характеристик элементов системы автоматизации.
Исследование работы датчиков в различных режимах.
Изучение основ работы в SCADA-системах. Составление схемы автоматизированной системы управления технологическим процессом Тема 1.3.
Системы автоматизированного проектирования Содержание 48 1. Системный подход к проектированию
Понятие «проектирование». Принципы системного подхода. Системотехника, составные части
2. Структура процесса проектирования
Иерархические уровни проектирования. Виды проектирования. Аспекты проектирования. Стадии проектирования. Типовые проектные процедуры
3. Состав и структура систем автоматизированного проектирования (САПР)
Подсистемы САПР. Виды обеспечения САПР. Техническое, математическое, программное, информационное, лингвистическое, методическое, организационное обеспечение
4. Техническое обеспечение САПР
Структура технического обеспечения САПР. Требования к техническому обеспечению САПР. Типы вычислительных сетей
5. Аппаратура рабочих мест в автоматизированных системах (АС)
Типы вычислительных машин и систем. Автоматизированные рабочие места (АРМ). Особенности технических средств в автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУТП)
6. Математическое обеспечение САПР
Компоненты математического обеспечения. Математические модели. Процедуры формирования математических моделей в маршрутах проектирования
7. Информационное и лингвистическое обеспечение САПР
Основные виды информации в САПР. Информационные базы в САПР. Лингвистическое обеспечение
8. Методическое и программное обеспечение САПР
Средства концептуального проектирования автоматизированных систем. Виды программного обеспечения САПР для различных отраслей. Основные функции и проектные процедуры САПР отрасли Лабораторные работы 20 Создание пневматической и гидравлической схемы системы автоматизации с использованием системы автоматизированного проектирования.
Создание электрической схемы системы автоматизации с использованием системы автоматизированного проектирования.
Создание блок-схемы (алгоритма) работы системы автоматизации с использованием системы автоматизированного проектирования.
Разработка плана-схемы автоматизированного участка с использованием системы автоматизированного проектирования.
Разработка элемента автоматизированной системы с использованием системы автоматизированного проектирования Самостоятельная работа обучающегося при изучении
раздела 1 Ознакомление с основными положениями стандарта ЕСКД.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы типовых элементов систем автоматизации.
Выполнение расчёта параметров типовых схем и устройств.
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление результатов лабораторных работ и практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической литературой 77 итого по разделу 1 215
Наименование разделов ПМ, МДК и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) Объём
часов Уровень
освоения
1
2 3 4
МДК.04.02. Теоретические основы разработки и моделирования отдельных несложных модулей и мехатронных систем 104 Раздел 2. Проектирование и моделирование мехатронных модулей и систем (по отраслям) 104 Тема 2.1.
Мехатроника. Содержание 2
1. Особенности конструкции мехатронных модулей
Назначение функциональных блоков модулей мехатронных устройств и систем. Технические характеристики. Мехатрон- ные узлы для оборудования с числовым программным управлением и промышленных роботов. Основные принципы конструирования и потребительские свойства
2. Основные элементы мехатронных модулей Механические узлы мехатронных модулей. Редукторы, передачи, подшипники. Электромеханические преобразователи мехатронных модулей. Механические характеристики. Датчики обратной связи мехатронных модулей. Датчики положения. Датчики скорости. Датчики усилия и другие технологические датчики
3. Технологические характеристики мехатронных модулей Вопросы точности и производительности при использовании мехатронных модулей. Скоростные режимы работы при применении мехатронных модулей. Тепловые процессы и тепловые поля в узлах мехатронных модулей Тема 2.2.
Моделирование
систем Содержание 3
1. Использование моделей при автоматизированном проектировании
Классификация моделей, используемых при автоматизированном проектировании. Способы реализации моделей. Знаковые модели. Свойства моделей
2. Модели систем
Особенности построения моделей систем. Основные типы моделей систем. Динамика развития и использования моделей
3. Основы имитационного моделирования Использование компьютерных технологий для имитации различных процессов и операций. Области применения имитационных моделей. Компоненты дискретно-событийной имитационной модели и их организация
4. Вероятностное моделирование
Метод статических испытаний. Моделирование случайных величин. Сбор статистических данных для получения оценочных характеристик случайных величин
5. Методы исследования систем и планирования эксперимента
Эксперимент с реальной системой. Эксперимент с моделью системы. Алгоритмизация модели и её машинная реализация Практические работы 10 Выполнение автоматических расчётов с использованием трёхмерных моделей.
Использование визуальной среды проектирования меха- тронных модулей и систем.
Модельное исследование блоков мехатронных систем.
Исследование характеристик мехатронной системы на виртуальной модели.
Выполнение отладки специализированного программного обеспечения для управления технологическим оборудованием Тема 2.3.
Автоматизация
конструкторско-
технологической
подготовки производства Содержание 3
1. Основные методы проектирования
Понятия и принципы методологии проектирования. Процедурная модель проектирования. Математические модели объекта проектирования. Виды математических моделей
2. Математические модели мехатронных узлов и систем
Принципы построения моделей мехатронных узлов и систем. Виды математических моделей. Трёхмерное моделирование. Гибридное моделирование. Программное обеспечение для моделирования различных объектов и процессов
3. Графические системы трёхмерного моделирования
Задачи трёхмерного моделирования. Технология построения трёхмерных моделей. Средства трёхмерного моделирования. Каркасное моделирование. Поверхностное моделирование. Твёрдотельное моделирование. Типы поверхностей
4. Современные методы разработки промышленных изделий
Цифровое прототипирование. Технология трёхмерного макетирования. Виды трёхмерного оборудования: дисплеи, принтеры, сканеры. Функциональные прототипы. Использование оборудования с числовым программным управлением для создания макетов
5. Основы моделирования технологических процессов
Использование систем автоматизированного проектирования для моделирования технологических процессов. CAM-системы
6. Сквозной метод проектирования изделий
Интегрированные системы и комплексы сквозного проектирования. Алгоритм сквозного проектирования. Моделирование различных процессов в интегрированных САПР. Автоматизация расчётов. Методы корректировки объекта моделирования. Типовая функциональная схема процесса проектирования изделий в условиях функционирования интегрированных САПР Лабораторные работы 10 Анализ конструкции элементов мехатронных модулей и систем.
Создание трёхмерных моделей различных типов.
Создание сборочных трёхмерных моделей.
Создание технологических моделей на основе трёхмерных моделей.
Проверка модели на ошибки методом имитации Самостоятельная работа обучающегося при изучении раздела 2 56 Изучение методов разработки математических моделей.
Анализ интегрированных систем автоматизированного проектирования.
Создание трёхмерных моделей автоматизированных и ме- хатронных систем по образцу.
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление результатов лабораторных работ и практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической литературой Итого по разделу 2: 104 УП.04 Учебная практика
Практика по моделированию несложных модулей САУ 72 Всего: 319 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТребования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Типовые узлы и средства автоматизации», «Основы компьютерного моделирования» и лаборатории «Автоматизация технологических процессов».
Оборудование учебного кабинета «Типовые узлы и средства автоматизации»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
комплект бланков технологической документации;
наглядные пособия (образцы, плакаты, учебные модели, мехатронные модули и узлы, учебные стенды);
комплект приспособлений и узлов автоматизации, приборов и устройств, контрольноизмерительной аппаратуры, инструментов, приспособлений.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
DVD-фильмы;
персональные компьютеры и компьютерные системы (классы);
электронные лаборатории;
компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные программы. Оборудование учебного кабинета «Основы компьютерного моделирования»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект приспособлений и узлов автоматизации, приборов и устройств, контрольноизмерительной аппаратуры, инструментов, приспособлений;
оборудование для создания макетов по трёхмерным моделям.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
DVD-фильмы;
компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
лицензионное программное обеспечение: Autodesk AutoCAD, Autodesk Inventor, CAD/CAM система ADEM, KELLER, SL, MTS;
электронные лаборатории.
Оборудование лаборатории «Автоматизация технологических процессов»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
учебное автоматизированное оборудование;
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
комплект бланков технологической документации;
наглядные пособия (образцы, плакаты).
комплект приспособлений и узлов автоматизации, приборов и устройств, контрольноизмерительной аппаратуры, инструментов, приспособлений;
профессиональные фрезерный и токарный станки с ЧПУ.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
персональные компьютеры и компьютерные системы (классы);
электронные лаборатории;
компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные программы;
интегрированные CAD/CAM системы.
Информационное обеспечение обучения.Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературыОсновные источники: Афонин А.М., Петрова А.М., Царегородцев Ю.Н., Ефремова Ю.Е. Теоретические основы разработки и моделирования систем автоматизации. — М.: Форум, 2011.
Герман-Галкин С.Г. Проектирование мехатронных систем на ПК. — СПб.: Корона-Век, 2011.
Кондаков А.И. САПР технологических процессов. — М.: Академия, 2007.
Подураев Ю.В. Мехатроника: основы, методы, применение. — М.: Машиностроение, 2007.
СхиртладзеА.Г., Лазарева Т.Я., Мартемьянов Ю.Ф. Интегрированные системы проектирования и управления. — М.: 2009.
Харазов В.Г. Интегрированные системы управления технологическими процессами. — СПб.: Профессия, 2009.
Дополнительные источники: Быков А.В., Силин В.В., Семенников В.В., Феоктистов В.Ю. Черчение, моделирование, механообработка. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Егоров О.Д, Подураев Ю.В. Конструирование мехатронных модулей. — М.: МГТУ «Станкин», 2004.
Пантелеев В.М., Прошин В.М. Автоматизация. — М.: Академия, 2008.
Подлипенский В.С., Сабипин Ю.А., Юрчук Л.Ю. Элементы и устройства автоматики. — СПб.: Политехника, 1995.
Карнаухов Н.Ф. Электромеханические и мехатронные системы. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
Шишмарев В.Ю. Типовые элементы систем автоматического управления. — М.: Академия, 2004.
Шишмарев В.Ю. Автоматизация технологических процессов. — М.: Академия, 2005.
Шишмарев В.Ю. Автоматика. — М.: Академия, 2005.
Журналы: «Современные технологии автоматизации», «Измерительная техника», «Мехатроника», «Контрольно-измерительные приборы и средства автоматики», «Телемеханика»,
«САПР и графика», «Рациональное управление предприятием», «РИТМ», DMG Magazine,
«Металлообработка и станкостроение».
Интернет-ресурсы:
1. Автоматика и телемеханика. Вычислительная техника // Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. — http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуляРезультаты (освоенные ПК)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Проводить анализ систем автоматического управления с учётом специфики технологических процессов
правильность разработки технологических процессов с использованием систем автоматизированного проектирования;
точность и грамотность оформления технологической документации;
грамотный выбор методов моделирования элементов автоматизированных и мехатронных систем, а также моделирования технологических процессов;
правильное определение статических и динамических характеристик промышленных объектов и их анализ;
грамотное определение качественных параметров системы автоматического управления по различным критериям и характеристикам
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях и лабораторных работах (при выполнении и защите результатов лабораторных работ, практических занятий);
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ПК 4.2. Выбирать приборы и средства автоматизации с учётом специфики технологических процессов
обоснованный выбор первичных преобразователей технологических параметров объекта регулирования;
правильность анализа схем мехатронных систем с учётом специфики технологических процессов;
обоснованный выбор системы автоматизированного проектирования для разработки элементов автоматизированных и мехатронных систем
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях и лабораторных работах (при выполнении и защите результатов лабораторных работ, практических занятий);
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ПК 4.3. Составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления
грамотность и качество выполнения схем и узлов систем автоматизации и мехатронных систем;
точность и грамотность оформления конструкторской документации;
проектирование структурных, функциональных и принципиальных схем блоков, устройств и систем автоматического регулирования;
выбор датчиков по оценке погрешностей их измерений
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях и лабораторных работах (при выполнении и защите результатов лабораторных работ, практических занятий);
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ПК 4.4. Рассчитывать параметры типовых схем и устройств
качество выполнения расчётов переходных и передаточных функций типовых схем и устройств систем автоматического управления;
выбор корректирующих устройств на основе динамических характеристик САУ
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях и лабораторных работах (при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.);
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ПК 4.5. Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации
грамотное определение эргономических характеристик конструкций элементов и блоков автоматизированных и мехатронных систем;
грамотная оценка эргономических характеристик конструкций при моделировании объектов с использованием систем автоматизированного проектирования;
правильность выбора и анализа характеристик интерфейса систем автоматизированного проектирования для решения конструкторских и технологических задач.
оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях и лабораторных работах (при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.);
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки несложных САУ;
оценка эффективности и качества выполнения оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки несложных САУ оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные носители оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 5. Использовать ин- формационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работа с интегрированными системами автоматизированного проектирования;
моделирование элементов мехатрон- ных и автоматизированных систем;
использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями взаимодействие:
с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов);
с преподавателями и мастерами в ходе обучения;
с потребителями и коллегами в ходе производственной практики оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий проведение самоанализа и коррекция результатов собственной деятельности при выполнении коллективных заданий (проектов);
ответственность за результат выполнения заданий оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации планирование и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики;
определение этапов и содержания работы по реализации самообразования оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности анализ инноваций в области разработки и моделирования систем автоматизации технологических процессов оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы:
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т. д.;
при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)