Классный час на тему Убеждения. Как они складываются
Убеждения. Как они складываются
Цель:
- показать, что убеждения человека зависят от его знаний, нравственной культуры и среды его обитания; доказать, что от убеждений человека зависят его решения и поступки.
- раскрыть содержание понятий: поведение, убеждение, выбор поступка, знание, решение, желание, линия поведения.- понятия и принципы «хочу» и «надо».
- отражение нравственной культуры и убеждений человека в его поступках.
Ход классного часа:
Объясните, как вы понимаете выражение «уважать человека, его свободу».
Разъясните содержание понятий: личность, свобода, уважение.
Почему мы не одобряем неуважение, унижение, оскорбление человека?
Что означает невербальное общение?
Можно ли тоном голоса, жестом и мимикой лица обидеть человека?
Докажите необходимость вырабатывать в себе манеру поведения? Почему?
Может ли кто-нибудь за вас научиться уважать людей?
Как вы считаете, нужно ли человеку, совершая действия и поступки, быть убежденным в своей правоте?
Что же заключает в себе понятие «убеждение»?
Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд, точка зрения человека на что-нибудь. Убеждение - нравственная основа деятельности личности, позволяющая ей совершать сознательно поступки и действия, с разумным пониманием необходимости и целесообразности решения. Убеждение - называют глубоко укоренившиеся в сознании человека нравственные нормы, идеалы, правила, принципы и понятия, которым он обязательно следует.
Убежденность - отношение человека к своим поступкам и убеждениям, мыслям, действиям, в которых проявляется его уверенность в собственной правоте... представляет собой морально-психологическую основу развития в человеке определенных качеств характера: мужество или трусость; волю или безволие; стойкость или слабость; выдержку и терпение или вспыльчивость, нетерпение и т.д.
Согласны ли вы с этими определениями? Или нет? Почему? Обоснуйте свое мнение.
Что означает понятие линии поведения человека?
Человек всегда имеет выбор для решения проблем, по какому пути идти и какую линию поведения выбрать. Что же такое «выбор»?
Выбор - способность личности ставить цель, принимать решение, добиваться ее выполнения.
Решение - это процедура морального, сознательного выбора поступка, действия, отношения, часто как результат анализа ситуации.
Правильность, гуманность решения зависит от способности личности принимать решения, со знанием дела, личным нравственным опытом и культурой личности.
Желание - внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь, или обладанию чем-нибудь.
Например, после окончания школы каждый из вас оказался перед выбором: какую профессию выбрать, как реализовать себя в жизни. Это немаловажная задача. От этого зависит вся ваша дальнейшая жизнь. Главное не ошибиться. Приняв решение, необходимо добиться поставленной задачи, реализовать ее, потому что, если человек занимается нелюбимым делом, он не может приносить пользу обществу и главное получать удовольствие от своей работы.
А как думаете вы? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Приведите свои примеры, когда человеку необходимо в жизни сделать свой выбор и добиться намеченной цели.
Поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, т.е. нравственная деятельность человека, характеризующаяся целенаправленное и нравственно-мотивированное действие.
Существует понятие «линия поведения», т.е. у человека сложилась относительная последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности человека или коллектива.
Линия поведения - направление, образ действий, взглядов, поступков человека в общении с людьми.
Действуя, мы совершаем поступки, которые отнюдь не всегда несут положительный заряд. Если убеждение человека соответствует нормам нравственной культуры, то, безусловно, поступки человека оценивается со стороны одобрительно. Но, к сожалению, бывает иначе, т.е. человек, не задумываясь над тем, что он делает, совершает поступки отрицательные, некоторые люди совершают такие поступки специально, которые не одобряет общество. Например: подросток обидел младшего, оскорбил старика или украл что-либо с прилавка магазина.
Поступки, действия человека отражают его уровень нравственной культуры. Давайте вспомним, какую структуру имеет нравственная культура:
нравственное сознание;
нравственное отношение;
нравственная деятельность.
Как вы понимаете, что входит в эти понятия? Подумаем над смыслом стихотворения Маргариты Алигер.
И все-таки настаиваю я,
И все-таки настаивает разум:
Виновна ли змея в том, что она змея,
Иль дикобраз, рожденный дикобразом?
Или верблюд двугорбый, наконец?
Иль некий монстр в государстве неком?
Но виноват подлец, что он подлец.
Он все-таки родился человеком!
Как вы понимаете эти слова М. Алигер?
Почему она считает, что подлец виноват в том, что он подлец?
Чем отличается человек от животного?
Как это отражается в выборе поступков?
Поступок - решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Поступок - часть нравственной деятельности, действие как единое целое дел, целей и средств, намерений, мотива и последствий... отражение морального сознания человека. Можно сказать, что поступок слагается из некоторых элементов: мотив, намерения, цели, деяния, последствия самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.
Что нужно делать человеку, чтобы не совершать опрометчивых поступков? Как вы думаете?
Обучаясь управлять своими чувствами, психологическим состоянием, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера.
Управлять своими чувствами можно используя: самоодобрение, самоубеждение, самокритики, самовнушение. Если человек может управлять своими чувствами, ему будет легче преодолеть противоречия между «хочу» и «надо» сделать.
Надо - то, что очень нужно человеку, коллективу, государству.
Хочу (хотеть) - иметь желание, намерение, цель, ощущать потребность в чем-либо.
Столкновение «хочу» и «надо», часто приводит к конфликтам или конфликтным ситуациям, в которых убеждения человека, его умение отстоять честь, достоинство и долг, показать, что может разрешить его совесть, проявляются очень ярко.
Если нравственные нормы определяют содержание поступков и действий человека, предписывают, что и как должны делать люди, то культура поведения раскрывает каким конкретно образом выполняет человек нравственные нормы и требования в своих действиях и поступках, каков внешний облик человека, в какой мере ограничено, естественно и непринужденно эти нравственные нормы слились с его образом жизни, стали для него повседневным жизненным правилом.Уровень знания и убеждения человека этого нравственного требования найдет выражение в вежливости, деликатности, тактичности в общении с людьми, верность в данном слове и обещании, бережное отношение к чужому времени и т.д., т.е. оно включает много нравственных норм.
К культуре поведения относится и культура труда, т.е. способность человека правильно организовать рабочее время и место, умение найти целесообразные приемы и операции для максимального достижения высоких результатов труда и высокого уровня производительности труда. Как вы это понимаете? Обоснуйте свое мнение.
ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ
Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой?
Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:
Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
Влияние кино, интернета, СМИ.
Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)
Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.
Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.
Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена эмоций и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.
Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.
Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:
либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
либо — с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.
Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:
стремление к счастью;
избегание несчастья.
Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста.
С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения.
«Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» — такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.
С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»
Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.
Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как эгоизм, властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.
Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.
В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.
Можем ли мы сделать вывод, что поведение человека и уровень его культуры характеризует (отражает) его духовную и морально-этическую культуру, его убеждения в необходимости выполнять нравственные нормы и правила.