Статья Наглядный пример как одно из составляющих воспитания школьников с нарушением слуха в современных условиях. 
Наглядный пример как одно из составляющих воспитания школьников с нарушением слуха в современных условиях.
  
                                                                              Степанова Ольга Юрьевна, сурдопедагог.
                                                                   ГОУ «Вычегодская специальная (коррекционная) 
                                                              Общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида.»                                                  «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы  взглянуть.  
                                                    И лучше проводить меня, чем указать мне путь,
                                                     Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
                                                     Слова порой запутаны, пример же – никогда.
                                                     Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
                                                     Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ
                                                     И если всё мне рассказать, я выучу урок.
                                                     Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
                                                     Должно быть, можно верить и умным словесам.
                                                      Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
                                                      Вдруг я не правильно пойму прекрасный твой совет
                                                      Зато пойму как ты живёшь: по правде или нет.
   Определяющим условием развитием личности в школе-интернате для детей с нарушением слуха являются отношения, которые складываются во взаимодействии учащихся и педагогов, отражающиеся в микроклимате интерната, его жизненном укладе. Поведение , позиции педагога накладывают свои отпечатки в сознании детей на ровне с их родителями. Дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Также личный пример учителя по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения школьников к нравственным,  патриотическим, народным традициям. Поэтому исходя из того, что , дети большее время проводят в интернате, пример педагога самый мощный способ воздействия на ребёнка.
   Как пишет А.С.Макаренко, «Воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создаётся собственной жизнью и собственным поведением родителей». Педагоги в школе-интернате для наших детей без преувеличения, можно сказать, являются вторыми родителями. В поведении воспитателей и учителей, дети черпают привычки, чувства, стремления, находят корни авторитета, который должен заключаться в самих педагогах, исходя из положительного отношения к детям. В младшем школьном возрасте дети с нарушением слуха сталкиваются с рядом вопросов, на которые родители зачастую не могут правильно ответить. «Почему я не слышу? Почему именно я?» и т.д. Поэтому в интернате таким детям помогают учиться жить в мире слышащих, быть не хуже, а зачастую и лучше своих слышащих сверстников. Мы знаем всегда лучше получается то, что самому нравится делать. Исходя из этого, на протяжении нескольких лет ребята  учатся  готовить в кружке «Кулинария». Педагог сама с удовольствием  собирает различные рецепты, проводит калькуляцию при покупке продуктов. Чем обучает школьников к дальнейшей взрослой жизни. Конечно, наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить  те глубинные деформации в психологии многих детей, которые росли  в атмосфере дефицита семейного счастья и  материнского тепла. Сейчас я говорю о детях, чьи родители были лишены своих прав.  Сложная социальная среда негативный пример. Поэтому основной обучающий и воспитательный процесс проходит в стенах школы. Школьники приобщаются к творческому процессу,  которому большое внимание  уделяется в интернате. Посещая кружок «Батик» педагог личным примером показывает интерес к данному виду творчества, чем  подталкивает учащихся к  совместному  виду деятельности. Интересен и конечный результат – выставка. Учащиеся нашей школы  принимают участие  во многих выставках. Дети  стараются, подбирают тему будущего рисунка, и в этом  им, конечно, помогают  педагоги.  Большое место уделяется и развитию устной речи. Проводятся  речевые конференции, на которых школьники предлагают свои выступления, подготовленные со своими учителями – сурдопедагогами. Что показывает наглядно,  какие произошли  успехи по внятности речи. Совместно с учащимися воспитатели готовят  и проводят различные тематические вечера, сценарий «Мисс школы» совместно разработала воспитатель и учащиеся. Само мероприятие было проведено на высоком уровне. Потому что проходит уже не один год сложились определённые традиции. Сохраняя и развивая школьные традиции, патриотизма способствует и ежегодное возложение гирлянды и цветов к памятнику павшим воинам во время  Великой Отечественной войны. Старшеклассники самостоятельно под руководством педагога изготавливают гирлянду, украшают её и торжественно возлагают. Традиционные праздники призваны вызывать у юного поколения желание сохранять и поддерживать традиции своего народа, что очень актуально при воспитании детей  не только с нарушением слуха. Лишь показывая пример и давая объяснение,  возможно,  воспитать здоровую, гармоничную личность.   
   Специфика работы в школе-интернате  с учащимися с нарушением слуха несёт в себе  много передового педагогического опыта(семинары, конференции). Используются новые формы работ. Учащиеся с интересом берут их на вооружение при общении (работа с компьютером, радиоклассы). 
      Приобщение учащихся к   различным видам творчества, изысканиям и другим видам деятельности,  всё это даёт  представление  о формировании мотивационно-ценностного отношения  педагогов  и учащихся к традициям и нравственным принципам общества, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности  традиций и обычаев.
       Основные педагогические функции при работе в специальном коррекционном учебном заведении  заключается как уже было сказано выше в примере , стереотипных  правилах и требованиях. Личный пример , использование положительного опыта воспитания  детей предшествующих поколений. Через них транслируются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях, о правилах поведения, о поведении в общественном месте и т.д.  и реализуются через методы, приёмы и средства воспитания, заложенные в его  содержании, в педагогических взглядах. Приобщение неслышащих школьников к традициям и на примере способствует воспитанию нравственных качеств, трудовых навыков, физическому развитию и подготовке к будущей жизни в большом мире.