Статья Наглядный пример как одно из составляющих воспитания школьников с нарушением слуха в современных условиях.
Наглядный пример как одно из составляющих воспитания школьников с нарушением слуха в современных условиях.
Степанова Ольга Юрьевна, сурдопедагог.
ГОУ «Вычегодская специальная (коррекционная)
Общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида.» «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь,
Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ
И если всё мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму прекрасный твой совет
Зато пойму как ты живёшь: по правде или нет.
Определяющим условием развитием личности в школе-интернате для детей с нарушением слуха являются отношения, которые складываются во взаимодействии учащихся и педагогов, отражающиеся в микроклимате интерната, его жизненном укладе. Поведение , позиции педагога накладывают свои отпечатки в сознании детей на ровне с их родителями. Дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Также личный пример учителя по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения школьников к нравственным, патриотическим, народным традициям. Поэтому исходя из того, что , дети большее время проводят в интернате, пример педагога самый мощный способ воздействия на ребёнка.
Как пишет А.С.Макаренко, «Воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создаётся собственной жизнью и собственным поведением родителей». Педагоги в школе-интернате для наших детей без преувеличения, можно сказать, являются вторыми родителями. В поведении воспитателей и учителей, дети черпают привычки, чувства, стремления, находят корни авторитета, который должен заключаться в самих педагогах, исходя из положительного отношения к детям. В младшем школьном возрасте дети с нарушением слуха сталкиваются с рядом вопросов, на которые родители зачастую не могут правильно ответить. «Почему я не слышу? Почему именно я?» и т.д. Поэтому в интернате таким детям помогают учиться жить в мире слышащих, быть не хуже, а зачастую и лучше своих слышащих сверстников. Мы знаем всегда лучше получается то, что самому нравится делать. Исходя из этого, на протяжении нескольких лет ребята учатся готовить в кружке «Кулинария». Педагог сама с удовольствием собирает различные рецепты, проводит калькуляцию при покупке продуктов. Чем обучает школьников к дальнейшей взрослой жизни. Конечно, наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих детей, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Сейчас я говорю о детях, чьи родители были лишены своих прав. Сложная социальная среда негативный пример. Поэтому основной обучающий и воспитательный процесс проходит в стенах школы. Школьники приобщаются к творческому процессу, которому большое внимание уделяется в интернате. Посещая кружок «Батик» педагог личным примером показывает интерес к данному виду творчества, чем подталкивает учащихся к совместному виду деятельности. Интересен и конечный результат – выставка. Учащиеся нашей школы принимают участие во многих выставках. Дети стараются, подбирают тему будущего рисунка, и в этом им, конечно, помогают педагоги. Большое место уделяется и развитию устной речи. Проводятся речевые конференции, на которых школьники предлагают свои выступления, подготовленные со своими учителями – сурдопедагогами. Что показывает наглядно, какие произошли успехи по внятности речи. Совместно с учащимися воспитатели готовят и проводят различные тематические вечера, сценарий «Мисс школы» совместно разработала воспитатель и учащиеся. Само мероприятие было проведено на высоком уровне. Потому что проходит уже не один год сложились определённые традиции. Сохраняя и развивая школьные традиции, патриотизма способствует и ежегодное возложение гирлянды и цветов к памятнику павшим воинам во время Великой Отечественной войны. Старшеклассники самостоятельно под руководством педагога изготавливают гирлянду, украшают её и торжественно возлагают. Традиционные праздники призваны вызывать у юного поколения желание сохранять и поддерживать традиции своего народа, что очень актуально при воспитании детей не только с нарушением слуха. Лишь показывая пример и давая объяснение, возможно, воспитать здоровую, гармоничную личность.
Специфика работы в школе-интернате с учащимися с нарушением слуха несёт в себе много передового педагогического опыта(семинары, конференции). Используются новые формы работ. Учащиеся с интересом берут их на вооружение при общении (работа с компьютером, радиоклассы).
Приобщение учащихся к различным видам творчества, изысканиям и другим видам деятельности, всё это даёт представление о формировании мотивационно-ценностного отношения педагогов и учащихся к традициям и нравственным принципам общества, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций и обычаев.
Основные педагогические функции при работе в специальном коррекционном учебном заведении заключается как уже было сказано выше в примере , стереотипных правилах и требованиях. Личный пример , использование положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений. Через них транслируются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях, о правилах поведения, о поведении в общественном месте и т.д. и реализуются через методы, приёмы и средства воспитания, заложенные в его содержании, в педагогических взглядах. Приобщение неслышащих школьников к традициям и на примере способствует воспитанию нравственных качеств, трудовых навыков, физическому развитию и подготовке к будущей жизни в большом мире.