Семинар-практикум Предупреждение отставания и неуспеваемости. Как и чем помочь ученику?
Тема. Предупреждение отставания и неуспеваемости. Как и чем помочь ученику?
Цель: создать условия для расширения информационно-образовательного поля педагогов школы по теме семинара; повысить профессиональную компетентность по теме семинара
Задачи:
проанализировать причины неуспешности учащихся;
определить признаки отставания учащихся в ходе обучения;
определить пути преодоления трудностей;
определить ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими учащимися.
Форма проведения: семинар "Психотерапия неуспеваемости"
Ход занятия
1. Мотивация
Цель - сфокусировать внимание молодых специалистов на проблеме семинара и вызвать интерес к обсуждаемой теме
Ведущий. Уважаемые коллеги! Перед началом работы Вам предлагается подумать над кроссвордом
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
Слова для справок: обучение, отметка, умения, возрастные особенности, стимулирование способности, метод, здоровье, навык, мотивация, интерес.
Ведущий. Вам дано определение, найдите определяемое слово:
1. Освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (умения ).
2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста ( возрастные особенности ).
3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам
( способности).
4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки ( метод).
5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия ( здоровье ).
6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным ( навык ).
7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение
( обучение).
8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности ( мотивация?).
9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся
( отметка).
10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности (стимулирование).
11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять
( интерес)
2. Объявление прогнозируемых результатов семинара
Цель - обеспечить понимание участниками семинара смысла их деятельности, т. е. того, чего они должны достичь в результате занятия
Ведущий. Проблема неуспеваемости учащихся и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
Стремясь принципиально и объективно проанализировать причины слабой успеваемости учащихся и разработать систему деятельности по повышению качества знаний учащихся, мы посвятим этой проблеме семинар. Вместе постараемся разобраться в причинах неуспешности учащихся; определить не только признаки отставания учащихся в ходе обучения, но и попробуем определить ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими учащимися.
В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача педагогики.
Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости учащихся. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.
Учителя- предметники всегда стремятся дать ученикам как можно больше знаний. И как бывает обидно, что вкладываешь душу в работу, а ученики не могут запомнить то, что ты говоришь, не вникают в учебный материал. Давайте поразмышляем, почему это происходит. От чего зависит успешность обучения?
Центральная часть занятия
Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия
Упражнение 1
Составление кластера «Причины неуспеваемости учащихся»
Ведущий. Следующим этапом нашего семинара будет выяснение причин неуспеваемости учащихся. Работа в группах. Молодые педагоги должны в течение 5 минут записать причины неуспеваемости учащихся. Педагоги высказывают своё мнение. По результатам ответов создать кластер:
Ведущий. Как выявить отставание учащихся? Какие причины лежат в основе неуспеваемости конкретного учащегося? Начнём с того, что нужно определить признаки отставания учащихся. Любое отставание – это начало неуспеваемости учащихся. Давайте попробуем определить признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения
Упражнение 2
Корзина идей «Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся»
Ведущий. Отвечая на вопросы, определите признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Вопросы для обсуждения?
1.Может ли ученик наметить план решения задачи, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения?
2. Может ли ученик ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал?
3. Может ли ученик задать вопросы по существу изучаемого материала? Делает ли попытки найти дополнительные к учебнику источники?
4. Активен ли ученик? Отвлекается ли в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей?
5. Реагирует ли ученик эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи? Может дать оценку своей работе? Контролирует себя?
6. Может ли ученик объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано? Выполняет ли предписания правила? Пропускает действия, путает их порядок, может ли проверить полученный результат и ход работы?
7. Может ли ученик воспроизвести определения понятий, формул, доказательств? Может ли, излагая систему понятий, отойти от готового текста? Понимает ли текст, построенный на изученной системе понятий?
Ведущий. Исходя из ваших рассуждений, перечислите признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения
1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4.Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Ведущий. На показатель успеваемости оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины.
Вопреки распространенному мнению неуспеваемость учащихся далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при незнании причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств - это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. К сожалению, есть и учащиеся, которые плохо учатся вследствие неумелого, методически необоснованного преподавания. Только представьте, если учитель не будет заботиться о регулярном повторении и закреплении пройденного, не будет развивать на уроке речь учащихся, не будет учить класс работать активно и самостоятельно, не будет требовать от ребят точных, ясных и развёрнутых ответов, обязательного и чёткого выполнения всех заданий – классных и домашних. Если монотонная проверка домашнего задания отнимает минут 20 урока, если один учащийся у доски опрашивается в течение 10-15 минут, остальные ученики скучают и потихоньку занимаются посторонним делом. А в минуты, оставшиеся до звонка, учитель начинает торопливое и сбивчивое объяснение нового материала, содержание которого просто не успевает дойти до средних и слабоуспевающих учащихся. Раздаётся звонок – и учитель наскоро задаёт классу задание к следующему уроку, не успев толком разъяснить, как его надо выполнять. Одно из важных условий повышения успеваемости – систематический контроль за работой учащихся, опрос у доски, с места. Однако отдельные слабоуспевающие опрашиваются 1-2 раза в четверть, а на протяжении всего учебного года не более 6-8. Учитель предпочитает вызвать к доске хорошо успевающих учащихся и не обращается к отстающим. А спрашивает тех, от кого ожидают получить правильный ответ. Между тем опрос отстающих должен проводиться чаще, чем успевающих. Иногда учитель непроизвольно внушает своим ученикам, что они не могут учиться хорошо. Иногда приходится слышать на уроках подобные учительские оценки: «Ты, как всегда, отвечаешь плохо, другого ответа я от тебя и не ждала»; «Тебя можно совсем не вызывать, чтобы не тратить зря времени»; «Садись, ты учиться не можешь». Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
Закономерный итог: при такой организации образовательного процесса количество слабоуспевающих учащихся в классе постепенно увеличивается.
Итак, предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Упражнение 3
«Закончи предложение»
Ведущий. Разделить лист бумаги пополам. Над левым столбцом напишите: Мне трудно с этим учеником потому что .
Над правым напишите: У этого ученика есть замечательные черты»
Фамилия Имя учащегося_________________________________________________________
Класс___________
Мне трудно с этим учеником, потому что
У этого ученика есть замечательные черты
1.
1.
2.
2.
3
3
4
4
5
5
Ведущий.
Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?
Было ли трудным заполнить второй столбец? Почему?
Удалось ли вам назвать пять пунктов, описывающих «Замечательные черты» отстающих? Почему?
Появились ли у вас новые мысли о вашем ученике?
Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим учеником и лучше понять его? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Интерактивная игра « Карусель»
Цель - вовлечь всех педагогов в дискуссию, дать возможность каждой группе поделиться своими идеями с другими участниками семинара.
Ведущий. А сейчас попробуем ответить на главный вопрос семинара «Предупреждение отставания и неуспеваемости. Как и чем помочь ученику?»
Поделитесь вашими идеями, предложениями, как и чем помочь ученику, определите ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими учащимися. А ответить на главный вопрос семинара нам поможет игра «Карусель».
Обсудите данную проблему в группе, предложите идеи решения поставленной проблемы. Каждый записывает в свой бланк основные идеи по решению поставленной проблемы. Все члены группы дополняют (развивают) идею, заполняя бланк, передавая его по кругу друг другу.
После завершения выполнения своего задания группы по очереди (по кругу) представляют результаты своей работы. Как вариант, можно попросить педагогов сравнить идеи (предложения) предыдущих выступающих со своими идеями.
Бланк сбора идей
В чем заключается решение
В чем состоит проблема
В каком направлении можно развить идею
1-й чл.
2-й чл.
3-й чл.
4-й чл.
5-й чл.
6-й чл.
I идея
II идея
III идея
Таким образом, молодые педагоги создали "копилку" методических находок:
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно ориентированный подход и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На учебных и поддерживающих занятиях применять «карточки помощи», «памятки для учащихся», “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”, шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создавать специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим учащимся давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Учащимся задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учащихся концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаше обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учащихся при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим учащимся давать задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих учащихся подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки-консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.
Упражнение «Что ты думаешь о?»
Цель: помочь участникам еще раз взглянуть на пройденные этапы семинара и выразить свое мнение.
Ведущий. В завершении сегодняшней встречи думаю, что интересно и полезно обменяться впечатлениями об участии в семинаре. Делать это мы будем следующим образом. Участникам предлагается перечислить все упражнения, игры, задания, которые пришлось выполнить во время семинара, и оценить каждое упражнение исходя из степени полезности для себя и возможности его использования в своей практической деятельности.