Приемы, формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Приемы, формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, обобщить, систематизировать и повторить материал может помочь использование схем и таблиц. Предметная подготовленность и учебные тестирования и тренировки являются залогом успешной сдачи экзамена, позволяют реально повысить тестовый балл на экзамене. ЕГЭ по русскому языку проводится в форме тестов, а значит результат, который ученик покажет на экзамене, можно рассчитать заранее.
Тестовые задания ЕГЭ подобраны в соответствии с разделами русского языка.
Выявив недостаток знаний обучающегося по тем или иным разделам русского языка, нужно:
- представить саму систему языка в виде развернутой таблицы, включающей все разделы языка,
- познакомить с основными правилами этих разделов,
- обратить внимание обучающегося на тот раздел, который освоен недостаточно (в тестовых заданиях допущено большое количество ошибок.)
- последовательно и систематически вести работу по искоренению ошибок в каждом разделе
- представить схемы, относящиеся к определенному виду заданий ЕГЭ, в комплексе всей работы
Например: Морфологические нормы
2 Синтаксические нормы
3 Нормы управления
4 Нормы ударения
Освоив данные правила, необходимо провести тренинг по заданиям тестов.
- необходимо вести статистику ошибок, после изучения правила
- вносить результаты в общую таблицу по данному заданию
- подсчитывать количество правильных ответов
- определить количество предполагаемых баллов на экзамене
- трудные случаи запомнить, внести в таблицу ошибок.
Задания по синтаксису и пунктуации наиболее широко представлены в ЕГЭ. Поэтому необходимо наиболее ответственно подойти к повторению этих разделов. Обучающиеся в большинстве затрудняются в постановке знаков препинания, считая, что все правила изучить и запомнить нельзя, так как их великое множество. Но если в виде схем представить основные пунктограммы, то обучающиеся будут удивлены тем, что правил не так много. Тренинг по синтаксису и пунктуации можно осуществлять на примере любого текста ЕГЭ ( Части С):
- выделить грамматические основы
- составить схемы предложений
- объяснить знаки препинания, опираясь на таблицу основных пунктограмм.
Использование «схематизации» заданий ЕГЭ помогает систематизации знаний русского языка. Схема – маленький анализ изученного. Для правополушарных людей - это практические навыки для запоминания, для левополушарных – рисунок, образ, который отражается в сознании в виде картинки. Использование схем, таблиц при подготовке ЕГЭ поможет успешно сдать один из самых важных экзаменов в жизни, а также понять, что русский язык – это не такой уж сложный предмет, как кажется. И тогда русский язык станет поистине родным и понятным, а экзамен нетрудным.