Выступление на тему Психолого — педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ


Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ
по предметам: история и обществознание
Экзамен даже для хорошо подготовленного человека –всегда испытание сил и умений, знаний, находчивости .Обратимся к словарю , что говорит об экзамене всезнающий Даль: « Экзамен – испытание. С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен – проверочное испытание по какому-нибудь предмету . Тягостное переживание , несчастье ». Педагогам и родителям школьников важно понимать и всегда помнить , что экзамен является не только проверкой знаний , но и проверкой умения их использовать .
К сегодняшнему дню достаточно хорошо решена проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ , существует огромное количество сборников и пособий .Менее раскрытой является проблема психологической подготовки выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Современные исследования считают, что развитие болезней человека чуть ли не на 90 % случаев связанно со стрессом . А экзамен- это стресс и для школьников и для учителей и для родителей. Обследование подростков показало : у многих повышается артериальное давление до 170-180, пульс доходит до 120-130 ударов ( ВО ). Нарушается поведение в целом , нарушаются высшие ассоциативные процессы , лежащие в основе мышления, снижается память. Ситуация экзамена принадлежит ( именно) к аффективной ситуации, оказывает негативное влияние на нервную , сердечно- сосудистую и иммунную системы.
Профилактика экзаменационного стресса:
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма, необходимо пить воду .
Нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий, это снижает способность решать стоящие перед учеником задачи( нарисовать крест в виде буквы Х ).
Зевать 3-5 раз.
Упражнения на тренировку внимания .
Тренировка распределения внимания
Учащимся зачитывается 8 групп слов по 5 в каждой , из них одно лишнее . На слух исключить лишнее слово , не записывая, запомнить.
а) прямая, квадрат, ромб, прямоугольник , треугольник
б) дождь, снег, иней, ветер, град
в) треугольник, куб, квадрат, ромб, круг
г) горький, кислый, холодный, соленный , сладкий
д) чайник, тарелка, чашка, стол, кастрюля
е) ботинки, туфли, сапоги, шнурки, валенки
ж) тюльпан, лилия, фасоль, ландыш, розы
з) море, река, мост, пруд, океан
2. Нарисовать обеими руками одновременно квадраты, закрасить левый квадрат точками , а правый заштриховать .
3. Одновременно, записывая цифры от 1 до 20 называть их в обратном порядке.
Тренировка переключения внимания.
На доске записаны незаконченные числовые ряды . Прочитать их, пальцем в воздухе написать числа . Закончить ряды и заполнить числа , их завершающие
3 9 27 81 (243)
2 4 8 16 (32)
1 3 5 7 (9)
91 84 77 70 (63)
1 3 6 10 (15)
Зачитывается медленно стихотворение А.С. Пушкина « К морю». Необходимо выделить и заполнить прилагательные
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь воды голубые
И блещешь гордою красой
Как друга ропот задушевный
Как зов его в прощальный час
Твой грустный шум , твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Трудности при подготовке к ЕГЭ
Процессуальные трудности ( недостаточное знакомство с процедурой , незнакомое место , незнакомые взрослые, )
Личностные: убеждения и предрассудки , связанные с ЕГЭ, неадекватная самооценка.
Познавательные трудности : недостаточный объём знаний , недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями , неумение оперировать учебным материалом – это результат всего периода обучения в школе . Познавательный компонент – это высокий уровень организации деятельности : высокий уровень концентрации внимания , чёткость мышления , хорошая память , способность принимать правильное решение.
ЕГЭ для учащихся – серьёзное испытание , требующее психологической поддержки со стороны взрослых. Данные приёмы способствуют обучению способам позитивного конструктивного мышления и помогут учителю организовать работу по психолого- педагогическому сопровождению ЕГЭ.