Мастер-класс Оригами как способ развития технического творчества
Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная общеобразовательная школа № 11 города Нягани Ханты - Мансийского Автономного Округа-ЮГРЫ Мастер-класс «Оригами как способ развития технического творчества»
Ценекова Галина Викторовна учитель начальных классов
Цель:
-представление одного из способов развития технического творчества - оригами
Задачи:
-поделиться опытом с коллегами по развитию технического творчества через оригами в начальной школе;
-донести до сведения педагогов информацию о таланте и творчестве личности в современных социально – экономических условиях как двигателе интенсивного экономического развития страны и содействующего фактора национального престижа;
-развитие творческой активности педагогов;
Оборудование: бумага цветная, образец готового изделия, технологические карты, презентация: «Развитие технического творчества», фильм «Фокусы бумажного листа» (учащиеся на занятиях внеурочной деятельности с по 3 класс), проектор, ноутбук, экран, ножницы, фломастеры, клей, материал для оформления доски, фотоаппарат.Презентация: «Оригами как способ развития технического творчества»
«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…важно только, чтобы за призывами следовал труд», так говорил Василий Александрович Сухомлинский.
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых.
Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.
Творчество окружает нас повсюду. Мы не перестаём удивляться творениям рук человеческих: красивым зданиям, живописным картинам, захватывающим фильмам, модным нарядам, оригинальным украшениям, качественной современной технике и её возможностям. Следовательно, творчески мыслящий человек просто необходим нашему обществу!
Главной задачей школьного образования сегодня является развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Всем известно, что талант и творчество личности в современных условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческого потенциала невозможно заменить ни компьютером, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально – творческими способностями.
Как показывают результаты ряда исследований, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня креативности:
в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способности; к семи годам этот показатель падает до 17%; а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей.
Следовательно, развивать творческий потенциал ребёнка необходимо с младшего школьного возраста.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности.
Развивать техническое творчество ребёнка можно начать с самого простого - складывания фигурок из бумаги. Ведь складывание бумаги развивает мелкую моторику рук, улучшает память, сочетает образное и логическое мышление.
Любой человек, увлёкшись этим занятием, со временем начинает творить что-то новое, своё. Ему уже не интересно действовать шаблонно, по образцу, он стремится найти что-то такое, что ни у кого ещё не получалось.
Главное у ребёнка появляется желание улучшать то, что он уже сделал, творить, моделировать. И именно искусство оригами может стать тем толчком, который позволит расцвести творчеству, привить интерес к нему, и мир узнает об удивительных изобретениях и неожиданных конструкциях во всех сферах деятельности человека.
II.Фрагмент занятия по внеурочной деятельности «Фокусы бумажного листа».
-Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
-Я предлагаю фрагмент занятия или урока, а для этого ненадолго стать учениками и попытаться проявить своё творчество.
Отгадайте загадки:
Без рук, без ног,На брюхе ползает(червяк)
Прыгает пружинка,Зелёная спинка, С травы на былинку,С ветки на тропинку.(кузнечик)
В деревне есть часы такиеНе мёртвые, а живые.Ходят без завода,Они птичьего рода.(петух)
Ты весь мир обогреваешьТы усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,А зовут тебя все ...(солнце)
Ковёр зелёный украшают!
Нам настроение поднимают!
Все их любим: я и ты!
Это яркие…
(цветы)
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой. Бежал по речке голубой - Речка сделалась рябой. (Ветер)
-Мы получили слова – отгадки:
солнце, цветок, кузнечик, червяк, петух, ветер
( на доску)
-Что можно сделать с этими словами?
(написать, сосчитать, нарисовать, составить стихи, составить задачу, рассказ, сделать аппликацию, сделать поделку и т.д.)- Я предлагаю Вам сегодня заняться творчеством и смастерить наши отгадки в технике оригами.
Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом мира стал белый журавлик,Символом счастья – бумажный кораблик.Сказочных бабочек, розовых зайцевВыполнить можно при помощи пальцев.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Я, думаю, мы не хуже японцев. Смастерить данные предметы нам помогут наши золотые ручки и технологические карты.
(раздать технологические карты)
Наши герои готовы, и сейчас мы, проявив опять –таки своё творчество, превратимся в настоящих актёров театра-экспромта.
-Роли на доске, распределите их в группе.
( кто больше подберёт ласковых прилагательных к данному слову)
-Исполнители ролей прошу выйти на нашу импровизированную сцену:
(приготовить эмблемы с названиями ролей или «шапочки», либо с поделками)
Солнце
Цветки(2 чел.)
Ветер
Кузнечик
Червячок
Петух
Итак, сказка «Утро в лесу».
Ведущий читает текст:
Как прекрасно утром в лесу! Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце. Оно бросает свои лучи на зеленую поляну. Цветочки рады солнцу. Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками. Небольшой ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, радуется жизни, весело стрекочет. Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке. Тут появился голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух, предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой. Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны. А петух расстроился – опять остался голодным. Опустил он голову вниз и ушел ни с чем. Вновь выглянуло солнышко. А ветерок-спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке.
-Аплодисменты нашим артистам!
В современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализовываться.
Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Школа - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями. Так как творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Как сказал Гёте: «Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать».
III. ФИЛЬМ: «Фокусы бумажного листа»!!!
-Так развивают свои творческие способности наши ученики на уроках технологии и занятиях внеурочной деятельности.
-Вы сегодня занимались творчеством! Творчество украшает нашу жизнь, делает её ярче, интересней и даже способствует долголетию.
-Я желаю вам творчества, а значит долголетия!
Спасибо за внимание!
Фото с семинара.