Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по предмету «Моделирование производственных и экономических процессов»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО АКИМАТА
КГКП «БИЗНЕС – КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению курсового проекта
по предмету «Моделирование производственных и экономических процессов»
по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение / по видам/»
Составила преподаватель: Капашева Ш.М.


Семей – 2013 г
В методических рекомендациях приведены требования к содержанию курсового проекта и порядок ее выполнения, тематика курсовых проектов, требования к оформлению.
Предназначены для обучающихся по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение», по предмету «Моделирование производственных и экономических процессов».
Цель курсового проекта - углубление знаний в одном из основых направлений экономики а также применения экономики в области информатики. Учащиеся могут проявить свои знания, получить новую информацию и развить творческие способности. Работа над выполнением курсового задания способствует развитию навыков самостоятельного изучения, работы в Internet.
Обучающие задачи:
углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении выбранной темы;
формирование умений работы с программными продуктами;
развитие умений работы со специальной литературой и иными информационными источниками;
приобретение опыта научно-исследовательской работы и формирование соответствующих умений;
формирование умений выступать перед аудиторией с докладом при защите работы, компонентно отвечать на вопросы, вести профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в правильности принятых решений.
Воспитательные задачи:
Курсовое проектирование призвано воспитывать в учащихся:
уверенность в своих творческих и коммуникационных возможностях;
самостоятельность, ответственность за выполняемую работу;
навыки планомерной регулярной работы над решением поставленной задачи.
Развивающие задачи:
Курсовое проектирование способствует развитию у учащихся:
системного мышления;
интеллектуального творческого потенциала, способности принимать не шаблонное решение;
профессиональной письменной и устной речи.
Содержание
1 Назначение курсового проекта 3
2 Задачи курсового проекта 3
3 Тематика курсовых проектов 4
4 Содержание курсового проекта 5
4.1 Задание на курсовой проект 5
4.2 Содержание 5
4.3 Введение 5
4.4 Основная часть 6
4.5 Заключение 6
4.6 Список использованной литературы 6
4.7 Приложения 6
4.8 Требования к оформлению пояснительной записки 7
5 Порядок выполнения и защиты курсового проекта 7
6 Защита курсовых проектов. Критерии их оценки 8
7 Список литературы 8
8 Приложения 9
Назначение курсового проекта
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению курсового проекта по предмету «Моделирование производственных и экономических процессов» разработаны в соответствии с типовой программой, утвержденной УМС МО и Н РК по начальному и среднему профессиональному образованию. Протокол №8 от 13.11.2003 г. и предназначены для обучающихся по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение/по видам/».
Курсовой проект является одной из форм работы учащихся, при выполнении который все решения принимаются самостоятельно.
Курсовое проектрирование предназначено для практического усвоения учащимися основных разделов предмета «Моделирование производственных и экономических процессов», закрепление знаний по математическим и программным средствам, развития практических навыков комплексного решения задач на базе ПЭВМ.
В ходе выполнения курсового проекта учащийся должен учиться самостоятельно, работать с научно-технической литературой, решать отдельные прикладные задачи, работать в рамках современной технологии программирования, оформлять программную документацию в соответствие с требованиями стандартов, выступать перед аудиторией с целью защиты результатов своей работы.
Курсовой проект готовит учащегося к решению более сложной задачи, завершающей обучение - дипломному проектированию.
Роль руководителя курсовой работы при этом заключается в оценке принципиальных решений, методической помощи, контроле сроков и содержания работы.
2. Задачи курсового проекта
Задачей курсового проекта является комплексное решение вопросов проектирования и осуществления выбора модели для построения математической постановки задачи, реализация модели на ПЭВМ с помощью изученных или самостоятельно рассмотренных методов принятия решения, провести интерпретацию и анализ результатов, а затем оформить пояснительную записку.
При этом учащиеся самостоятельно решают следующий круг вопросов:
выбрать или построить математическую формулировку задач;
выбрать численный метод ее решения;
построить схемы алгоритма решения задач;
разработать алгоритм решения и обосновать его;
реализовать алгоритм на ПЭВМ, провести анализ программного обеспечения, разработать документацию ПО.
провести испытание (отладка) программы;
разработать программу;
оформить расчетно-пояснительную записку


3. Тематика курсовых проектов
Предлагаются нижеперечисленная тематика курсовых проектов. Кроме того, учащиеся могут по согласованию с консультантом выполнять курсовой проект по теме какого - либо предприятия. В этих случаях техническое задание и объем работы определяются консультантом.
Темы курсовых проектов:
1 Моделирование систем с распределенными параметрами
2 Моделирование случайного события. Моделирование полной группы несовместных событий
3 Моделирование случайной величины с заданным законом распределения
4 Моделирование нормально распределенных случайных величин
5 Моделирование системы случайных величин
6 Моделирование производственных процессов и систем
7 Моделирование систем массового обслуживания методом Монте-Карло
8 Моделирование марковских случайных процессов
9 Общие принципы построения моделирующих алгоритмов
10 Статистическое моделирование и прогнозирование
11 Компьютерное моделирование производственных процессов
12 Компьютерное моделирование с применением математических инструментальных сред и пакетов для динамических систем
13 Математическое и компьютерное моделирование
14 Сущность метода Монте-Карло и моделирование случайных величин
15 Моделирование в пакете Model Vision Studium колебаний жёсткого маятника
16 Моделирование в пакете Model Vision Studium колебаний материальной точки в поле кольца Тора
17 Моделирование в пакете Model Vision Studium колебаний системы грузов
18 Графический метод и симплекс-метод решения задач линейного программирования19 Метод потенциалов для решения транспортной задачи в матричной форме. Задача оптимального распределения ресурсов20 Моделирование производственных и экономических процессов
21 Использование линейного программирования для решения задач оптимизации
22 Моделирование производственных процессов
23 Имитационное моделирование экономических процессов24 Использование корреляционно-регрессионного анализа для обработки экономических статистических данных
25 Анализ чувствительности модели
Содержание курсового проекта
По заданному текстовому описанию объекта моделирования и числовым данным учащийся должен:
Выбрать или построить математическую формулировку задач;
Выбрать численный метод ее решения;
Провести испытание (отладка) программы;
Разработать программу;
Разработать алгоритм решения и обосновать его;
Реализовать алгоритм на ПЭВМ, провести анализ программного обеспечения, разработать документацию ПО;
Оформить пояснительную запсику.
В пояснительной запсике должны быть отражены этапы и результаты, полученные при выполнении курсового проекта. Общий объем пояснительной записки не должен превышать 20-25 листов, записка иллюстрируется схемами и программами, выполняемыми с соблюдением требований стандартов.
Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать в указанной последовательности следующие разделы:
Титульный лист;
Аннотацию (реферат, бланк, задания, подписанный руководителем)
Содержание с указанием страниц;
Введение;
Разделы и подразделы основной части;
Заключение;
Список литературы;
Приложение (тексты программ)
4.1. Задание на курсовой проект
Задание на курсовой проект может быть вписано в стандартный бланк.
Оно должно содержать сведение о колледже, специальности и дисциплине, по который выполняется курсовой проект, название ее темы, сведение об обучающемся, выполнявшем проект, дате выдачи и плановом сроке выполнения работы, фамилию и инициалы руководителя проекта.
В разделе «Содержание проекта» перечисляются все вопросы и устройства, подлежащие разработке и расчету, в разделе «Оформление проекта» перечисляются выполняемые чертежи с указанием их формата; в разделе «Литература» проводится перечень источников информации, рекомендуемых по данной теме курсового проекта.
Задание может включать в себя научно-исследовательские разработки, экспериментальные исследования и тому подобное. Задание заполняется учащимися после выбора варианта работы и подписывается руководителем курсового проекта.
4.2. Содержание
В содержании приводятся все основные этапы выполнения курсового проекта с конкретным указанием листов: введение, основная часть: разделы и подразделы основной части, заключение, список использованных источников, приложения.
Слово «Содержание» пишут с прописной буквы в середине строки. Слово «страница» не пишут. Первый лист содержания является первым листом пояснительной записки и выполняется на листе с основной надписью по форме 2.
4.3. Введение
Введение кратко характеризует современное состояние использования программирования экономических и производственных процессов в целом и, в частности, в области конкретной темы курсового проекта, назначение и область применения. Обоснование выбора задачи.
4.4. Основная часть
В основной части раскрывается содержание основных этапов темы курсового проекта.
Дать теоритеческое описание темы;
Выбор и построение математической задачи;
Выбор метода и дать его описание;
Разработать алгоритм решения и обосновать его;
Реализовать алгоритм на ПЭВМ, провести анализ программного обеспечения, разработать документацию ПО;
4.5 Заключение
В заключении пояснительной записки курсового проекта приводится оценка полученных результатов. Возможно сравнение с реално существующими языками программирования.
Рекомендуется указать меропрятия, направленные на дальнейшее улучшение и применение преобразования алгоритма на одном из языков программирования..
4.6. Список использованной литературы
Список использованной литературы приводится после заключения и оформляется в соответствии с общими требованиями. Списку литературы должно предшествовать заглавие «Список использованных источников». .В список входит техническая и патентная литература, ГОСТы, периодические издания, справочники, учебные и методические пособия, а также сайты интернета, использованные в ходе выполнения курсового проекта.
Как правило, источники в списке перечисляются в порядке появления ссылок на них в тексте пояснительной записки. Допускается оформление списка в алфавитном порядке. На все источники списка в тексте записки должны быть ссылки.
4.7. Приложения
В приложения включается спецификация и вспомогательный материал:
Таблицы, схемы, графики, алгоритмы и программная запись, листинги программ, иллюстрации и др.
Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов пояснительной записки.
Приложения могут быть обязательными и информационными, а последние могут быть рекомендуемого или справочного характера.
Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.
Обозначением приложений служат буквы русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е,З,Й,О,Ч,Ь,Ы,Ъ, например «Приложение А». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
Все приложения должны быть перечислены в содержании пояснительной записки с указанием их обозначений и заголовков.
4.8. Требования к оформлению пояснительной записки
Общие положения
Пояснительная записка выполняется на листах формата А4 одним из следующих способов:
- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.
В этом случае текст набирается в редакторе WORD версии 2003, 2007 шрифтом Times New Roman. Размер шрифта – 14 пт, выравнивание – по ширине.
Рисунки выполняются в редакторах WORD, Excel, Paintbrush.
Поля страницы – верхнее и нижняя границы – 2 см, левая-3 см, правая-1,5 см.
Абзацы в тексте начинают отступом в 1 см.
Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Заголовки выполняют с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
К защите курсового проекта создается презентация, содержащая главную суть курсового проекта,
Титульный лист должен быть оформлен по образцу, представленному в приложении №2.
Задание на курсовой проект оформляются по образцу в приложении №1.
5. Порядок выполнения курсового проекта.
Задание на курсовой проект выдается согласно расписанию занятий на первой неделе интервала проектирования консультантом – преподавателем кафедры.
При выдаче задания с учащимися проводится вводная беседа о целях и задачах курсового проекта, порядке выполнения и защиты, указываются пособия и технические материалы, которые учащиеся могут использовать при проектировании.
Учащиеся, желающие выполнить проект по тематике предприятия, должны явиться на вводную беседу, имея на руках четко сформулированное техническое задание, в противном случае консультант имеет право выдать им свою тему, чтобы не задерживать начало работы над проектом.
К первому контрольному сроку (вторая неделя проектирования) учащимся должно быть выполнена 25% проекта (проработка литературы, составление структурной схемы).
Ко второму контрольному сроку (четвертая неделя) завершается составление реферативной части проекта, составлена математическая модель задачи, что соответствует примерно 50% проекта.
К третьему контрольному сроку (шестая неделя) должны быть выполнены все расчетные работы, составление программ, что соответствует примерно 75% проекта.
К четвертому контрольному сроку (седьмая неделя) должны быть написана пояснительная записка и отладка программ. В ходе работы над проектом учащиеся должны посещать консультаций по расписанию, а также сдавать отчет по выполненным работам к контрольным срокам, установленных преподавателем.
6. Защита курсовых проектов. Критерии их оценки.
Защита является формой проверки качества курсового проекта, степени достижения цели и успешности решения задач проектирования. В то же время подготовка к защите и сама процедура ее проведения также способствуют решению ряда задач проектирования.
Защита производится публично. На защите присутствуют, как правило, учащиеся проектирующей группы. На защите могут присутствовать преподаватели колледжа, а также представители предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей. Публичная защита позволяет ознакомить группу с работой ее членов, а также обеспечить единство требований к проектам у руководителей проектирования.
Защита состоит из доклада продолжительностью 5 – 8 минут и ответов на вопросы членов комиссии и присутствующих. Для иллюстрации доклада используются презентация работы, специальности компьютерные слайды.
По результатам защиты курсовых проектов (работ) выставляется зачет с дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно».
Для повышения объективности оценки рекомендуется предварительно оценивать по четырех бальной системе отдельные части проекта (работ), а также содержание доклада, стиль его представления (речь и иллюстрации), ответы на вопросы, ритмичность проектирования (соответствие сроков выполнения отдельных этапов работы плану-графику). Итоговая оценка формируется в результате усреднения промежуточных оценок.
Список литературы по темам курсовых проектов
Основные
Акулич И.Л. Математическое программирование впримерах и задачах. – М.: Высшая школа, 1986 г.
Власов М.П., Шимко П.Д. Моделирование экономичексих процессов. – Ростов-на –Дону, Феникс – 2005 (электронный учебник)
Яворский В.В., Амиров А.Ж. экономическая информатика и информационные системы (лабораторный практикум) – Астана, Фолиант, 2008 г.
Симонович С.В. Информатика, Питер, 2003 г.
Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов - кибернетиков. – М.: Наука, 1985 (электронный учебник)
Алесинская Т.В. Экономико-математические методы и модели. – Таган Рог, 2002 (электронный учебник)
Гершгорн А.С. Математическое программирование и его применение в экономических расчетах. –М. Экономика, 1968 г.
Дополнительно
Дарбинян М.М. Товарные запасы в торговле и их оптимизация. – М. Экономика, 1978 г.
Джонстон Д.Ж. Экономические методы. – М.: Финансы и статистика, 1960 г.
Епишин Ю.Г. Экономико-математические методы и планировании потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1975 г.
Житников С.А., Биржанова З.Н., Аширбекова Б.М. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. – Караганда, издательство КЭУ, 1998 г.
Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. – М.: ДИС, 1997 г.
Иванилов Ю.П., Лотов А.В. Математические методы в экономике. – М.: Наука, 1979 г.
Калинина В.Н., Панкин А.В. Математическая статистика. М.: 1998 г.
Колемаев В.А. Математическая экономика. М., 1998 г.
Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н. Исследование операции в экономике. Учебное пособие – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 г
Спирин А.А:, Фомин Г.П. Экономико-математические методы и модели в торговле. – М.: Экономика, 1998 г.
http://ru.wikipedia.orghttp://psbatishev.narod.ru/internet/11.htmhttp://kk.wikipedia.orgwww.kaznau.kzhttp://45minut.kzПриложение 1
КГКП «БИЗНЕС – КОЛЛЕДЖ»
Задание
на курсовой проект по дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов»
Обучающийся_________________________________________________________________
Группа___________Специальность______________________________________________
Консультант_________________________________________________________________
1.Тема курсовой работы
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.Основное содержание:___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Требование к оформлению
3.1 Пояснительная записка должна быть оформлена в редакторе Microsoft Word версии 2007, 2011 в соответствии с требованиями
Пояснительная записка выполняется на листах формата А4 с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.
Шрифт Times New Roman. Размер шрифта – 14 пт, выравнивание – по ширине.
Рисунки выполняются в редакторах Word,Excel,Paintbrush.
Поля страница верхнее и нижняя границы – 2см, левая-3см, правая-1,5 см.
Абзацы в тексте начинают отступом в 1 см.
Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны, четка и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Заголовки выполняют с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
К защите курсового проекта создается презентация, содержащая главную суть курсового проекта.
2. В пояснительной записке должны содержаться разделы:
Дата выдачи_________________.Дата окончания____________________
Руководитель____________________________________
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО АКИМАТА
КГКП «БИЗНЕС – КОЛЛЕДЖ»
Курсовой проект
По предмету: «Моделирование производственных и экономических процессов»
Тема:___________________________________________
«НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»
Выполнил обучающийся
гр. №________________
Фамилия И.О.
Проверила преподаватель: ___________________
Капашева Ш.М.
Семей-2013