Степень окисления,химия 8 класс
Предмет: химия
Класс: 8
Автор УМК: Обод Ольга Александровна
Тема урока: Степень окисления
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Технология построения: системно – деятельностный подход, работа в парах.
Цель:
Сформировать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений на примере бинарных соединений.
Задачи:
-формирование знаний о степени окисления и бинарных соединениях, актуализация знаний о ковалентной и ионной типах связей; формирование практических умений работы с цифровым оборудованием;
-продолжение формирования умения анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы, проводить самооценку; развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями; развитие исследовательских способностей учащихся
-привитие положительного интереса к предмету, навыкам самостоятельной работы; формирование навыков работы в группе; воспитание толерантности и дисциплинированности.
Планируемые результат: к концу урока учащиеся смогут давать определение понятию степень окисления, определять алгоритм составления формул бинарных соединений, указывать значения степени окисления в простых и бинарных соединениях, давать названия оксидам, гидридам, летучим водородным соединениям.
Оборудование: компьютер, медиапроектор .Технологическая карта урока
Этапы урока
Время Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности
1-2 мин Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.
(М.Горький).
Приветствует обучающихся. Создает рабочее настроение.
…Ребята, ваша активная работа на уроке позволит усвоить материал намного лучше . Словами М.Горького хочу начать урок. В них виден оптимизм и вера в будущее науки.
Это заряд для плодотворной работы на уроке. Улыбнитесь друг другу. Приветствуют друг друга улыбкой.
Настроились активно принимать участие на уроке. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.
Личностные:
осознанно входить в пространство учебной деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3 мин Предлагает проверить умения при написании химического диктанта Запишите под диктовку формулы элементов: магния, калия, фосфора; формулы молекул: поваренной соли, хлороводорода, хлорида бария, оксида водорода, углекислого газа.Записывают формулы простых веществ и известных бинарных соединений. Записывать формулы элементов и простых веществ и сложных веществ. Познавательные: переводить устный текст в письменный в виде знаков и символов.
Регулятивные:
понимать и сохранять учебную задачу
Личностные: формирование границ своего «знания» и «незнания»
3.Проверка написания химического диктанта.
4 мин Проводит фронтальную беседу. При изучении ионной и ковалентной полярной химических связей познакомились с бинарными веществами. Вспомним типичные бинарные соединения с такими типами связи. Какие вещества рассматривали в качестве примера для рассмотрения механизмов образования ионной и ковалентной полярной химической связи? Как образуется ионная и ковалентная полярная связь? Зачитывают простые и сложные вещества. Проверяют ответы . Вспоминают типы связей. За счет чего они образовались. Записывать формулы элементов и простых веществ, схематический процесс превращения атомом в ионы и образование общих электронных пар. Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему и затруднения.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
4.Связь изученного материала с новой темой
5 мин
Учитель, используя презентацию, организует фронтальную беседу. Просит вспомнить, как образуется ионная и ковалентная связь. Подводит к понятию степень окисления. Обсуждает смысл слова «условный».
Вспомним , что называется валентностью? Зная степень окисления можно составить формулы неорганических веществ. Что нам необходимо для этого? (освоить алгоритм, выполнять определенный порядок действий).
Какую тему урока мы будем изучать? (степень окисления). Какие цели к уроку мы поставим? Обучающиеся определяют тему урока и предлагают задачи урока:
давать определение понятию степень окисления, определять алгоритм составления формул, освоить принципы номенклатуры бинарных соединений и т.д. Объяснять механизм образования ионной и ковалентной полярной связи. Регулятивные: определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели.
Личностные: проявлять интерес к изучению предмета
5.Первичное усвоение новых знаний
6 мин
Выясняет, какие элементы имеют отрицательную и положительную степень окисления, когда нулевую и какие элементы с постоянной и переменной степенью окисления.
Работаем с карточкой 1«Правила». Прочитайте карточки, запишите в тетрадь, выполните задание
(См. приложение 1 карточки 1)
Обучающиеся работают в парах записывают содержание карточки в тетрадь, выполняют задание. Структурировать изученный материал и химическую информацию.
Давать определения понятиям.
Применять новые алгоритмы (номенклатуры, составления формул по с.о., определения с.о. по формуле) Познавательные: использовать различные источники для получения химической информации; фиксировать информацию разными способами.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь и взаимоконтроль в сотрудничестве.
6. Первичная проверка понимания
7мин Знакомит с алгоритмом определения степеней окисления по формуле и алгоритмом составления формул по известным степеням окисления.
Работаем в группах с карточками алгоритмами. (См.приложение 1 карточка 2,3,4)
Выступают с результатами парной работы.
Пользуясь ПСХЭ Д.И. Менделеева. Определять степень окисления х.элементов
Составлять формулы бинарных соединений по алгоритму. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли вслух и слушать других.
Регулятивные:
сравнивать способы действий с заданным эталоном
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5 мин
Предлагает проверить качество работы , выполнив индивидуальный тест. Ответьте на вопросы теста(См. приложение 2). Учащиеся индивидуально выполняют задание в тестовой форме.
Затем взаимно проверяют работы по эталону и оценивают по критериям. Пользуясь ПСХЭ Д.И. Менделеева. составлять формулы бинарных соединений. Давать названия бинарным соединениям Регулятивные: работать по алгоритму. Обнаруживать отклонения от эталона. Осознавать уровень качества усвоения
Познавательные: извлекать информацию из табличного текста переводить в знаки и символы.
Коммуникативные: работать в паре
8. Включение в систему знаний и повторение
7мин Подводит итог, задав вопросы по теме урока:что нового узнали? В каких заданиях были допущены ошибки?
Расскажите друг другу в паре, то, что вы услышали нового. Приводите свои примеры. Задайте друг другу вопросы на понимание.
Называют изученные понятия и определения, новые способы действий, приводят свои примеры.
Помогают напарнику выявить причины ошибок в тестах. Давать определения понятию степень окисления, названия бинарным соединениям, составлять формулы по степени окисления. Коммуникативные: строить высказывание, задавать вопросы. планировать учебное сотрудничество.
9.Рефлексия учебной деятельности
4 мин Обращает внимание на поставленные цели. Предлагает оценить деятельность по достижению своих целей. Заполните лист самооценки (приложение 3)
Составьте устно пожелания своему соседу по парте. Кратко укажите в ней какого результата вы достигли на уроке.
Заполняют лист самооценки.
Я научился… Понял… Ставлю себе оценку… Ставлю тебе за работу …Желаю тебе… Познавательные: анализировать свою деятельность.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные:
выражать свои мысли в соответствие с условием задания.
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
1-2 мин Задает домашнее задание Прочитать параграф 18, выучить правило и выполнить задания № 2,3 после параграфа. Записывают д/з, уточняют вопросы. Личностные:
ответственное отношение к выполнению учебных заданий.
Приложение 1
Карточка 1.
ПРАВИЛА:
Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: (; Mg0)
Степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна +1, а с металлами равна -1: (NaH-1, H+1Cl).
Степень окисления фтора в соединениях всегда равна -1: (HF-1, CaF-12).
Степень окисления кислорода в соединениях равна -2 (NO-2, Al2O-23), а в пероксидах -1 (H2O-12, O+1F2)
Степень окисления металлов в соединениях всегда положительная , у металлов I-A, II-A, III-A соответственно равна +1, +2, +3 .
Суммарная степень окисления всех атомов в молекуле равна 0.
Высшая степень окисления элемента равна (+№ группы).
Низшая степень окисления: для металлов равна 0, для неметаллов равна (№ группы -8).
Элементы в высшей степени окисления могут только принимать электроны
Элементы в низшей степени окисления могут только отдавать электроны
Элементы в промежуточной степени окисления могут и принимать, и отдавать электроны.
ЗАДАНИЕ:
Определить степени окисления элементов в веществах: Na2O; O2; H2SO4; N2; S; H2O; Al; Cu; HNO3; F2; Ca.
Подчеркнуть бинарные соединения.
Карточка 2.
Алгоритм определения степеней окисления по формуле:
Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. (Р2О-25); постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);
Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);
Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);
Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).
ЗАДАНИЕ:
Расставить степени окисления в соединениях: Na; K2O; Fe; CaCO3; AlCl3; Li3N; BaSO4; Zn; H2CO3; O3; OF2; CuSO4; NaOH; O2; SO3; KH; KOH; BaH2; H2O; NH3.
Карточка 3.
Алгоритм составления формул по названиям:
Записать знаки элементов (частиц) в порядке: на первом месте – положительно заряженную, на втором – отрицательно заряженную ( Al O );
Расставить степени окисления ( Al+3 O-2);
Найти наименьшее общее кратное (НОК) между значениями степеней окисления, записать его между ними в “окошечко”;
Разделить НОК на значение степеней окисления, полученные результаты записать как индексы (6/3=2; 6/3=3 Al2O3).
ЗАДАНИЕ:
Составить формулы веществ по названиям:
хлорид кальция
оксид железа (III)
оксид азота (V)
хлорид серы (IV)
сульфид хрома (VI)
гидрид магния
карбид алюминия
Карточка 4.
Названия бинарных соединений.
Изучив источник информации, дополните алгоритм, следуя которому составляют формулы бинарных соединений. Удачи!
Названия бинарных соединений состоят из двух слов.
1.Сначала называем неметалл, который стоит на втором месте. Его название всегда содержит суффикс –ид. Например:
Более электроотрицательный элемент в бинарном соединении Название
Хлор CL - Кислород О-2 оксид
Сера S-2 Фтор F- гидрид
карбид
Вром Вr2. Второе слово обозначает электроположительный элемент. Пишется в родительном падеже. Например КCL - хлорид (чего?) калия, NaF фторид натрия.
Примечание! Важно учесть, что электроположительные элементы могут иметь переменную степень окисления. Её нужно указывать в конце названия обозначив римской цифрой.
Например, у железа степень окисления может иметь значение «+2» и «+3». Поэтому вещество состава Fe2O3 называется оксид железа (III), Fe O называется оксид железа (II).
Приложение 2
Задание в тестовой форме
Выбери правильный ответ, обведи его кружком.
1.Условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов это:
а. заряд ядра б. степень окисления в. электроотрицательность2.Формула оксида меди (I)
а. CuO б.Cu2O в.CuO2
3. Название вещества формула которого Р2O5
а. оксида фосфора (v) б. оксид фосфора (II) в. оксид фосфора (III)
4. Магний и хлор образуют соединение формула которого:
а.Mg2CL б.MgCL2 в.MgCL5. Соотнеси формулы и названия стрелками:
1.MgCL2 а. оксид кальция
2.CaO б.хлорид магния
3.MgS в.оксид железа(II)
4.FeO г.сульфид магния
Приложение 3
Лист самооценки
Поставь знак «+» напротив верного утверждения.
Критерии Оценивание
Да Нет
Отвечал на вопросы учителя Активно работал в паре Мой вклад в работу пары значительный Выполнял тест самостоятельно Удовлетворен своей работой Доволен работой соседа по парте