Исследовательская работа: Изучение экологической оценки учебных кабинетов МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района Республики Тыва
Исследовательская работа на тему:
«Изучение экологического состояния
школьных помещений
МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак»
Выполнила: ученица 8 класса
Кара-Сал Людмила
Руководитель: учитель географии
Аткнина Надежда Викторовна
Содержание
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1. Обзор литературы
3. Практическая часть
3.1. Изучение визуального восприятия учебных кабинетов.
3.2. Оценка внутренней отделки учебных кабинетов.
3.3. Характеристика основных рабочих зон.
3.4. Оценка освещенности кабинета
3.5. Измерение и оценка параметров микроклимата учебного кабинета
3.6. Оценка состояния озеленения в кабинете
4. Заключение
Список литературы
1. Введение
Охрана и укрепления здоровья, является одним из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья учащихся. Снижение уровня здоровья сказывается на успешности обучения учащихся и в конечном итоге на успешности реализации всех государственных программ развития нашей страны.
Актуальность. Проблема экологического состояния учебных кабинетов сегодня является достаточно актуальной. Показателем актуальности данной темы является наличие проблем в данной области исследования. Здоровье учащихся определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования, рабочий день учащегося намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения приходится период интенсивного развития организма. Поэтому изучения имеющихся проблем в данной области исследования, сегодня является практической необходимостью.
Цель: выяснить экологическое состояние учебных кабинетов на основе сравнения визуального оценивания учащимися кабинета с результатами исследования.
Задачи: проанализировать экологическую среду учебного кабинета и её соответствие СГН. (Санитарно – гигиенические нормы); познакомиться с доступными методиками для исследования количественных и качественных показателей оценки кабинета; сделать вывод о санитарно-гигиеническом состоянии кабинета; разработать рекомендации по улучшению экологической среды.
Объект исследования: учебные кабинеты МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак, их экологическое состояние.
Предмет и методы исследования: качественные и количественные экологические показатели кабинета.
2. Теоретическая часть
Обзор литературы: мы начали изучение литературы. Провести экологическую оценку учебного места позволило изучение содержания СанПиНа (санитарные правила и нормы). Методика исследования рабочего места была взята на сайте Интернета. Таким образом, при написании работы была использована литература от специальной до Интернет-ресурсов.
Для выяснения экологичности нашей школы мы решили провести ряд исследований. Например, такие как, соответствие учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам: температурный режим, освещение, дизайн, озеленение. Поэтому мы решили поднять и изучить именно эту проблему. Проблему, касающуюся всех тех, кто каждый день находится в нашем втором доме – школе.
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Данная работа позволит расширить представления о влиянии экологической обстановки и визуальной среды на здоровье учащегося и преподавателя и побудить у них желание улучшать ее в настоящем и будущем. Проблема экологического состояния учебных кабинетов сегодня является достаточно актуальной. Здоровье учащихся определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования, рабочий день учащегося, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения приходится период интенсивного развития организма. Поэтому изучение имеющихся проблем в данной области исследования, сегодня является практической необходимостью. Мы решили изучить санитарно-гигиенические условия в школы как экологический фактор, оказывающий влияние на здоровье учащихся, проанализировать и оценить визуальную среду с позиций здоровьесбережения.
Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья учащихся – от директора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами. Проведено исследование и получены результаты об экологическом состоянии учебных кабинетов, чего ранее в МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак не проводилось. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования экологического состояния кабинетов в нашей школе.
3. Практическая часть
Изучив теоретические основы дизайна интерьера, нашу работу мы начали с оценки визуального и эмоционального восприятия учебных кабинетов и определения уровня их экологической комфортности. Правильно сформированный интерьер создает душевный комфорт, хорошее настроение и способствует продуктивной работе. Большое значение при этом имеют размещение мебели и предметов, освещение, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом. Важным фактором, влияющим на настроение и самочувствие человека, является и цветовая гамма помещения.
Выбирались учебные кабинеты с различной степенью благоприятности визуальной среды: (кабинет истории, кабинет тувинского языка, кабинет математики, кабинет географии, кабинет русского языка). Провели социологический опрос. Для этого были подготовлены анкеты, включающие вопросы о признаках визуальной среды, привлекательности, степени освещенности, удобства, интерьера и озеленения. Каждый вопрос оценивался респондентом по пятибалльной шкале. На основании полученных результатов был сделан вывод и даны рекомендации по изменению учебных кабинетов. По итогам проведенного нами опроса были составлены сводная таблица и диаграмма.
Таблица 1. Сводная таблица о результатах анкетирования
Критерий
к-т тувинского языка
к-т истории
к-т математики
к-т русского языка
к-т географии
1. Привлекательность
4
4
4
4
3
2. Освещение
2
3
5
2
3
3. Удобство
4
4
4
4
4
4. Интерьер
4
4
4
4
4
5. Озеленение
3
4
3
4
5
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 1. Диаграмма результатов анкетирования.
Эмоциональное и физическое состояние зависит от уровня комфортности зрительной среды помещения, в котором он находится. Большую роль здесь играет окраска стен и потолка. В исследуемых кабинетах мы видим правильно сформированную цветовую гамму. Для потолка и оконных рам использован белый цвет. Он значительно повышает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Удачный подбор тонов оклейки стен, потолков имеет не только эстетическое значение, но и влияет на эмоциональное состояние учащихся, их самочувствие и работоспособность.
кабинеты
Цвет стен
Цвет потолка
Озеленение
Освещение
Температура
Рабочий стол
География
Светло-зеленый
белый
18 штук
4/3
10°С
Соответ-т
Русский язык
Кремово-бежевый
белый
11
2/2
18-20°С
Соответ-т
Родной язык
Свето-зеленый
белый
4
4/2
21°С
Соответ-т
История
Кремово-бежевый
белый
12
4/3
21°С
Соответ-т
математика
Светло-зеленый
белый
6
4/4
22°С
Соответ-т
Неблагоприятная визуальная среда нередко является причиной глазных заболеваний, а оптимально подобранная мебель по росту способствует формированию правильной осанки. Наиболее благоприятны для человеческого глаза зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.
Самочувствие, работоспособность и состояние здоровья зависят от качества среды в кабинете, где находится рабочее место учащегося – его рабочий стол. За ним учащийся проводит несколько часов подряд. Плохая организация труда на рабочем месте может привести к физической и умственной усталости и даже к ухудшению здоровья. Мебель должна соответствовать правильной, удобной позе, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинетах применяются столы ученические (двухместные). Расстановка трёхрядная, кроме кабинета русского языка, где столы сдвинуты, каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с состоянием зрения и слуха, но не роста.
Озеленение кабинета как экологический фактор влияет сразу на несколько параметров учебной среды: дизайн интерьера, освещение, показатели относительной влажности и загрязнение воздуха в помещении. Анализируя видовой состав растений, мы отмечаем их многообразие. Мы оценили возможное влияние использующихся цветочно-декоративных растений на состояние здоровья человека.
Наши рекомендации:
Во всех кабинетах поставить недостающие лампы.
Для увеличения влажности посадить побольше комнатных растений в кабинетах тувинского языка математики.
Во всех кабинетах температурный режим не соответствует нормам.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: визуальная оценка учащимися и результаты исследования по поводу экологического состояния кабинета совпали, что уточняет и повышает достоверность результатов работы. Для количественного и качественного исследования оценки кабинета, использовались различные и доступные методы (приборы, расчеты, консультации специалистов). Проведенные несложные исследования доказывают, что состояние кабинетов по некоторым показателям не соответствуют СГН.
Рассмотрев влияние различных абиотических и биотических экологических факторов на состояние экосистемы пяти учебных кабинетов, мы выяснили, что в них не все благополучно. Но влияние вредных экологических факторов не только можно, но и нужно снижать! При соблюдении весьма несложных требований наши кабинеты станут безопасными, комфортными, то есть экологически чистыми.
Список использованных источников:
1. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждения»
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
Заголовок 115