Обобщение опыта работы школы по теме: Пришкольный участок МОУ Филимоновская СОШ


Год сдачи организации в эксплуатацию
Учебно-опытный участок (УОУ) УОУ МОУ «Филимоновская СОШ»
Дата создания УОУ (число, месяц, год) 01 сентября 1971г.
Район ЧебаркульскийОбразовательное учреждение МОУ «Филимоновская СОШ»
Размер участка 37 га
Количество учащихся в школе 225 чел.
в том числе членов УОУ 109 чел.
Директор образовательного учреждения (Ф.И.О. - полностью) Матвеенко Лариса Васильевна
Руководитель УОУ
(Ф.И.О., должность) Манакова Зинаида Юрьевна, зам. по АХЧ
Отрасль основной производственной деятельности учебно-опытного участка Овощи, декоративные растения
Адреса, № телефонов (телефаксов):
456418 ул. 8 Марта,1
с. Филимоново
Чебаркульский район
Челябинская область
тел. 8 (351-68) 49-1-83
е-mail moufilimonovo@mail.ruОбщая характеристика озеленяемой территории
Для учебно-опытной работы в нашей школе отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 37га земли. Большую площадь занимают многолетние насаждения. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу на участок для выполнения практических работ.
Участок хорошо огорожен со всех сторон. Вокруг ограды посажены деревья и кустарники.
Обеспеченность водой хорошая. Воду из шланга для обогрева подаем в емкость и оттуда разливаем ведрами, лейкой.
На участке имеются здание для хранения инвентаря и оборудования, помещение для подсушки после уборки и имеется овощехранилище. УОУ отвечает учебным, агротехническим и эстетическим требованиям.
Включает отделы: отдел цветочно-декоративных растений, отдел овощных культур, отдел начальных классов, производственный отдел.
Участок находится на самофинансировании.
Принимали участие в выставках урожая, конкурсе пришкольных участков.
Участок полностью обеспечивает потребности школьной столовой в картофеле, капусте, луке, моркови, свекле, огурцах, помидорах.
Работа на пришкольном участке осуществляется по учебно-производственному плану, принимаемому на общем собрании школы и утвержденному приказом директора школы. Содержание работы отвечает требованиям программ по технологии (сельскохозяйственный труд) начальных классов.
Трудятся учащиеся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроки технологии (с/х), а также на практические работы по природоведению в соответствии с программой и во время летней трудовой практики.
Во время летней трудовой практики учащиеся отрабатывают на пришкольном участке время, установленное данным Положением по графику, составленному заведующим пришкольным участком и утвержденному директором школы.
Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.
Во время работы на пришкольном участке учащиеся обеспечиваются всем необходимым оборудованием.
Цветочно-декоративный отдел
капуста
Графический план, отражающий озеленяемую территории
Цветочно-декоративный отдел
картофель
Свекла, морковь

План работы по озеленению территории МОУ «Филимоновская СОШ»
План работы учебно-опытного участка в 2015-2016 гг..№ Основные виды работ
Декабрь
1 Ремонт сельскохозяйственного инвентаря
2 Разбор и приобретение недостающих семян
3 Проверка сохранности картофеля, капусты, моркови, свеклы и других овощей, удаление загнившие.
4 Составление план посева овощных культур на будущий год.
Январь
1 Изготовление маркеров, рассадных ящиков. Заготовка бумажных стаканчиков для посева овощных культур.
2 Определение задач и разработка тем опытнической работы.
Февраль
1 Проверка сохранности семенного фонда. «Ревизия» картофеля: проверка «глазков»; удаление проростков. Обрывание у капусты верхних пожелтевших листьев.
2 Осматривание семенников моркови, свеклы, капусты.
3 До конца месяца посев семена перца и баклажанов на рассаду.
4 В это же время сеют в ящики на рассаду высокорослые и среднерослые томаты.
5 Знакомство с сортами ведущих сельскохозяйственных культур, их биологическая характеристика. Знакомство с организацией сортоизучения.
Март
1 Посев на рассаду низкорослых томатов для открытого грунта.
2 Посев семян ранних сортов белокочанной и брюссельской капусты.
3 Посев рассады агератума, сальвии.
4 Знакомство с вегетативным размножением растений.
Апрель
1 Уход за растениями, посаженными на рассаду.
2 До середины апреля высевают на рассаду среднепоздние сорта белокочанной капусты, а также цветной, кольраби, брокколи, краснокочанной.
3 Яровизация клубней картофеля.
4 Посев рассады огурцов.
5 Определение готовности почвы к обработке.
6 Знакомство с типами опыления растений.
Май
1 Подготовка почвы, внесение удобрений.
2 В первой декаде мая (с 1 по 10) посев корнеплодов. Закладка опыта по сортоизучению свеклы.
3 Высадка картофеля. Закладка опыта «Размножение картофеля разными способами.
4 С середины месяца высаживают рассаду ранней и среднепоздней белокочанной капусты, а также цветной, краснокочанной, кольраби. Проводят предпосевную обработку делянок под позднеспелые сорта капусты, теплолюбивые культуры.
5 В первой декаде мая высадка рассады томатов в парники.
6 В середине месяца в открытый грунт высаживают рассаду низкорослых томатов мартовского посева.
7 С 25 мая и до конца месяца посев в открытый грунт огурцов, тыквы, кабачков, патиссонов.
Июнь
1 В первой декаде (с 1 по 10) высадка в открытый грунт рассады томата огурца. Высадка рассады поздней белокочанной капусты. Высадка рассады перцев с цветочными бутонами в открытый грунт
2 Посев лука—батуна, щавеля, редьки, укропа, салата.
3 Профилактическая обработка посевов против вредителей и болезней.
4 Рыхление корнеплодов. В середине месяца прореживание корнеплодов.
5 Полив овощных растений
6 Прополка и окучивание картофеля.
7 Очистка и просушивание хранилищ под урожай.
8 Закладка компостной кучи.
9 Наблюдение за вегетацией опытных растений.
Июль
1 Борьба с сорняками. 
2 Регулярные поливы (ежедневно или через день) .3 Подкормки овощных растений, особенно капусты органическими удобрениями.
4 Пасынкование и подвязывание томатов
5 Сбор плодов огурца, томатов, кабачка, высаженных рассадой, а также редиса, зелени.
6 Составление рабочих планов по уборке овощных, картофеля и других культур.
7 Просушивание и уборка хранилищ.
Август
1 Подкормка томатов.
2 Уход за овощными культурами.
3 Борьба с насекомыми-вредителями.
4 Наблюдение за вегетацией опытных культур.
5 Уборка урожая томатов, огурцов.
Сентябрь
1 Вводная экскурсия на пришкольный опытный участок. Уборка урожая картофеля, корнеплодов. Подведение итогов опытнической работы.
2 Борьба с вредителями капусты.
3 Уборка урожая. Сбор овощных семян, выращиваемых на огороде.
4 Уборка картофеля.
5 С 15 числа до конца месяца убирают корнеплоды моркови, свеклы, репы.
6 Зеленые помидоры закладывают на дозревание.
7 Очищение делянок.
8 Заготовка семян.
Разборка пленочных укрытий, ремонт парника.
Октябрь
1 Отбирают и закладывают на зимнее хранение семенники.
2 Уборка капусты, укладывают ее на хранение.
3 Осенняя перекопка почвы.
4 Оформление результатов опытной работы и подготовка экспонатов на школьную выставку. Приготовление учебно-наглядных пособий. Учет урожая.
План
агротехнических работ
на учебно-опытном участке в 2015-2016 гг.
Виды работ Особенности работ Сроки проведения
Подготовка почвы Перед посевом площадь овощного отдела перекопать на глубину 20-25 см. и выровнять граблями. апрель
Разбивка участка Овощной отдел разбивается на грядки. апрель
Посев семян К семенам моркови и свёклы добавить немного семян салата(1/20), как маячной культуры. Посеять на глубину 2 см. – морковь, на глубину 3 см. – свёклу.
Семена огурцов высеять рядами в бороздки. Расстояние между рядами 70 см. Заделать перегноем на глубину 1,5 – 2см. Май
Высадка рассады в грунт Рассаду помидоров высадить рядами на расстоянии 70*40 см. Для получения придаточных корней рассаду высадить на большую глубину, чем она росла в парниках.
Рассаду ранней капусты высадить на расстоянии 50*50 см, для поздней – 70*70см.
Рассаду перца и баклажан высадить на расстоянии 40*30 см. С 1 по 10 июня
28 мая
После 10 июня.
Прополка и рыхление У моркови и свёклы рыхление произвести, как только появятся всходы маячной культуры, а когда появятся всходы моркови и свёклы, вручную полоть сорняки, в рядах удалить растения салата. Рыхлить мелко, не повреждая посева. У капусты, томатов, перца, баклажан рыхление произвести на 4-5 сутки после пересадки в грунт. По мере роста сорняков и появление корки рыхление повторить. Полив Поливать в засушливую погоду. В период образования кочана, налив плодов, образования завязи полив усилить. Первое прореживание После появления первого настоящего листочка оставить по одному лучшему растению на расстоянии 2 см. – у моркови и 3 см. – у свёклы. После появления двух настоящих листьев произвести прореживание огурцов в рядах на 25 см. Подкормка Произвести подкормку раствором минеральных удобрений ( сульфат аммония, суперфосфат, калийная соль) 15по 20 июня
Второе прореживание Когда морковь будет иметь корнеплод толщиной 1 см., растения проредить. Расстояние между растениями 6 см. При вторичном прореживании свёклы расстояние между растениями в рядке оставить 8 см. Подвязка С северной стороны на расстоянии 10-15 см от растения поставить колья. Подвязку повторить несколько раз по мере роста помидоров. ПасынкованиеУдалить все побеги в пазухах листьев, оставить на кусте 1-2 стебля. Пасынкование произвести несколько раз по мере образования новых пасынков. Уборка Уборку урожая произвести по мере созревания овощей и корнеплодов. Сбор семян Отобрать хорошо созревшие томаты, перцы, баклажаны, огурцы. Выпустить из них семена. Календарно-тематический план наблюдений и опытов
Тема опыта Площадь, кв. м Кол-во вариантов Кол-во повтор - тейОтветств.
класс Сроки выполнения
Размножение картофеля разными способами 60 3 - 5 Май-сентябрь
Сортоизучение свеклы 7 - - 7 Май-сентябрь
Типы опыления у растений на УОУ 4 6 Май-сентябрь
Список изготовляемых пособий
Название пособия Кол-во, шт.
Гербарий «Виды цветков и соцветий»» 10
Фотоальбом «Видоизмененные органы растений» 1
Фотоальбом «Виды плодов», изготовление коллекции семян. 1
Описания многообразия способов цветочно - декоративного оформления зеленых зон МОУ «Филимоновская СОШ»
Стиль кантри в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы.
Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых можно построить дом – дерево, кирпич, естественный камень, или другие элементы используемые в других сферах деятельности человека.


536575241300
Клумба «ПИРАМИДА»
Цветник правильной геометрической (округлой, выпуклой, плоской, вогнутой или прямоугольной) формы, размещаемый обычно в партерных композициях.


198755241300
МоноклумбаМоноклумбы – вся клумба или бордюр засаживается растениями одного вида (флоксы, георгины, астры, циннии, розы и т. д.). Очень эффектны клумбы из гортензий, штамбовых пеларгоний. Моноклумбы выглядят впечатляюще, особенно розарии или клумбы из георгинов, как однолетних, так и многолетних. Моноклумбы также используют для зонирования участка.

693420208280
МиксобордерСмешанный бордюр, красочный и своеобразный вид цветочного оформления (1,5 м и более, длина 4 м).
Размещение растений в миксбордере
На заднем плане высокие растения (0,8-1,5 м), на среднем – среднерослые (40-70 см), на переднем – низкорослые (до 30 см).



63563527940
Бордюр
Низкая узкая плотная кайма, как правило из одинаковых растений. Применяются бордюры для создания красочных, роскошных цветников из различных многолетников, которые сохраняют свою живописность в течение всего вегетационного сезона.

-1003301049655
2966720436880
Ассортимент цветочно-декоративных растений выращиваемых на территории ОУО МОУ «Филимоновская СОШ»
Цветочно-декоративный отдел
Цветочно-декоративный отдел служит для эстетического воспитания обучающихся и, в то же время, является очень удобным объектом для организации учебно-практических работ по сельскохозяйственному труду. Изучая цветочно-декоративные растения, обучающиеся знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, их морфологическими и биологическими особенностями, закрепляют знания по систематике, осваивают приемы озеленения территории, приобретают навыки по закладке цветников непрерывного цветения, оформлению клумб, правильно подбирать растения по цветовой гамме и другим особенностям.
Цветочно-декоративный отдел включает в себя цветники, расположенные перед зданием школы, возле мемориалов ВОВ, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль центральной дорожки и в разных отелах УОУ. Отдел представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников:
А – астра, агератумБ – бархатцы
В – василек
Г – гвоздика турецкая, георгины
Д – дельфиниум однолетний
З – золотой шар
И – ирис
К – колокольчик синий
Л – лилии
М – мальва
Н – настурция, ноготки
П – петуния гибридная
Р – ромашка крупно цветковая, роза декоративная
С – сальвия, сентябрины, сирень
Т – табак душистый
Ф – фацелия
Х – хризантемы
Ц – цинияЭ – эшшольцияУчебно-опытный участок
средней общеобразовательной школы села Филимоново
Учебный участок при нашей школе существует с 1971 г. Начали с малого. Выбрали место под участок, часть его осенью вручную перекопали, снятый дерн сложили на компост вперемешку с растительными остатками и листьями, внесли органические удобрения, опил, торф. Разбили 6 грядок размером 120×250 см. Весной на этих грядках посеяли морковь, свеклу, репу, лук, капусту, петрушку. Главной задачей было научиться выращивать сельскохозяйственные растения и цветы, узнать об особенностях овощных растений и подобрать условия, необходимые для получения хороших урожаев.
Совхоз «Новомиасский» помог нам распахать небольшой участок земли под закладку учебно-опытного участка при школе, провести осеннюю (зяблевую – под зимние морозы) вспашку, чтобы создать глубокий рыхлый слой почвы, заделать на глубину семена сорняков и вынести на поверхность подземные части сорняков.
Почву бороновали для перемешивания поверхностного слоя, разрушения почвенной корки. Очистили участок от растительных остатков, разбросали удобрение, торф, опил, известь и перекопали. Часть участка засеяли викой, а часть – засадили картофелем.
При планировке территории участка исходили из того, что он должен быть полезен, удобен, красив. На участке появились отделы: лекарственный, овощной, полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный.
Выбор культивируемых растений зависит от месторасположения участка, его освещенности солнцем, защищенности от холодных северных и восточных ветров.
В агротехнике используем севооборот. Одну и ту же культуру или группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения, получая из почвы определенные питательные элементы, истощают ее, и перестают давать хороший урожай.
Кроме того, разные сельскохозяйственные культуры подвержены специфическим болезням, воздействию определенных насекомых-вредителей. Поэтому чередование растений дает возможность эффективно использовать почву, а также успешно бороться с болезнями и вредителями. Культуры на грядках чередуем ежегодно (таблица).
Таблица. Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур
Культуры Лучшиепредшественники Минимальный срок возвратана старое место, лет Недопустимые предшественники
Капуста Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты 4–5 Репа, редька, редис
Картофель Морковь, свекла, лук   Томаты
Лук, чеснок Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста 3–4 Томаты
Морковь, петрушка, пастернак Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста 2–3  
Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны Картофель, лук, морковь, капуста, горох 2–3  
Репа, редька, редис Картофель, лук, морковь, свекла 3–4 Капуста
Свекла Картофель, огурцы, лук 2–3  
Томаты Морковь, свекла, лук 2–3 Картофель
Чтобы участок имел эстетичный вид, применяем совместные посевы овощных, ягодных и цветочных культур. Цветы и овощи, посаженные вместе, создают эффект неожиданности. Особенно хорошо с овощными культурами смотрятся тагетес, календула, настурция, бальзамин.
Структуру почвы (соотношение гумусных и минеральных частиц различной величины) на участке создаем при помощи внесения торфа, компоста, древесных опилок и органики.
Теплица средней общеобразовательной школы
села Филимоново
75120566040
Теплица размером 8х2 м в количестве одной штуки, предназначена для выращивания томатов, перца, огурцов. Имеет железный каркас, обтянутый пленкой. По бокам теплицы имеются две двери расположенные по бокам сооружения, для полного проветривания в жаркую погоду, для создания комфортной температуры для растений.
Весной в ней выращивается рассада овощных культур, летом в ней выращиваются томаты, перец и огурцы.
1104900208280
Материальная база учебно-опытного участка школы
Перечень сельскохозяйственного инвентаря
№ Наименование Кол-во, шт.
1 Лопаты 10
2 Грабли 10
3 Вилы 4
4 Носилки 4
5 Секатор 1
6 Шланг 1 (30 м)
7 Мотыги 10
8 Ведра 10
9 Лейки 5
10 Рыхлители 6
11 Садовые ножницы 1
12 Вилки 11
13 Пила 1
14 Посадочные ящики 6
 
Сельскохозяйственный инвентарь хранится в подсобном кирпичном помещении на территории УОУ. Для каждого вида инвентаря имеется собственное место – полки, ящики, ниши. За порядок в помещении отвечает дежурный ученик.
Органические удобрения (перегной, компост, опилки (мульча) хранятся в специально отведенном огороженном месте.Для хранения выращенной продукции имеется овощехранилище.
Имеется Водоснабжение водопроводное. На участке 3 крана, расположенных рационально. Имеются 3 металлические емкости 3х2 м для запаса воды.
Участок огорожен металлической изгородью.
Рациональное использование зеленых зон школы
в различных сферах деятельности.
Все учащиеся (1-11 классы) обеспечены дополнительным питанием за счет выращенной сельхозпродукции на пришкольном участке.
Овощи, выращенные на пришкольном участке, хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Излишки реализуются, вырученные деньги используются для нужд школы.
Количество овощей заложенные для организации дополнительного питания учащихся на 2015-2016 учебный год№ Наименование овощей и фруктов Кол-во заложенной с/х продукции, кг1 Картофель 800
2 Морковь 300
3 Свекла столовая 420
4 Капуста 550
5 Огурцы 62
6 Томаты
-свежие 220
7 Тыква 18
Использование созданных зеленых зон школы
в образовательной и воспитательной работе школы.
Учебно-опытный участок это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.
Практическая деятельность учащихся связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур с учетом местных климатических условий.
Учебно-опытный участок – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу.
В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные растения, а также животных, ставят с ними опыты.
Образовательные программы учебно-опытного участка
Программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника Биология 5-11классы
Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1-4 классы 5-8 классы
Окружающий мир (Мир вокруг нас) 3-4 класс.
Учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. В ходе практических занятий учитель может наглядно показать материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений.
Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
Ребята на участке собирают семена, производят калибровку, проверяют их всхожесть, производят посев; проводят работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
Именно на участке ребята познают первые навыки сельскохозяйственных работ, проводят первые опыты с растениями, учатся наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
На УОУ нашей школы учителями проводятся практические занятия.
В результате проведения таких занятий в школе учащиеся получают бесценный опыт по посадке и выращиванию комнатных растений, уход за ними. Учащиеся учатся обрабатывать почву и сеять семена, уметь вести учет полученного урожая. Все это помогает получить знания, которые в дальнейшем обязательно пригодится в жизни.
Мероприятия по природоохранной работе
Работая на пришкольном участке, ребята занимаются благоустройством школьной территории. Учатся красиво оформлять клумбы, поддерживать порядок на улицах, прилегающих к школе территориях. В будущем планируется работа по разведению редких растений. А также создать свою собственную экологическую тропу для проведения экскурсий с учащимися нашей школы, где будет дан обзор знаний по окружающей нас природе. В перспективе мы планируем заложить плодово-ягодный отдел для усиления витаминизированного питания школьников. Улучшить материально-техническую базу.
Патриотическое воспитание учащихся
Рядом со школой находится место памяти и скорби погибшим на войне односельчанам. Его смело можно отнести к территории учебного участка. На протяжении многих лет обучающиеся нашей школы ухаживают за данной территорией. Ребятами посажена клумба за которой они ведут уход в течение всего года.
Перспективы
В перспективе мы планируем заложить плодово-ягодный отдел для усиления витаминизированного питания школьников.
Улучшить материально-техническую базу, создать экологическую тропу для проведения уроков под открытым небом.
Продолжить опытническую и исследовательскую работу учащихся.