Конспект урока окружающего мира на тему: Размножение и развитие растений (3 класс)


Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (А.Плешаков)
Тип урока: комбинированный
Тема: Размножение и развитие растений
Цели урока:
Образовательные:
- формирование понятий "размножение" и "развитие" растений;
- формирование представлений о процессе «опыление» как необходимом условии для размножения семян.
Развивающие:
- развитие наблюдательности при работе с иллюстрациями;
- развитие логического мышления на основе отработки логических операций (развитие логических УУД):
а) анализ – при выделении приспособлений семян растений для распространения;
б) сравнение процессов размножения и развития разных растений;
в) установление причинно-следственных связей между процессом «опыление» и образованием плодов с семенами; между строением семян и способами их распространения;
г) обобщение при формулировке вывода при определении понятий «размножение» и «развитие» растений.
- развитие умения работать в паре, группе (коммуникативные УУД);
- развитие самоконтроля, умения оценивать свою работу и работу своих одноклассников при выполнении заданий в учебнике и тетради.
- развитие самостоятельности при организации моделирования.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;
- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Оборудование:
учебник «Окружающий мир 3кл», тетрадь на печатной основе, коробочки с семенами различных растений, лупы, карточки для проверки д/з, карточки для моделирования процесса развития растений, презентация «Растения-недотроги».

Ход урока:
I. Организационный момент. ( 2-3 мин)
Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Начнём урок окружающего мира.
-А теперь проверьте, всё ли у вас готово к уроку: ручки, тетради, книги?
Прежде, чем перейти к изучению новой темы, повторим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания по теме «Жизнь растений»
(10 мин).
1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).
-23241016700500
Карточка №1.
1. Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? Ответ напишите.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-1752605842000
Карточка №2.
1. Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? Ответ напишите.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
-1752608572500
Карточка №3.
1. Закончите предложения:
Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются_________________
_____________________________________________________________________________
Растение дышит и_____________________________________________________________
Вода в листья поступает из _____________________________________________________
Для дыхания живых существ растения выделяют __________________________________
2. Индивидуально-устный опрос.
Расскажите о питании растений. (В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям).
3. Фронтально-устный опрос.
- Как растения дышат? (Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ).
- Почему растения не могут жить без солнечного света. (Солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.Обобщение по домашнему заданию.
-Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Солнце, растения и мы с вами», узнали как растения дышат и питаются..
III. Изучение нового материала (20 мин).
1. Актуализация знаний.
-Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)
2. Определение темы и цели урока.
-Сегодня мы дальше продолжим знакомиться с жизнью растений.
Мы узнали, как растения дышат и питаются, как вы думаете о каких процессах растений, как живого существа, мы с вами будем говорить сегодня? (О развитии и размножении растений)
- Правильно. Тема нашего урока сегодня «Размножение и развитие растений». (открывается тема на доске). Откройте свои учебники на с. 78 и прочитайте ещё раз тему урока.
- Давайте поставим учебные задачи нашего урока.
Используйте слова:
познакомимся…..(с процессами размножения и развития растений)
научимся определять….(способ распространения семян в зависимости от их строения)

3.Изучение нового материала.
-23241012255400
План изучения темы по содержанию.
1.Понятие «район Северного Ледовитого океана».
-расположение на глобусе
-климат
-представители животного мира
2. Понятие «Антарктида».
-расположение на глобусе
-климат
-представители животного мира
3.Приспособления животных к жизни в холодных районах.
1. Понятие «размножение».
* введение понятия «размножение»
- Как вы думаете, что такое размножение? (Собираю ответы, некоторые записываю на доске).
Размножение – это способность организмов производить себе подобных особей того же вида.
Размножение — это процесс воспроизведения организмами себе подобных, обеспечивающий продолжение существования вида.Размножение — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
а) анализ приведенных понятий и выделение существенных признаков. (процесс «опыление»)
- Чем размножаются растения? (Растения размножаются черенками, отростками, семенами).
-Где образуются семена? (Семена образуются в плодах).
-А всегда ли на растениях образуются плоды с семенами? Послушайте такую историю.
(Рассказывает подготовленный ученик).
Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов.
-Значит, без какого процесса не могут образоваться плоды с семенами? (Плоды с семенами не образуются без опыления).
б) Выявление множества признаков. (строение семян в зависимости от способа их распространения)
- А теперь давайте посмотрим, как же распространяются семена? Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Практическая работа с картинками растений. (На парту раздаются коробочки с семенами и картинками клена, липы, березы, одуванчика, репейника, череды).
- Рассмотрите плоды с семенами (клена, липы, березы, одуванчика). У этих плодов есть крылышки, парашютики. Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.)
- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (С помощью крючков они цепляются за одежду человека, шерсть зверей.)
- Проверьте себя по тексту учебника на с.79.
- А у некоторых растений семена распространяются само разбрасыванием, например у бешеного огурца, недотроги.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об этих растениях (с презентацией).
Растения — недотроги
В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет, и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.
И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.
Растениям надо думать о расселении. Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер его плоды-парашютики и перенесет на необжитые земли. Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки, — вода унесет семена. А что делать тем, кто растет в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоем? Водные растения приспособились так: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.
Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.
- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (Собираю ответы.)
- Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
- А теперь вернемся к определениям. Выберите то определение, которое вы считаете лучшим.
(Дети выбирают определение и доказывают, почему они выбрали именно это определение)
- Давайте запишем его в тетрадь.
Физминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
2. Понятие «развитие».
-Ребята, что такое «развитие» растений?
Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей.
Развитие - это качественные морфологические и физиологические изменения, которые осуществляются в течение жизни растения.
а) Условия для прорастания семян.
- Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Многие из ваших родителей сажают разные овощи. Скажите, в какое время года это делают? (Это происходит весной).
-Почему весной? (Потому, что весной солнце становится ярче и греет больше).
-Молодцы! Кто видел или, может быть, сам принимал участие в посаде семян? Расскажите, как это происходит. (Семена сажают в землю, потом поливают их).
-Правильно, значит, какие условия необходимы для прорастания семян? (воздух, тепло, вода).
б) Стадии развития растений из семени.
- Какие изменения происходят в растении потом. (Собираю ответы)
- У вас на партах есть карточки, на которых изображены стадии развития растения. Кто узнал это растение? (Это фасоль).
- Расположите их по порядку.
(Ученики раскладывают карточки по порядку).
-Кто готов, проверьте себя учебнику на с.80. Сравните стадии, какой не хватает? (Высказывания детей).
Один из учащихся выходит к доске и рассказывает стадии развития растения.
9734552286000217360536195003381375368300047205903810000-234952603500
3234690133350Взрослое растение с цветами
0Взрослое растение с цветами
1882140123825Зелёный росток с листочками
00Зелёный росток с листочками

462534024765Взрослое растение с плодами и семенами
0Взрослое растение с плодами и семенами

семя проросток
с корешком
- Да, действительно. Весной, когда почва сырая и тёплая, семя набухает, раскрывается и выпускает корень, затем появляется росток. Зелёный росток устремляется сквозь почву к свету. Появляется первая пара листочков, затем вторая. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Появляются цветы. А на их месте плоды с семенами.
На рисунках в учебнике действительно не хватает стадии плодов и семян.
337756525527000- Но у каждого ли растения есть эта стадия образования плодов и семян? (только при условии опыления цветка)
-Сравните процесс развития разных растений.
1)семена выходят из земли и располагаются на стебле.
2)семена остаются в земле.
3)семена выходя из земли образуют листья.
-Вернемся к нашим определениям процесса «развитие». Выберите то определение, которое вы считаете лучшим.
(Дети выбирают определение и доказывают, почему они выбрали именно это определение)
Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей в благоприятных условиях.
- Давайте запишем его в тетрадь.
IV.Закрепление изученного материала. (10 мин)
1) Работа по учебнику на стр.80.
Ответьте на вопросы раздела «Подумай!»:
- Семя — это живое или неживое тело? Объясни.
- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
- Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?
Заключительная беседа:
-Итак, мы выяснили, что растения, как живые организмы, размножаются и развиваются.
Размножение – это способность организмов производить себе подобных особей того же вида.
Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей в благоприятных условиях.
-Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока? (да)
-Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.81
2) Работа в тетради на печатной основе.
задание 1, 4(стр. 34):
Вставь пропущенные слова.
Большинство растений размножается .... Плоды с семенами образуются на месте ... после .... Они распространяются с помощью ... ,...,.... Из семян в благоприятных условиях развиваются ....
V.Рефлексия.
Продолжите предложение
«Я узнал», (новое о размножении и развитии растений)
«Я повторил», (виды растений)
«Я запомнил». (условия, необходимые для размножения и развития растений)
VI. Итог урока. Оценка знаний.
- Как размножается большинство растений?
- Как образуются семена?
- Как распространяются семена?
- Какие условия нужны для семени, чтобы оно развилось в растение?
VII. Домашнее задание.
1)Задание для всех: Прочитать в учебнике статью «Размножение и развитие растений» (78—80); Выполнить задания 1, 2 (учебник, стр. 81);
2) По желанию:
Выполнить задания 3 (учебник, стр. 81);
Выполнить задания 3, 5, 6 в Рабочей тетради (стр. 34-35).