Методические рекомендации Особенности возрастного развития детей 7 лет
Консультация для родителей «особенности возрастного развития детей 7 лет»
Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания прием, когда учитель договаривается с родителями и они дают ребенку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять остроту страха, одиночества.В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школ и повстречаться с тревожным ребенком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации. Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях. Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!» Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребенка к чтению, воспитать любовь к книге также задача семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом (часто с подачи учителя): ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт глазами, телом имеет большое значение для психологического здоровья ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий 1012 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени. Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание совместного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач, экскурсий и т. д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка. Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ребенку найти свое место в школьной жизни. Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных и т. п. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместною труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат и т. д. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль. Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов. Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд укрепляет нервную систему, способствует успешности его обучения. Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем шкальном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию вот в чем состоит мудрость взрослого.В заключении уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья.Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей.Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единение родных людей. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы; семейные домашние задания; выставки, праздники, где родители и дети являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско родительских отношений.Желаю удачи!