Конспект урока Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение (8 класс)
Класс: 8 Предмет: химия Урок № 44 Дата_________
Тема урока: Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение
Цель:
Образовательная: сформировать знания о составе и классификации гидроксидов; сформировать умения называть гидроксиды и составлять формулы оснований; формировать представление о способах получения оснований.
Развивающие: развитие критического мышления через смысловое маркированное чтение текста; развивать познавательный интерес, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу; любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.
Оборудование: учебник, таблицы, схемы, образцы гидроксидов.
Тип урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА
Организационный этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Притча
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
Мораль: каждый из вас при желании может добиться хороших результатов сегодня, ведь вам всё по плечу!
Формулирование темы урока, целеполаганиеИгра «Третий лишний»
Формулы каких веществ оказались лишними?
Задание: расшифруйте ребус
2 = С 1 = В
Какой класс веществ будем изучать сегодня? (Тема урока)
Вспомните, по какому плану мы изучали предыдущий класс «Оксиды», сформулируйте цель и задачи нашего урока.
Актуализация знаний
Выполните задания на выбор:
1. Распределите приведённые формулы оксидов по группам, дайте им названия
К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, CrO3, CrO, P2O5, Mn2O7, Fe2O3, , Cr2O3
основные амфотерныекислотные
1*. Поиграйте в «крестики – нолики». Найди выигрышный путь. Объясните свой выбор.
CO2 CaO SO2
ZnO Al2O3 P2O5
FeOLi2O Mn2O7
2. Осуществите цепь превращений: Na → Na2O →NaCl2.* Решите задачу. Какая масса серной кислоты затрачивается на взаимодействие с оксидом алюминия массой 20,4 г?
Первичное усвоение новых знаний
«Мозговой штурм» Что знаете про основания?
Самостоятельная работа в парах по тексту § 41 (инсерт)
«+» - знаю; «н» - новое; «?» - не понял, есть вопросы; «-» - думал иначе
Первичная проверка понимания
Обсуждение, работа у доски.
Где поставили знак «н»?
Первичное закрепление
Работа в парах
Составить уравнения реакций: а) FeCl3 + NaOH→ б) Al(NO3)3 + KOH→
Первичная проверка: сумма коэффициентов? «8»
Вторичная проверка: по ключу:
а) FeCl3 +3 NaOH→ Fe(OH)3 + 3NaCl
б) Al(NO3)3 +3 KOH→Al(OH)3 +3 KNO3
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Выполнение заданий (на выбор)
А. 1. Выпишите формулы гидроксидов, дайте им названия:
HNO3Na2OKOHCuSO4Cu(OH)2Al2(SO4)3Ba(OH)2Mg(NO3)2Fe(OH)3NH4Cl2. Укажите, какие из них являются щелочами, для одного из них составьте 1-2 уравнения реакций его получения.
3. Осуществите цепь превращений:
Fe → FeO →FeSO4 →Fe(OH)2
Б. Тестовые задания:
1.Формулы только оснований записаны в ряду
а) FeO, KOH, Ba(OH)2, б) Na2O, CaO, CuO в) Fe(OН)2, Cu(OН)2, NaOH.
2. Какие вещества называются щелочами
а) Растворимые в воде оксиды, б) Нерастворимые в воде оксиды,
в) Растворимые в воде основания, г) Растворимые в воде вещества.
3. Формулы только щелочей записаны в ряду
а) Ba(OH)2, KOН, NaOH, б) Fe(OН)2, Cu(OН)2, NaOH, в) KOН, Na2O, Fe(OН)2
4. Вещество формула которого Mg (OH)2 называется
а) оксид магния, б) гидроксид марганца, в) оксид марганца, г) гидроксид магния.
5. Гидроксиду цинка соответствует формула
а) Zn(OH)2, б) Zn 2O, в) ZnOН, г) ZnO2.
6. Какие вещества следует выбрать, чтобы получить гидроксид железа (II)?
а) оксид железа (II) и воду б) воду и железо
в) соль: хлорид железа (II) и воду г) соль: хлорид железа (II) и гидроксид натрия
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
ОБЩЕЕ:§41
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ: выполните задания (на выбор) 1, 2,3 стр. 139
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Обсуждение «Личного результата» Я умею…. Я могу… Я затрудняюсь….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2 = С 1 = В
_____________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выполните задания на выбор:
1. Распределите приведённые формулы оксидов по группам, дайте им названия
К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, CrO3, CrO, P2O5, Mn2O7, Fe2O3, , Cr2O3
основные амфотерныекислотные
1*. Поиграйте в «крестики – нолики». Найди выиграшный путь. Объясните свой выбор.
CO2 CaO SO2
ZnO Al2O3 P2O5
FeOLi2O Mn2O7
2. Осуществите цепь превращений: Na → Na2O →NaCl2.* Решите задачу. Какая масса серной кислоты затрачивается на взаимодействие с оксидом алюминия массой 20,4 г?
____________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
А. 1. Выпишите формулы гидроксидов, дайте им названия:
HNO3Na2OKOHCuSO4Cu(OH)2Al2(SO4)3Ba(OH)2Mg(NO3)2Fe(OH)3NH4Cl
2. Укажите, какие из них являются щелочами, для одного из них составьте 1-2 уравнения реакций его получения.
3. Осуществите цепь превращений:
Fe → FeO →FeSO4 →Fe(OH)2
Б. Тестовые задания:
1.Формулы только оснований записаны в ряду
а) FeO, KOH, Ba(OH)2, б) Na2O, CaO, CuO в) Fe(OН)2, Cu(OН)2, NaOH.
2. Формулы только щелочей записаны в ряду
а) Ba(OH)2, KOН, NaOH, б) Fe(OН)2, Cu(OН)2, NaOH, в) KOН, Na2O, Fe(OН)2
3. Вещество формула которого Mg (OH)2 называется
а) оксид магния, б) гидроксид марганца, в) оксид марганца, г) гидроксид магния.
4. Гидроксиду цинка соответствует формула
а) Zn(OH)2, б) Zn 2O, в) ZnOН, г) ZnO2.
5. Какие вещества следует выбрать, чтобы получить гидроксид железа (II)?
а) оксид железа (II) и воду б) воду и железо
в) соль: хлорид железа (II) и воду г) соль: хлорид железа (II) и гидроксид натрия