Краткосрочный план урока в 9 классе на тему Типы сложносочиненных предложений 
Краткосрочный план урока
Класс  9 «А»
Предмет: русский язык
Тема урока
Типы сложносочиненных предложений
Ссылка
Среднесрочное планирование  и календарно-тематическое 9  класс. 
Общие цели: 
Образовательная:
 - повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений,.
Развивающая: 
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;- работать в парах; в группах;- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;- систематизировать материал в кластер.
Воспитательная:
- воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме 
Задача
Приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления  информации по изучаемой теме. 
Методы и методические приемы:
 целеполагание, прием «верные и неверные» утверждения ; составление кластера, рефлексия.
Применяемая технология: 
Модули:«Развитие критического мышления», ИКТ, «Талантливые и одаренные», «Оценивание для обучения, Оценивание обучения».
Тип урока
Урок усвоения новой темы, обобщения и систематизации знаний.
Ресурсы 
 Правила работы в группах (разработанные детьми). Тренировочные упражнения. Раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
 Деятельность учащихся
Психологический настрой 
3 мин
Организационный момент. Тренинг «Приветик»: создание атмосферы сотрудничества . 
(Хором) Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно,  я тебе помогу.                                                                                                                                    
Деление по группам.  Рефлексия на начало урока  каждый из группы должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом, закончив фразой: «Это мой тебе приветик».
Актуализация знаний
5 мин
Организует выход на тему  урока, целеполагание.
Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду – антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка – предложение.
А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)
Записываем тему в тетради.
Типы сложносочиненных предложений
Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке 
Опираясь на предложения, определяют тему, цели и задачи урока
(Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые
Реализация
10 минут
Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний. Чтобы легче было усвоить  материал, нам с вами необходимо переработать теоретический материал, данный в учебнике. (кластер, таблица и т.д.)
Сейчас каждая группа поработает со своим материалом. В итоге  получится сведения о типах   ССП.
Работа в группах:  
1 группа-ССП с соединительным союзом
2 группа-ССП с разделительным союзом
3 группа-ССП с противительным союзом.
Составляют (кластер, таблица и т.д.), выступает один из группы. Оценивают работы друг друга. Лидеры групп заполняют оценочные листы, учитывая критерии, в случае необходимости обращаются за консультацией к учителю
Объяснение у доски
Тренировочные задания  
8 мин
7-8 мин
5-6 минут
Организует практическое осмысление темы
Задание на понимание изученного материала. ( 10 минут)
Индивидуальная работа
«Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение, что: (буклет распечатан каждому ученику)
1. Предложение – это синтаксическая единица?(верно)1
 2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?(неверно сочинит союзами)0
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.(верно)1                         (101)
4.К противительным  союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(верно)1
5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (неверно)0
6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИТО ЛИ (верно)1(101)
7. В ССП простые предложения неравноправны? (неверно равноправны) 0
8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.(неверно. ставится)0
с соединительными союзами
9. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.(неверно. Но, а противительные)0
После выполнения задания у вас  должен получиться следующий ответ: 
«101 101 000».	Проверяем сразу.
Оценивание   «5»- 9 правильных ответов
                        «4»- 8 правильных ответов
                        « 3»- 5 правильных ответов
                        «2»- если ответил на 4 вопроса и меньше.   
Задание Работа в группах
1 группа –
(Найти ССП , выделить грамматическую основу,  объяснить значения союзов)   
1. Скромно вошла осень в берёзовую рощу, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд. 
2. Тихо падали  листья, и они шептались о чем – то своем.  
3. Когда приходит лето, начинается  футбольный сезон.
 4. Кружатся осенние листья и падают на землю.
 2 группа – (Найти ССП , выделить грамматическую основу,  объяснить значения союзов)   
1. Вьется седая паутина, но чувствуется дыхание осенней поры.
2. В небе засияла голубая просинь, а это означает, что наступила осень.
3. День был холодный, но ясный.
4. Мы изучаем разный предметы, чтобы знать основы наук.
3 группа– (Найти ССП , выделить грамматическую                                         
1. Или мы пойдем вместе,  или разразится гром.
2. Солнце село и спряталось за горизонт
3. То ветер подует  и тронет верхушки,  то  лягушки зашелестят в прошлогодней травою.
4. Мы будем участвовать в областной олимпиаде, если займем первое место в районе.
Проверка. Критерии 
1.Все выполнено верно -6б
2. Допущены ошибки - 3 балла
3. Все выполнено неправильно -0 баллов                                                                                            Проверка самостоятельной работы
Тестирование по теме Сложносочиненное предложение.
Критерии  оценки теста
10 вопросов  верно- «5»
8 вопросов верно- «4»
5 вопросов верно – «3»
Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
1.Определите сложное предложение. 
 А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны. 
 В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. 
 С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес. 
 D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела. 
 Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени. 
2. Определите сложносочинённое предложение. 
 А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. 
 В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей. 
 С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней. 
 D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. 
 Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей. 
3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно. 
 А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.  В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 
 С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять. 
 D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю. 
 Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: 
 А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси. 
 В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая. 
 С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. 
 D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. 
 Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: 
 А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра. 
 В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
 С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.    D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола. 
 Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 
 6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: 
 А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. 
 В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. 
 С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. 
 D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает. 
 Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 
7. Определите сложное предложение. 
 А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. 
 В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался. 
 С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно. 
 D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. 
 Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной. 
8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом. 
 А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину. 
 В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее. 
 С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 
 D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать. 
 Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами. 
 9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: 
 А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась. 
 В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
 С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. 
 D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. 
 Е) Охотник укладывал и носил  камни, не отдыхая. 
Ключ к тесту 
1.   D 
С 
3.  Е 
4.  А 
5.  А 
6. С 
7.  Е 
8.  В 
9.  А
Самостоятельная работа  - выполняют задания, оценивают себя по заданным критериям
Проверяют по слайдам выполнение работы.
Проверяют по слайдам выполнение работы.
(критерии)
Проверяют по слайдам выполнение работы.
(критерии)
Рефлексия
оценивание
5 мин
7 этап. Рефлексия урока (заполнение листа )  работа с листами оценивания.  Считаем количество баллов и выставляем оценки.
Благодарю за урок! Оценивание по индивидуальным  листам  самооценивания
1.На уроке я работал                                          
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                    
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался              
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я                                               
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                        
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Домашнее задание: упр 65 §5-7
Рефлексия
Оценивание
Приложение 1
«Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение, что: 
1. Предложение – это синтаксическая единица?
 2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
4.К противительным  союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? 
6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИТО ЛИ 
7. В ССП простые предложения неравноправны? 
8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.
с соединительными союзами
9. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.
                      Приложение 2
Задание Работа в группах
1 группа –
(Найти ССП , выделить грамматическую основу,  объяснить значения союзов)   
1. Скромно вошла осень в берёзовую рощу, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд. 
2. Тихо падали  листья, и они шептались о чем – то своем.  
3. Когда приходит лето, начинается  футбольный сезон.
 4. Кружатся осенние листья и падают на землю.
Задание Работа в группах
 2 группа – 
(Найти ССП , выделить грамматическую основу,  объяснить значения союзов)   
1. Вьется седая паутина, но чувствуется дыхание осенней поры.
2. В небе засияла голубая просинь, а это означает, что наступила осень.
3. День был холодный , но ясный.
4. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук.
Задание Работа в группах
3 группа– 
(Найти ССП , выделить грамматическую   основу, объяснить значение союзов)    
1. Или мы пойдем вместе,  или разразится гром.
2. Солнце село и спряталось за горизонт
3. То ветер подует  и тронет верхушки,  то  лягушки зашелестят в прошлогодней травою.
4. Мы будем участвовать в областной олимпиаде, если займем первое место в районе.
Приложение  3
Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
1.Определите сложное предложение. 
 А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны. 
 В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. 
 С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес. 
 D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела. 
 Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени. 
2. Определите сложносочинённое предложение. 
 А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. 
 В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей. 
 С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней. 
 D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. 
 Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей. 
3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно. 
 А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
 В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 
 С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять. 
 D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю. 
 Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: 
 А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси. 
 В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая. 
 С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. 
 D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. 
 Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: 
 А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра. 
 В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
 С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.   
 D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола. 
 Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 
 6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: 
 А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. 
 В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. 
 С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. 
 D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает. 
 Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 
7. Определите сложное предложение. 
 А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. 
 В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался. 
 С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно. 
 D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. 
 Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной. 
8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом. 
 А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину. 
 В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее. 
 С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 
 D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать. 
 Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами. 
 9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: 
 А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась. 
 В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
 С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. 
 D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. 
 Е) Охотник укладывал и носил  камни, не отдыхая. 
Фамилия имя _____________________________________________________________
1.На уроке я работал                                          
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                    
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался              
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я                                               
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                        
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Фамилия имя _____________________________________________________________
1.На уроке я работал                                          
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                    
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался              
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я                                               
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                        
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
1.На уроке я работал                                          
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                    
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался              
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я                                               
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                        
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Фамилия имя _____________________________________________________________
Лист оценивания
                   Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
Лист оценивания
                   Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
Лист оценивания
                   Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
15