Краткосрочный план урока в 9 классе на тему Типы сложносочиненных предложений
Краткосрочный план урока
Класс 9 «А»
Предмет: русский язык
Тема урока
Типы сложносочиненных предложений
Ссылка
Среднесрочное планирование и календарно-тематическое 9 класс.
Общие цели:
Образовательная:
- повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений,.
Развивающая:
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;- работать в парах; в группах;- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;- систематизировать материал в кластер.
Воспитательная:
- воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме
Задача
Приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Методы и методические приемы:
целеполагание, прием «верные и неверные» утверждения ; составление кластера, рефлексия.
Применяемая технология:
Модули:«Развитие критического мышления», ИКТ, «Талантливые и одаренные», «Оценивание для обучения, Оценивание обучения».
Тип урока
Урок усвоения новой темы, обобщения и систематизации знаний.
Ресурсы
Правила работы в группах (разработанные детьми). Тренировочные упражнения. Раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Психологический настрой
3 мин
Организационный момент. Тренинг «Приветик»: создание атмосферы сотрудничества .
(Хором) Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
Деление по группам. Рефлексия на начало урока каждый из группы должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом, закончив фразой: «Это мой тебе приветик».
Актуализация знаний
5 мин
Организует выход на тему урока, целеполагание.
Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду – антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка – предложение.
А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)
Записываем тему в тетради.
Типы сложносочиненных предложений
Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке
Опираясь на предложения, определяют тему, цели и задачи урока
(Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые
Реализация
10 минут
Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний. Чтобы легче было усвоить материал, нам с вами необходимо переработать теоретический материал, данный в учебнике. (кластер, таблица и т.д.)
Сейчас каждая группа поработает со своим материалом. В итоге получится сведения о типах ССП.
Работа в группах:
1 группа-ССП с соединительным союзом
2 группа-ССП с разделительным союзом
3 группа-ССП с противительным союзом.
Составляют (кластер, таблица и т.д.), выступает один из группы. Оценивают работы друг друга. Лидеры групп заполняют оценочные листы, учитывая критерии, в случае необходимости обращаются за консультацией к учителю
Объяснение у доски
Тренировочные задания
8 мин
7-8 мин
5-6 минут
Организует практическое осмысление темы
Задание на понимание изученного материала. ( 10 минут)
Индивидуальная работа
«Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение, что: (буклет распечатан каждому ученику)
1. Предложение – это синтаксическая единица?(верно)1
2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?(неверно сочинит союзами)0
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.(верно)1 (101)
4.К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(верно)1
5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (неверно)0
6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИТО ЛИ (верно)1(101)
7. В ССП простые предложения неравноправны? (неверно равноправны) 0
8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.(неверно. ставится)0
с соединительными союзами
9. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.(неверно. Но, а противительные)0
После выполнения задания у вас должен получиться следующий ответ:
«101 101 000». Проверяем сразу.
Оценивание «5»- 9 правильных ответов
«4»- 8 правильных ответов
« 3»- 5 правильных ответов
«2»- если ответил на 4 вопроса и меньше.
Задание Работа в группах
1 группа –
(Найти ССП , выделить грамматическую основу, объяснить значения союзов)
1. Скромно вошла осень в берёзовую рощу, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.
2. Тихо падали листья, и они шептались о чем – то своем.
3. Когда приходит лето, начинается футбольный сезон.
4. Кружатся осенние листья и падают на землю.
2 группа – (Найти ССП , выделить грамматическую основу, объяснить значения союзов)
1. Вьется седая паутина, но чувствуется дыхание осенней поры.
2. В небе засияла голубая просинь, а это означает, что наступила осень.
3. День был холодный, но ясный.
4. Мы изучаем разный предметы, чтобы знать основы наук.
3 группа– (Найти ССП , выделить грамматическую
1. Или мы пойдем вместе, или разразится гром.
2. Солнце село и спряталось за горизонт
3. То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней травою.
4. Мы будем участвовать в областной олимпиаде, если займем первое место в районе.
Проверка. Критерии
1.Все выполнено верно -6б
2. Допущены ошибки - 3 балла
3. Все выполнено неправильно -0 баллов Проверка самостоятельной работы
Тестирование по теме Сложносочиненное предложение.
Критерии оценки теста
10 вопросов верно- «5»
8 вопросов верно- «4»
5 вопросов верно – «3»
Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
1.Определите сложное предложение.
А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
2. Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
7. Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Ключ к тесту
1. D
С
3. Е
4. А
5. А
6. С
7. Е
8. В
9. А
Самостоятельная работа - выполняют задания, оценивают себя по заданным критериям
Проверяют по слайдам выполнение работы.
Проверяют по слайдам выполнение работы.
(критерии)
Проверяют по слайдам выполнение работы.
(критерии)
Рефлексия
оценивание
5 мин
7 этап. Рефлексия урока (заполнение листа ) работа с листами оценивания. Считаем количество баллов и выставляем оценки.
Благодарю за урок! Оценивание по индивидуальным листам самооценивания
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Домашнее задание: упр 65 §5-7
Рефлексия
Оценивание
Приложение 1
«Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение, что:
1. Предложение – это синтаксическая единица?
2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
4.К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами?
6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИТО ЛИ
7. В ССП простые предложения неравноправны?
8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.
с соединительными союзами
9. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.
Приложение 2
Задание Работа в группах
1 группа –
(Найти ССП , выделить грамматическую основу, объяснить значения союзов)
1. Скромно вошла осень в берёзовую рощу, и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.
2. Тихо падали листья, и они шептались о чем – то своем.
3. Когда приходит лето, начинается футбольный сезон.
4. Кружатся осенние листья и падают на землю.
Задание Работа в группах
2 группа –
(Найти ССП , выделить грамматическую основу, объяснить значения союзов)
1. Вьется седая паутина, но чувствуется дыхание осенней поры.
2. В небе засияла голубая просинь, а это означает, что наступила осень.
3. День был холодный , но ясный.
4. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук.
Задание Работа в группах
3 группа–
(Найти ССП , выделить грамматическую основу, объяснить значение союзов)
1. Или мы пойдем вместе, или разразится гром.
2. Солнце село и спряталось за горизонт
3. То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней травою.
4. Мы будем участвовать в областной олимпиаде, если займем первое место в районе.
Приложение 3
Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
1.Определите сложное предложение.
А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
2. Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
7. Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Фамилия имя _____________________________________________________________
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Фамилия имя _____________________________________________________________
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Фамилия имя _____________________________________________________________
Лист оценивания
Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
Лист оценивания
Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
Лист оценивания
Задания
Фамилия имя
Кластер
«верные и неверные утверждения»
Задания по группам
Тест
Итоговая оценка
15