Опыт работы по формированию читательской самостоятельности через работу с дневником читателя
Автор опыта:
Знаменщикова
Светлана Яковлевна,
учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская гимназия»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «Красногвардейская гимназия»
с. Плешаново, 2017
Опыт работы по теме: «Формирование читательской самостоятельности
через работу с дневником читателя»
Содержание
Введение ………………………………………………………….................. 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников………………... 5
1.1
Роль чтения в становлении личности ребёнка-читателя…………………………………………………………........ 5
1.2 Психологические аспекты формирования интереса к чтению….. 5
Глава 2 Система работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников через работу с «Дневником читателя».... 7
2.1 План внеклассной работы по формированию читательской самостоятельности и его структурные части…………………….….. 7
2.2 Дневник читателя и работа с ним……………………………………. 13
2.3 Анализ проделанной работы…………………………………………. 14
Выводы………………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………….... 18
Приложения…………….……..………………………………………………. 19
Введение
Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать.
Более того, проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.
ФГОС НОО и ООО включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Становиться необходимым уделить большое внимание основным направлениям по формированию самостоятельного, вдумчивого читателя. Мы посчитали целесообразным продолжить эту работу через дополнительное чтение и ведение читательского дневника новой формы, отойдя от формального указания объема прочитанных страниц (как в прежней форме дневника). Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть.
Зрелый читатель умеет:
•проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
•планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
•взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром;
Зрелый читатель имеет:
•культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
•духовно-нравственную культуру;
• интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Гипотеза Мною было сформулирована гипотеза, если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, а именно новую форму ведения «Дневника читателя», то это приведёт к повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей и природных задатков личности.
Цель данной работы: создание методических рекомендаций из опыта работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности через работу с «Дневником читателя».
Задачи:
выявить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников;
обобщить опыт ведения «Дневника читателя»;
разработать систему мероприятий, стимулирующих читательскую активность.
Методы работы: анализ методической литературы, диагностика, составление методических разработок мероприятий, уроков, родительских собраний, составление нормативной базы, регламентирующей порядок проведения и оценивания различных конкурсов.
Исследования проводились на основе авторских разработок Граника Г. Г.,Левина В. А. Пентина А.Ю. Светловской Н.Н. Жуковой И.Л..Кушнира А.М. Львова М.Р. Маланова С.В.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования
читательской самостоятельности младших школьников
Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя
Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении методиста В. А. Флерова «читать-мыслить, читать-жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то чувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги. В процессе чтения, по Н. Н. Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. [4,28] Если читатель вслушивается и вдумывается в «чужую» речь, запоминает сказанное, не искажая смысла, представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга-собеседник, то это означает, что он вступает в процесс чтения-общения. Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения. Процесс формирования ребёнка-читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.
1.2 Психологические аспекты формирования интереса к чтению
Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как, сила, влекущая к чтению.
Л. С. Выготский считает, что «основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес».[8,113] Интерес-мотив или мотивационное состояние, побуждение к познавательной деятельности возникает на основе влечения к той или иной области в процессе своего развития может перерасти в личностную потребность в активном деятельном отношении к своему предмету в склонность.
Любопытство – стадия, на которой интерес связан с новизной ситуации, занимательностью того или иного предмета, или ситуации. Дети отличаются любопытством. Они проявляют интерес к новым и неизвестным обстоятельствам.. По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивит их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением. В этом случае читатель выходит на уровень познавательного интереса Познавательный интерес характеризуется познавательной избирательной активностью. Главное на этой стадии поиск интересующей ученика информации. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Школьник стремится совершенствовать свою учебную деятельность. Познавательный интерес вооружает знаниями, умениями и навыками, содействует воспитанию мировоззрения, развивает самостоятельность, активность, выявляет потенциальные возможности ученика, приобщает к практической деятельности. На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг - собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическое применение знаний.
Надо научить ребёнка «видеть невидимое». Только при чтении человек мысленно перемещается из внешнего мира в мир внутренний: оказывается внутри другого. Ещё одно чудо чтения: «возможность в течение одной жизни пережить множество других». И самое главное чудо – это «самоузнавание». Узнавая себя в ком-то из героев, читатель отделяет себя от них, приходит к пониманию, что он другой. Осознание своего я – важнейшее открытие.
Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интерес ребёнка связан с деятельностью, направленной на удовлетворение возникшего интереса к предмету, ситуации. В нашем случае – к книге. На этой стадии обнаруживается достаточно сильные выражения эмоций, радости познания, удовлетворённость. Поддерживая интерес к чтению, в это время важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. Вживаясь, вглядываясь в чужой опыт, читатель приобретает знания о том, что бывает, что и в каком случае и как кончается в зависимости от нашего поведения. Таким образом, читатель ищет и находит себя и своё место в жизни. Книга становится другом, советчиком.
Глава 2 Система работы по формированию читательской
самостоятельности младших школьников
2.1 План внеклассной работы на 4 года по формированию
читательской самостоятельности и его структурные части
Особенностью внеклассной работы по литературному чтению является ее воспитывающий характер. Содержанием воспитывающей деятельности на внеклассной работе по литературному чтению, считал Л.В. Занков, являются размышления учеников - читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, с животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими жизненными вопросами.
Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомление детей сокружающем миром средствами искусства».
Основное содержание воспитывающей внеклассной работы в том, чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведения искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах.
К особенностям внеклассной работы по литературному чтению относится литературоведческая грамотность и усложняющаяся год от года читательская деятельность учащихся по анализу произведения.
Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать художественное произведение, определять приемы и способы создания художественной картины мира у авторов, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им.
Главным условием решения задач воспитания учащихся на внеклассной работе по литературному чтению является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Но как организовать этот процесс?
Для формирования читательской компетентности и самостоятельности у младшего школьника мы совместно с родителями разработали план внеклассной работы на 4 года. В план были включены различные мероприятия, способствующие формированию у детей читательской самостоятельности и развитию желания читать (см. Приложение 1).
Данный план работы направлен на организацию активной читательской деятельности младших школьников; формирование положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению; развитие читательских и речевых умений; стимулирование творчества детей, развитие индивидуальных способностей каждого ученика. В основе подготовки и проведения такой работы должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся.
Так как детям близки и интересны такие работы, которые приближены к их жизни, без которых современный ребёнок не может накапливать новый речевой опыт и развиваться творчески.
С 1 класса мною в начале каждого урока была введена книжная минутка, на которой учащиеся имели возможность поделиться знаниями о любимых прочитанных книгах. Это способствовало формированию информационной культуры учащихся, повышению познавательной активности учащихся, воспитанию культуры чтения, развитию коммуникативных навыков.
Во 2 классе книжная минутка сменилась пятиминуткой жужжащего чтения, на которой дети читают интересную им книгу. Также на уроках имеет место реклама прочитанной книги. Учащиеся приносят свою любимую книгу и рекламируют ее - рассказывают, чем книга им понравилась, о чем заставила задуматься. Т.е. цель стала более конкретной - детям нужно было заинтересовать одноклассников своей книгой, чтобы им захотелось ее прочитать. Чтобы данная форма работы не проходила стихийно, в начале месяца объявляется тема рекламируемых книг. Для проверки понимания прочитанного рекламодатели совместно со мной разрабатывают систему вопросов.
Очень интересно проходят конкурсы на литературную тематику, которые прописаны в плане. К каждому конкурсу разработано положение (см. Приложение 7) , в котором прописаны основные моменты проведения и оценивания. Обязательно к работе привлекаются родители. А некоторые мероприятия и конкурсы проводят сами родители. Так, например, в 3 классе планирую провести конкурс « Семейная рукописная книга», основной задачей которого является сплочение семьи для совместного сочинения и подготовки к конкурсу. Ведь читательская самостоятельность будет формироваться у учащихся намного быстрее и качественнее, если родители будут показывать своим детям пример, поэтому своей задачей я также считаю, насколько это возможно, привлечь родителей к семейному чтению.
Внеклассная работа по литературному чтению должна базироваться на первостепенной цели: для чего она нужна? Для введения в мир книг. Но самое главное для того, чтобы ему было интересно. И роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Выбор книг зависит от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующее: во-первых, объем. Может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность. Насколько дети способны воспринимать подобную информацию? В-третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к книгам.
Разрабатывая план внеклассной работы, мы учитывали и то, что от одной формы внеклассной работы к другой переход должен быть постепенным ( также с учетом тем программы). Формы могут быть самыми разными- от словесного сочинения-описания до викторины на знание текста, где приветствуются знания самых мельчайших подробностей. Например, игра « Что? Где? Когда?» по прочитанным произведениям.
При работе с произведениями по внеклассному чтению особо следует уделять внимание творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Это могут быть собственные вопросы, творческие ответы на неоднозначные вопросы, игры, сочинения, рисунки, инсценировка произведений, ведение читательских дневников, отзывы по прочитанным произведениям, ежегодный конкурс чтецов, праздники и мероприятия с родителями.
В урочное время периодически провожу выставку иллюстраций по произведениям, например, «Любимый герой», «По дорогам сказок..», «Любимая книга». Обязательно посещаем школьную библиотеку и центральную детскую библиотеку; совместно с библиотекарями проводим библиотечные уроки, проводим также совместные с родителями мероприятия
Также в практике моей работы ежедневно пополняется классная книга «Учись читать правильно»,включающая краткие литературные сведения, памятки юному читателю и т.д. Эту книгу могут пополнять также учащиеся самостоятельно, формулируя выводы и законы правильного чтения, исходя из знаний, полученных на уроках.
Большой интерес у детей вызывают литературные игры. Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника. (см. Приложение 2)
Литературная игра – это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений.
О. В. Кубасова считает, что игра-соревнование позволяет решить самые разные воспитательные и образовательные задачи:
- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивает настрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Игра-соревнование может иметь несколько вариантов, различные условия и правила.
Проведение игр-соревнований имеет большое значение еще и потому, что учащиеся видят сразу результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.
По мнению В.В. Лаврентьева, в игре чаще всего представляющей индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего не мыслим успех. Наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Но есть и простые варианты литературных игр - буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:
В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело.
Детский вариант:
Снегом зайчику на горке
Его лапки замело.
Очень нравится детям такой вид игры: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:
Широка и глубока
Под мостом текла …
Под корягой, под мостом …
Жил в реке усатый …
(С.Михалков.)
Слова: строка, дом, река, треска, дном, сом.
Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся с желанием и удовольствием. Это еще раз доказывает, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он не избрал бы в будущем.
Таким образом, в ходе соревновательной литературной игры отношение к «миру книг» формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики учащихся.
Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины – формы интеллектуальной игры, де успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.
Викторина – один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.
Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой».
Викторины составляются как по одному стихотворению, сказке рассказу, так и по двум и более произведениям одного или нескольких писателей.(см. Приложение 3)
Если ребенок недостаточно хорошо знает литературное произведение, его иногда может выручить смекалка. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор конкретного литературного произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос – одно очко, за название фамилии автора и названия книги – по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.
Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самими собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.п. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.(см. Приложение 4)
Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что слабые учащиеся не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. актуализируется познавательный интерес.
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке или на внеклассном занятии. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды на определенные разделы или темы.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.
При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания.
Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, Группируют слова по количеству букв, активизируют полученные знания, привлекают свое воображение и фантазию.
Незаметно для себя ученики уточняют правописание слов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности.
К сожалению, на уроках у учителей не всегда хватает времени на разгадывание и составление кроссвордов, зато во внеурочное время – это один из любимых видов деятельности детей.
Следует добавить, что привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению способствует формированию интереса к чтению у младших школьников.
2.2 «Дневник читателя» и работа с ним
Основным пластом моей работы была работа с дневником читателя. Работа по формированию у учащихся индивидуального опыта самостоятельного чтения началась с первого класса. На уроках и во внеурочное время дети были ознакомлены с требованиями к навыку чтения. Детьми были изучены правила работы с книгой и некоторые приёмы чтения. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Особое внимание уделяется рубрике «Научись меня читать», в которой предлагается инструкция для младшего школьника при работе с книгой.
Дневник читателя ведётся со второй недели сентября первого класса. Дома дети ежедневно читают: кто-то несколько страниц, кто-то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают название произведения, имя автора и количество прочитанного. (со второго класса учащиеся делают это самостоятельно)
Для младшего школьника в мире, полном соблазнов, очень важным является прочтение книги и последующая запись впечатлений в «Дневник читателя». Конечно, при этом помощь родителей только приветствуется! Не сразу получается записывать эти самые впечатления, да и иллюстрацию нарисовать сможет не каждый, как хотелось бы, но со временем «Дневник читателя» становится очень привлекательным средством общения со сверстниками: дети показывают друг другу объем прочитанного, рассматривают иллюстрации, задают вопросы по содержанию произведений, рекомендуют что-то прочитать…К сожалению, не все родители понимают, как много собрано в одной этой тетради умений и навыков уже школьных! Во-первых, письмо. Малые мышцы руки развиваются в дополнение к работе на уроках, а уж в летние каникулы и подавно – не пропадёт навык письма, а, возможно, и почерк улучшится. Во-вторых, речь ребенка не так богата, а о её правильности иногда и говорить не приходится: как слышу, так и произношу, и пишу! Ребенок может высказать мысль, а облечь её в литературное выражение поможем уже мы, учитель и родители. Этот вид работы способствует формированию письменной речи, необходимой на уроках русского языка при написании изложений. Ведь если никак не пополнять словарный запас ребенка, откуда взяться умению продолжать текст по заданиям, встречающимся в учебниках по русскому языку? В-третьих, память. При пересказе мы просто-напросто её тренируем! А мышление, воображение, познавательная сторона книги – всё это собрано в такой малости, как тетрадь «Дневник читателя», форма ведения которой у каждого учителя своя. В-четвёртых, наши дети ещё очень любят рисовать и раскрашивать, вырезать, поэтому иллюстрировать свой дневник можно на любой вкус!
Разработанный мною «Дневник читателя» ( см. Приложение 4) имеет следующую структуру:
Читательский ежедневник (сведения о прочитанном).
Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы).
Рекомендательные списки для чтения.
Памятки для ведения читательского дневника.
Техника чтения (замеры личных достижений).
Оценочный лист по ведению читательского дневника.
Основным направлением в ФГОС является рефлексия. Рефлексия направлена не только на чтение вслух, но и на чтение «про себя». На этапе рефлексии вводится самозамер скорости чтения - предлагается текст для чтения с уже просчитанным количеством слов, после прочтения дети сами сразу видят свой результат, который они отражают на специальной странице в дневнике читателя. Ведь по нынешним стандартам учащиеся должны видеть, контролировать и оценивать свою деятельность самостоятельно. Для самооценки и контроля также в дневнике читателя отводится специальная страница, в которой родители тоже должны оценить своего ребенка и его работу.
Для развития речи и пополнения словарного запаса учащихся мы включили в «Дневник читателя» странички для написания отзывов по прочитанным произведениям. Также в «Дневнике..» имеется памятка - «Как написать отзыв?». Сначала учащиеся пишут отзыв вместе с родителями, а потом, начиная со 2-го класса уже пробуют писать самостоятельно.
2.3 Анализ проделанной работы
Для того, чтобы увидеть результаты своей работы в конце первого полугодия 1-го класса был проведен первичный опрос среди учащихся.
Цель первичного опроса заключалась в проверке уровня заинтересованности детей чтением.
В ходе анкетирования было установлено, что лишь 30 % детей из класса любят читать книги и уделяют на чтение в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.
Детям была предложена анкета:
Любите ли вы читать? Почему?
Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (праздники, литературные игры, викторины и др.)?
Как часто по вашему мнению их нужно проводить?
После обработки анкет были получены следующие данные:
Большинство детей не любит читать и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.
В среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.
При ответе на третий вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 40 % учащихся.
Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.
Обработав данные анкет мы получили «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те, кто читает, тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.
После проведенной работы, через год был проведен повторный опрос. Его цель – сравнить, повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению и ведения «Дневника читателя».
Анкетирование дало следующие результаты:
Дети стали уделять на чтение в среднем 1 до 1,5 часов на чтение художественной литературы, желание проводить внеклассные мероприятия увеличилось до двух раз в месяц.
Обработанные данные можно представить в виде таблицы.
Таблица 1.
Результаты анкетирования
Вопросы Средние показатели
До проведения работы После проведения
1. Любите ли вы читать? Почему? 30 % 35 %
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг? 1 час 1час 30 мин
3. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия 40 % 60 %
5. Как часто, по вашему мнению, их нужно проводить? 1 раз в месяц 2 раза в месяц
Также для отслеживания формирования осмысленного чтения нами 1 раз в полугодие проводится контроль техники чтения и мы получили следующие результаты (см. Приложение 5).
Диаграмма 1.
Результаты техники чтения за 2 года
Надо заметить, что и я и сама довольна полученными результатами. На мой взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, насколько важно правильно вести работу над формированием читательской самостоятельности в начальной школе. Здесь большую роль играет ведение «Дневника читателя» и разнообразная богатая внеклассная работа по чтению
Внеклассная работа имеет организационные преимущества по сравнению с обычным уроком, так как форму проведения учитель выбирает сам в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и самого педагога.
Практическая ценность проведенной работы определяется следующим:
- формирование интереса к предмету и чтению книг в целом;
- благотворное влияние на развитие личности младшего школьника. В частности, на саморазвитие и самосовершенствование;
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Выводы
Применение разнообразных форм и методов работы во внеурочной деятельности, а также применение новой формы ведения «Дневника читателя» привело к следующим результатам:
К повышению качества чтения c 63 % до 80% (а именно после активной работы с использованием данных методик у учащихся повысилась правильность с 55 % до 78%, выразительность с 60 % до 65%, темп чтения с 50% до 80 %, а также понимание прочитанного и способ чтения).
К углублению знаний по предмету (учащиеся стали лучше анализировать произведения, определять главную мысль и делать выводы по прочитанному).
К развитию речи учащихся.
К раскрытию способностей и природных задатков личности.
Опыт представлен на сайтах: https://multiurok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/, https://infourok.ru, а также на РМО и ШМО учителей начальных классах в 2017 учебном году. Опыт работы может быть использован в работе учителей начальных классов, руководителей методических объединений.
Так как проведенные мероприятия принесли положительный результат, хотелось бы дать несколько рекомендаций для формирования читательской самостоятельности у младших школьников:
Разработать план внеклассной работы с родителями и учащимися на 4 года по формированию читательской самостоятельности
Приучить детей ежедневно пополнять дневник читателя, начиная с 1 класса, записывать в него не только автора и название прочитанного произведения, а еще оставлять отзыв и иллюстрировать прочитанное
Активно вовлекать родителей в работу класса по формированию читательской самостоятельности
Проводить совместные мероприятия и мероприятия, которые подготовили и провели родители самостоятельно
Разработать положения на каждый конкурс, проводимый в классе и прописать в нем основные моменты
Ежедневно пополнять классную книгу «Учись читать правильно», в которой учащиеся самостоятельно записывают законы правильного чтения, исходя из собственных знаний и выводов
Проводить технику чтения не реже 2-х раз в год не только учителем, но и родителями
Учить детей проводить контроль и оценку своих достижений (самооценка, оценка одноклассника, оценка родителя и учителя)
Список литературы
Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2008. №4.
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.
Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения / О.В.Кубасова// Начальная школа. – 1985 - №9
Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя/ Л.С.Выгодский. – Москва.: Просвещение, 1991
Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/
Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/www.festival.1september.ru, www. Nachalka.сom
Приложение
Приложение 1.
План совместной работы с родителями по формированию у учащихся читательской самостоятельности
1 класс
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1 Ежедневное совместное ведение читательского дневника ежедневно Учащиеся,
родители
2 Тематические консультации для родителей в зависимости от уровня чтения учащихся по необходимости Классный руководитель,
родители
3 «Как вести себя и работать в библиотеке» - экскурсия и составление памятки 16.09.15 Классный руководитель
4 Беседа «Береги книгу». 23.10.15 Классный руководитель
5 Конкурс чтецов «Осенние мотивы»
18.11.15 Классный руководитель,
родительский комитет класса
6 Интеллектуальная игра по сказкам «Поле Чудес» 12.12.15 Классный руководитель,
родительский комитет класса
7 Праздник Букваря. 24.03.16 Классный руководитель,
родительский комитет
8 Родительское собрание «Как организовать семейное чтение? 22.04.16 Классный руководитель
2 класс
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1 Проведение конкурса «Лучший читательский дневник» Сентябрь 2016 Классный руководитель,
родительский комитет
2 Экскурсия в центральную районную библиотеку 22.09.16 Классный руководитель, родительский комитет
3 Фото-выставка «Вместе с книгой я расту» 19.10.16 Классный руководитель
4 Проверка техники чтения родителями 15.12.16 Родители
5 Интеллектуальная игра по рассказам В.Ю.Драгунского 18.01.17 Классный руководитель
6 Викторина по сказкам Х.К.Андерсена 24.02.17 Классный руководитель,
родительский комитет
7 Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям 13.03-17.03.17 Учащиеся, родители
8 Проведение конкурса «Наш театр» 20.04.17 Классный руководитель,
родительский комитет
9 Подготовка и проведение ежегодного конкурса чтецов 28.04.17 Классный руководитель, родительский комитет
10 КВН "Знатоки фольклора" 12.05.17 Родители
3 класс
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1 Проведение конкурса «Лучший читательский дневник» 2 Проведение конкурса «Семейная рукописная книга» 3 Своя игра «Все обо всем» - сказки 4 Родительское собрание «Роль чтения в успешности обучения младшего школьника» 5 Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по сказкам А.С.Пушкина) 6 Ежегодный конкурс чтецов 7 Викторина по сказке "Щелкунчик" 8 Проект «Папа, мама, я - читающая семья» 9 Фото-выставка «Моя домашняя библиотека» 10 Акция «День без телевизора» 11 Конкурс рисунков «Краски прочитанной книги» 4 класс
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1 Проведение конкурса «Лучший читательский дневник» 2 Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "В гостях у барона Мюнхгаузена" 3 Игра-викторина «Осень в стихах русских поэтов» 4 Совместная с родителями экскурсия в детскую районную библиотеку 5 Акция «Книга в каждый дом» 6 Ежегодный конкурс чтецов 7 Проведение родителями внеклассного мероприятия по чтению 8 Родительское собрание "Как привить любовь к чтению" 9 Капитал-шоу "Поле чудес" 10 КВН "Без пословицы слово не молвится" 11 Проверка техники чтения родителями Приложение 2.
Литературная игра «Сказочный мир А.С.Пушкина»
Цели:
- проверить, как дети усвоили содержание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки;
- выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему учат нас сказки А.С. Пушкина?
Оборудование: самодельный стенд «В мире сказок А.С.Пушкина», портрет поэта, выставка детских работ (рисунков, поделок), атрибутика команд.
Ход игры:
Организационный момент. Вступление.
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим литературную игру «Сказочный мир А.С.Пушкина». Представляем вам две команды знатоков. Первая команда – «Лукоморье».Вторая команда - «Синеморье» (представление капитанов).
Чтобы войти в сказочный мир А.С.Пушкина, надо знать волшебные слова. Давайте попытаемся их найти. Дети, кто знает волшебный ключик?
По очереди читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
(«У лукоморья дуб зеленый». «Там чудеса…». «Там лес идол видений полны…». «Там королевич мимоходом…». «В темнице там…». «»Там царь Кощей над златом чахнет; там русский дух… Там Русью пахнет!)
Ведущий. Ай да ребята, ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им волшебные сказки великого русского поэта. Путь в сказочный мир Пушкина открыт!
Ребята, а почему вы любите сказки А.С.Пушкина? Когда отмечается день рождения поэта? Как вы готовитесь к этому событию? Расскажите, пожалуйста!
Ученик. Мы решили изучить все сказки Пушкина. Долгими осенними вечерами читали сказки, рисовали сказочные сюжеты полюбившихся эпизодов, делали забавные игрушки из подручного материала. Да вот они!
Показывает, называет авторов.
Творческая разминка.
Ведущий. Молодцы, мои юные друзья! С большой пользой для себя вы проводите свое свободное время! А теперь я приглашаю команды на традиционную разминку, включающую творческие вопросы по произведениям А.С.Пушкина. Внимание! Жюри, приготовиться!
Вопросы разминки:
- Откуда эти сроки?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане».)
- Кто знает полное название «Сказки о царе Салтане»?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне о его могучем и славном богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
- Что кричал петушок сидя на спице?
(«Кири-ку-ку!Царствуй, лежа на боку!»)
- Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?
(«Жил старик со старухой
У самого синего моря…»)
- С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее»?)
- В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана?
(В комара, муху, шмеля.)
- Как изобразил Пушкин царевну-лебедь?
(«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»)
- Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона?
(Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)
Конкурс капитанов – блицтурнир.
Вопросы капитану команды «Лукоморье»:
- Как звали собаку в сказке о мертвой царевне? (Соколко.)
- Какими словами обращалась царевна-лебедь к князю Гвидону?
(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!Что ты тих, как день ненастный?»)
- Назовите героев сказки о рыбаке и рыбке.
(Старик, старуха, рыбка, море.)
- Какими словами заканчивается сказка о мертвой царевне и царе Салтане?(«Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил».)
Ведущий. Вопрос для разрядки.
Дети, а были ли усы у А.С.Пушкина?
- Из какой сказки эти слова: «Волю первую твою я исполню как мою»? («Сказка о золотом петушке».)
Жюри подводит итог ответов капитана команды «Лукоморье».
Вопросы капитану команды «Синеморье».
- Как звали служанку злой мачехи в сказке о мертвой царевне?
(Чернавка.)
С какими словами обращался князь Гвидон к морской волне?
(«Ты волна, моя волна!Ты гульлива и вольна!»)
- Назовите героев сказки о золотом петушке. (Царь Дадон, волшебник, царица, дети Дадона.)
- Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?
(«Сказка ложь, да в ней намек!Добрым молодцам - урок!»)
- Кому принадлежат эти слова: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, Ведущий. Дети, кто-то стучится к нам в дверь. Пришел почтальон Печкин, принес телеграммы. Давайте отгадаем, кто прислал нам эти сказочные телеграммы.
Телеграмма первая: «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас, проклятое племя, корчить!» Кому принадлежат эти слова? (Балде.)
Телеграмма вторая: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» Кто так говорил? (Царь Дадон.)
Телеграмма третья: «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна». Кто обращался с такими словами? (Корабельщики.)
Телеграмма четвертая: «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно». Чьи это слова? (Молодой царевны.)
Ведущий. Молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина. Теперь порассуждаем о их содержании и смысле.
- Какие две силы борятся в сказках Пушкина? (Силы добра и зла.)
- Назовите силы добра. (Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать, царевна-лебедь, семь богатырей и др.)
- Назовите силы зла. (Ткачиха, повариха, Бобариха, коршун, Чернавка, злая царица, старуха, поп и др.)
- Кто побеждает в сказках А.С.Пушкина? (Добро.Зло наказано.)
- Какими словами мы с вами охарактеризуем старуху из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха злая, жестокая, завистливая, ленивая, ненасытная, жадная.)
- А старик какой? Кто скажет? (Добрый, мягкий, безвольный, запуганный…)
- Как вы думаете, простит старик свою старуху? Сделает он ей новое корыто? (Простит. Сделает. Он ведь очень трудолюбивый. Только трудом человек может добиться благополучия.)
- Какой урок преподносит нам А.С.Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? (Надо быть обязательным человеком, уметь держать свое слово.Дал слово – выполни его.)
- Вы в жизни всегда держите свое слово? (Нет, не всегда.Дети приводят свои примеры.)
- Какую черту характера проявила старуха из сказке о рыбаке? (Зависть.)
- Да, дети, зависть губительная черта характера, она убивает человека, развращает его душу. А в нашей с вами школьной жизни мы встречаемся с завистью? (Бывает, к сожалению.)
Дети приводят свои примеры.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вы все прекрасно знаете, как любил А.С.Пушкин родную природу, как воспевал ее в своих стихах. Какое время года Пушкин любил больше всего? (Осень и зиму.Он весну тоже любил.)
- Правильно. А про лето он сказал:
Ах лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не пыль да зной,
Да комары, да мухи…
Силы природы в сказках А.С.Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна – «Ты волна, моя волна…»; солнце – «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна – «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер – «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…».)
Ведущий. Дети, а как ведет себя море в сказке о золотой рыбке? Кто вспомнит? («Помутилося синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, видит – на море черная буря».)
В конце праздника все дети выходят к доске. Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде и активным участникам. Чаепитие с родителями. Ведущий благодарит всех детей за участие, жюри – за активную работу, родителей – за помощь в организации и проведении мероприятия.все ж румяней и белее…» (Зеркальцу.)
Приложение 3.
Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
Цель:Расширить знания детей о писателе Х.К.Андерсене, привить любовь к его творчеству. Задачи:Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый интерес к чтению.Оформление зала:Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка «Великий сказочник». Видеозаписи сказок. Ход мероприятия:Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о великом датском сказочнике ХансеКристиане Андерсене . Сказки Андерсена знакомы нам с раннего детства. Волшебное царство превращается у Андерсена в понятный, знакомый нам мир. Реальность и волшебство переплетаются в сказках самым чудесным образом. Сказки писателя (всего 168) переведены более чем на 100 языков мира, многие их них экранизированы. Давайте с вами вспомним эти сказки. (Просмотр отрывков из фильмов и рисунков детей) Вспомнили? А сейчас проведём викторину по сказкам писателя:
«Дюймовочка»1.Откуда появилась Дюймовочка?(из цветка)2.Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки?(из скорлупы грецкого ореха)3.На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына?(на листке кувшинки) 4.Кто не захотел жениться на Дюймовочке?(майский жук)5.Где провела зиму Дюймовочка?(в норке полевой мыши)6.Кто был спасён Дюймовочкой?(ласточка)7.Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом?(ласточка, улетела с ней в тёплые края)8.С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях?(с королём эльфов)9.Какое имя дал король эльфов Дюймовочке?(Майя)«Стойкий оловянный солдатик»1.Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения?(25)2.Из чего были сделаны солдатики?(из старой оловянной ложки)3.Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие?(он упал из окна)4.Где побывал солдатик?(плавал на лодочке, в желудке у рыбы)5.Кто отправил в плаванье солдатика?(мальчики)6.Куда вернулся солдатик после путешествия?(он снова оказался в той же комнате)7.Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку?(мальчик)8.Кого любил стойкий оловянный солдатик?(танцовщицу) «Принцесса на горошине»1.Почему принц не мог выбрать себе невесту?(потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал как узнать: настоящая она или нет)2.Как принц нашёл настоящую принцессу?(она пришла во дворец в сильную бурю)3.Сколько тюфяков и перин постелили принцессе?(20 тюфяков и 20 перин) 4.Что мешало принцессе ночью спать?(горошина)5.Куда отправили затем горошину?(в музей)«Русалочка»1.Сколько дочерей было у морского царя?(6 принцесс)2.В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря?(в 15 лет)3.Что впервые увидела шестая дочь морскогоцаря на поверхности моря?(корабль и молодого принца)4.Кто спас принца во время бури и крушения корабля?(русалочка)5.К кому за советом обратилась русалочка?(к морской ведьме)6.Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь?(своим чудесным голосом)7.Что нужно было сделать русалочке для своего спасения?(убить принца)8.Когда русалочка может обрести бессмертную душу?(когда еёполюбит человек)«Снежная королева»1.Что смастерил злой тролль?(зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное казалось ещё хуже) 2.Что случилось с этим зеркалом?(оно разбилось на миллионы осколков)3.Почему Кай изменился, стал жестоким?(ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля)4.Кто похитил Кая?(Снежная королева)5.Кто искал Кая?(Герда)6.Кто подарил карету Герде?(принц и принцесса)7.Кто отвёз Герду в Лапландию?(северный олень)8.Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай?(слово «вечность»)9.Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая?(слёзы Герды)10.Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»?(из 7 рассказов)«Дикие лебеди»1.Как звали дочку короля?(Элиза)2.Сколько братьев было у Элизы?(11 братьев)3.В кого превратила злая мачеха братьев Элизы?(в диких лебедей)4.Когда дикие лебеди превращались снова в принцев?(после заката солнца)5.Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться?(1 раз в год на 11 дней)6.Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта?(излозняка и тростника)7.Где поселилась Элиза?(на скале в пещере)8.Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев?(из крапивы)9.Почему Элиза не могла говорить?(от её молчания зависела жизнь и спасение братьев) 10.Почему хотели сжечь на костре Элизу?(потому что все считали её ведьмой)11.Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи?(в благоухающий куст роз)Ребята! Я думаю, вы с удовольствием снова перечитаете сказки великого датского писателя ХансаКристиана Андерсена. Ждём Вас в библиотеке!
Приложение 4.
По горизонтали:1.Что мешало спать принцессе? 5. Кто съел людоеда?6.Кто говорил?: Сесть бы на пенекСъесть бы пирожок.8.Что несла Красная Шапочка бабушке?10. Как называется русская народная сказка, главный герой которой - хлебобулочное изделие?11. Кто говорил?: Не садись на пенекНе ешь пирожок.12. Курочка….
По вертикали:2. Один из женихов Дюймовочки?3. Чем угощала Лиса Журавля?4. Папа Буратино?5. Кто жених мухи Цокотухи?7. Продавец лечебных пиявок?8. Итальянский Буратино?9. Из какого металла был сделан андерсеновский солдат?10. Крокодильчик из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»?
Ответы:
По горизонтали: 1. Горошина 5. Кот 6. Медведь. 8. Пирожок. 10. Колобок 11. Маша 12. Ряба
По вертикали: 2. Крот 3. Каша 4. Карло 5. Комарик 7. Дуремар 8. Пиноккио 9. Олово 10. Кокоша
Приложение 5.
________________________________
ученика(цы) ____ класса
МБОУ «Красногвардейская гимназия»
20___ - 20___ учебного года
СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
Читательский ежедневник (сведения о прочитанном).
Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы).
Рекомендательные списки для чтения.
Памятки для ведения читательского дневника.
Техника чтения (замеры личных достижений).
Оценочный лист по ведению читательского дневника.
№ Автор, название произведения Отметка о количестве прочитанных страниц Подпись родителей Подпись учителя
Автор, название произведения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отзыв
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иллюстрации к произведению
Рекомендательные списки для чтения
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
1 класс
1. Л. Н. Толстой Рассказы для детей
2. К. Д. Ушинский «Четыре желания»
3. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
4. А. Л. Барто Стихи для маленьких
5. К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище»,
«Краденное солнце»
6. В. Осеева Рассказы
7. Б. С. Житков «Помощь идёт»
8. С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
9. С. Я. Маршак «Почта», «Вот такой рассеянный»
10. В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
11. Н. Н. Носов Рассказы
12. В. В. Бианки «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?»
13. Ш. Пьеро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»
14. Барто А. Стихи15
15. Заходер Б. Стихи и сказки
16. Маршак С. Стихи для детей
17. Токмакова И. Стихи
18. Носов Н. «Приключения Незнайки»
19. Сладков Н. Рассказы
20. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»
21. Чарушин Е. Рассказы
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
2 класс
1. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
3. М. Ю. Лермонтов «Бородино»
4. Б. Заходер «Весёлые стихи»
5. С. Я. Маршак «Детки в клетке», Рассказ о неизвестном герое
6. В. В. Бианки Рассказы о природе
7. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки»
8. М. М. Пришвин «Разговор птиц и зверей»
9. Е. Пермяк Торопливый ножик и другие рассказы
10. Е. Чарушин Рассказы
11. Э. Успенский Рассказы, сказки для детей
12. С. Аксаков «Аленький цветочек»
13. В. Даль Девочка снегурочка и другие рассказы
14. Русские народные сказки
15. Д. Родари «Чипполино»
16. Крылов И. Басни (3,4 на выбор)
17. Драгунский В. «Бы»
18. Мифы Древней Греции
19. Былины
20. Киплинг Р. «Маугли»
21. РаспеЭ.«Приключение Барона Мюнхаузена»
22. Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик»
23. Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Тютчев Ф. И., Плещеев А.,
24.Фет А. А. Стихи
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
3 класс
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
3. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
4. А. П. Чехов «Каштанка»
5. А. П. Гайдар «Чук и Гек», «РВС»
6. К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей»
7. Н. Сладков Рассказы о живой природе
8. С. В. Михалков Стихи для детей
9. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
10. М. М. Пришвин «Рассказы о природе
11. Б. И. Житков «Что я видел»
12. В. Гюго Козетта»
13. Г. Х. Андерсен Сказки
14. Р. Киплинг «Маугли»
15. Сказки братьев Гримм
16. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
17. Произведения о военном времени 1941-1945 годов
18. Сказки разных народов
19. Ф.И Тютчев «Первый лист»
20. А.А. Фет Весенний дождь»
21. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работник его Балде»
22. И.А. Крылов «Волк и Журавль», «Квартет»
23. К.Аксаков «Облако»
24. Л.Н. Толстой «Рассказы для детей»
25. Д.В Григорович «Гуттаперчивый мальчик»
26. И.А. Бунин «Цифра»
27. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины рассказы»
28. Д. Хармс «Во-первых и во-вторых»
29. Ф. Баум «Страна Оз»
30. Д. Барри «Питер Пен»
31. А. .Линдгрен «Малыш и Карлсон»
32. Т. Янссон «Сказки про Муми – тролля»
33. М. Цветаева «Сказки матери»
34. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
35. Русские народные сказки
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
4 класс
1. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
2. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
3. А. И. Куприн «Белый пудель»
4. Ч. Айтматов «Свидание с сыном»
5. М. Зощенко «Карусель»
6. Н. Носов «Весёлая семейка»
7. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
8. К. Паустовский «Чёрная курица»
9. В. П. Катаев «Сын полка»
10. А. М. Горький «Детство», «Пепе»
11. Э. Н. Успенский «Приключения в Простоквашино»
12. А. О. Ишимова История России в рассказах для детей
13. Знакомство с серией книг «Жизнь замечательных людей»
14. Э. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
15. Братья Гримм Сказки
16. В. Гауф «Маленький Мук»
17. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
18. Д. Лондон «Зов предков»
19. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
20. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Русские народные сказки
21. Сказки народов мира
22. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне»
23. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» «Майская ночь или Утопленница»
24. И.С. Тургенев «Муму»
27 А.Платонов «Волшебное кольцо»
28. М.Пришвин «Времена года»
29. В.П Астафьев «Васюткино озеро»
30. Г.Х Андерсен «Соловей» «Снежная королева»
31. Д.Дефо «Жизнь и увлекательные приключения морехода Робинзона Крузо»
32. М.Твен «Приключение Тома Сойера»
33. А..Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста»
ПАМЯТКИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”
для 1 класса
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
Старайся понять, о чём читаешь.
Читай ежедневно:
вслух
про себя
Просьба книги: научись меня читать
Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
Предположи, о чём я тебе расскажу.
Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и
уточняй свои предположения.
Подумай, почему у меня такое название.
Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость,
темп.
ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Как написать отзыв?
Отзыв- это высказывание о произведении, выражающее оценочное отношение к прочитанному.
В отзыве можно написать:
о впечатлениях, о том, как читалась книга- с удовольствием или через силу
какими чувствами, мыслями автор хотел поделиться с читателями
о персонажах: каковы их характеры, поступки, какое отношение они вызывают
о событиях, которые произвели наибольшее впечатление
о художественном своеобразии произведения ( об особенностях построения, о языке)
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Техника чтения (замеры личных достижений)
Нормы чтения в начальной школе:
1 класс – 25-30 слов в минуту (в конце года)
2 класс – 40-50 слов в минуту (в конце года)
3 класс – 65-75 слов в минуту (в конце года)
4 класс – 85-95 слов в минуту (в конце года).
Скорость чтения – самый важный фактор, который влияет на
успеваемость.
Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту).
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Оценочный лист по ведению читательского дневника
Период Самооценка Оценка одноклассников Оценка родителей Оценка учителей
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Приложение 6.
Проверка чтения во 2 полугодии 1 класса:
№ ученика Способ чтения Правильность чтения Вырази
тель
ность понимание прочитанного Темп чтения
слог слог +
целое слово целоеслово ударение повторы пропуск ошибки без ошибок 1-2 ошибки 3-5 ошибок самостоятельно по воп росам 1. + + - 7
2. + + + + + + 57
3. + + + + - + 51
4. + + + - 40
5. + + + + + 88
6. + + + - 10
7. + + + + - + 56
8. + + + - 22
9. + + + + + 58
10. + + + + + + 61
11. + + + + - 19
12. + + + - 45
13. + + + - 47
14. + + + - 42
15. + + + - 16
16. + + + - 25
17. + + + + - + 53
18. + + + + + + 84
19. + + + + - + 70
20.. + + + + - + 47
21. + + + + - + 49
22. + + + - 35
Проверка чтения в 1 полугодии 2 класса:
№ ученика Способ чтения Правильность чтения Вырази
тель
ность понимание прочитанного Темп чтения
слог слог +
целое слово целоеслово ударение повторы пропуск ошибки без ошибок 1-2 ошибки 3-5 ошибок самостоятельно по воп росам 1. + + - 25
2. + + + + + + 68
3. + + + + - + 64
4. + + + + - + 53
5. + + + + + 95
6. + + + - 32
7. + + + + - + 74
8. + + + - 52
9. + + + + + 71
10. + + + + + + 61
11. + + + + - 20
12. + + + - + 45
13. + + + - + 47
14. + + + - + 42
15. + + + - 23
16. + + + - 46
17. + + + + - + 78
18. + + + + + + 84
19. + + + + - + 70
20.. + + + + - + 47
21. + + + + - + 49
22. + + + - 35
Приложение 7.
Положение о классном конкурсе
«Лучший читательский дневник»
Пояснительная записка
1. Цели и задачи конкурса
Цель: Повышение престижа книги, библиотеки и статуса чтения в сознании подрастающего поколения.
Задачи:
Стимулировать читательский интерес у детей;
Привлечь в библиотеку новых читателей;
Организовать проведение свободного времени детей;
Раскрыть творческий потенциал читателей библиотеки;
Выявить и поощрить лучших читателей.
2.Участниками конкурса являются учащиеся 2, 3, 4-го класса МБОУ «Красногвардейская гимназия» (ежегодно).
3. Организация и условия проведения конкурса:
Конкурс проводится с 1 по 10 сентября каждого года.
Участники конкурса представляют творческую работу (читательский дневник), выполненную в стандартной форме, допускаются дополнения творческого характера.
Организация и проведение конкурса
Для прочтения используются из библиотеки гимназии, домашней и районной библиотеки. Количество прочитанных книг не менее 4-х.
Для оценки конкурса создается жюри, в состав которого входят классный руководитель - Знаменщикова С.Я., представители родительского комитета, библиотекарь гимназии - Шпенст С.В.
Читательские дневники могут быть представлены в следующих номинациях:
«СУПЕР-дневник»
«Усердный читатель»
«Лучший иллюстратор»
«Семейный дневник»
«Красочность и аккуратность»
«Серьёзная литература»
«Оригинальное оформление»
4. Критерии оценки
- аккуратность ведения дневника;
- оригинальность;
- наполняемость прочитанными произведениями;
- заполнение всех страниц;
Награждение
Все участники получают сертификаты участия, а победители – дипломы.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса для учащихся и родителей 3 класса
«Семейная рукописная книга»
Общие положения
Русская литература всегда была хранительницей многовековых духовных и культурных традиций нашего народа. Она является областью социально-гуманитарных знаний, которые оказывают действенное влияние на формирование мировоззрения, чувств, ценностей подрастающего поколения.
Цели и задачи конкурса:
–приобщение подрастающего поколения к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры, лучшим традициям русской литературы;
–выявление одарённых детей в области литературы, стимулирование их дальнейшего творческого развития;
–создание инновационного образовательного пространства для аккумуляции идей и творческих возможностей одарённых детей.
Организация и проведение конкурса:
В жюри конкурса предоставляются коллективные или сборники детских творческих работ совместно с родителями.
Требования к работам, представленным на конкурс:
Конкурсные работы должны быть авторскими. Материалы, взятые изИнтернет - источников, рассматриваться не будут. Работы представляются в печатном виде, формата А-4, без иллюстративного материала. Объем творческих работ произвольный, соблюдение жанровых особенностей обязательно.
3. Конкурс проводится по шести номинациям:
- «Детское литературное творчество. Свободная тема»;
- «Поэтические странички»;
- «Открытое письмо»;
- «Дневник путешественника»;
- «Сказки счастливого сердца».
В номинации «Детское литературное творчество. Свободная тема» принимаются работы на произвольную тему: философские и публицистические размышления о времени и о себе; посвящения друзьям; очерки о родном крае; рассказы о природе и животных; сюжетные школьные зарисовки и т.п.
В номинации «Поэтические странички» принимаются работы на произвольную тему в любом стихотворном жанре.
В номинации «Эпистолярный жанр» принимаются работы по темам: «Письма памяти», «Посвящение моему другу», «Напутствие младшему брату», «Открытки временам года», «Открытое письмо моим одноклассникам», «Открытое письмо моим родителям», «Письмо моему учителю» и т.п. в эпистолярном жанре и в жанре публицистического очерка.
В номинации «Дневник путешественника» принимаются работы по темам: «Интересная экскурсия», «Незабываемая поездка», «Приключение в походе», «Путевые заметки», «На рыбалке», «В лесу», «За околицей», «Любимый уголок природы» и т.п. в произвольном жанре.
В номинации «Сказки счастливого сердца» принимаются работы по темам:
- «Философская притча» (например, «Притча об утраченных словах», «Богатство и Бедность», «Как Лень с Трудолюбием сдружилась», «Нежность и Сила» и т.п.).
- «Современная сказка» (например, «Путевка в XXI век», «Сказка, которую я расскажу своему сыну», «Семь дней из жизни компьютера», «Золотая сказка», «Сиреневая сказка», «Веселая сказка», «Зеленая сказка» и т.п.);
- «Сказки-потешки» (например, «Сказки моей бабушки», «Мозаика случайностей, «Я рисую сказку», «Сказка-подсказка» и т.п.).
4. Критерии оценки
Творческие работы во всех номинациях оцениваются по следующим критериям:
– соответствие выбранной теме, полнота раскрытия темы;
– точность, ясность и логика изложения материала;
– уровень знаний автора, его кругозор;
– соответствие выбранному жанру;
– талантливость, индивидуальность, самобытность художественного слова;
– эмоциональность и выразительность произведения.
5. Подведение итогов Конкурса
Итоги Конкурса в индивидуальном зачете подводятся жюри, в состав которого входят учителя гимназии, родители класса.
Победители Конкурса награждаются дипломами лауреата, дипломами I, II, III степени,
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутриклассном литературном конкурсе театрализованных миниатюр «Наш театр»
1. Общие положения
1.1. Внутриклассный литературный конкурс театрализованных миниатюр «Наш театр» (далее конкурс).
1.2. Для оценки качества выступления и подведения итогов создается жюри, в состав которого входят специалисты гимназии: библиотекарь, классный руководитель и учитель музыки и ИЗО.
2. Цель и задачи конкурса
2.1. Цель:
- пробуждение интереса у обучающихся к чтению художественной литературы.
2.2. Задачи конкурса:
- способствовать воспитанию любви к книге через творческое осмысление и представление прочитанного;
- выявить одаренных детей, владеющих навыками выразительного чтения и обладающих артистическими данными;
- развивать творческие способности детей.
3. Участники конкурса
3.1.Учащиеся 2 класса.
4. Порядок проведения конкурса
4.1. Класс делится на 4 микрогруппы по 5-6 человек, каждая из которых может выставить на конкурс не более одной инсценировки. Каждая группа может представить одно произведение (или отрывок из произведения) устного народного творчества, произведения (или отрывок из произведения) детских писателей.
4.2. Время выступления не более 5 минут.
5. Критерии оценки
5.1. Основные критерии оценки выступления:
- точность отражения основной идеи произведения (отрывка из произведения);
- артистичность и оригинальность выступления;
- эстетичность;
- наличие костюмов;
- музыкальное сопровождение.
6. Подведение итогов конкурса
6.1. Итоги будут подведены по окончании конкурса
6.2. Победители награждаются дипломами и призами.
Положение
о внутриклассном конкурсе чтецов
Цели и задачи конкурса
Проведение конкурса чтецов должно способствовать:
выявлению и пропаганде юных дарований и талантов в художественном чтении;
пропаганде поэтического художественного слова;
расширение творческих контактов между учащимися;
создание условий для эстетичного воспитания учащихся.
Порядок проведения конкурса
В конкурсе принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4-го класса (ежегодно), проявляющие художественные достижения и навыки выразительного чтения в жанре художественного слова.
На конкурс предоставляются учителем или родителями учащихся литературные произведения различных жанров.
Время выступления не более 5-7 минут;
Критерии оценки:
- умение выразить идею произведения;
- артистизм;
- манера исполнения;
- внешний вид выступающего;
- искусство общения с аудиторией.
Награждение
Победители классного конкурса награждаются дипломами и грамотами.