Обучение взаимодействию воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации через практико – ориентированные задания
Салахитова Елена Александровна
преподаватель психолого – педагогических дисциплин БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», г.Можга
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучение взаимодействию воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации через
практико – ориентированные задания
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации и проведения занятий в активной и интерактивной формах. Авторами представлены актуальные темы учебных занятий, а также ряд практико-ориентированных заданий, выполняемых студентами для формирования и развития профессиональных компетенций в области дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, компетенции, вариативная часть ФГОС СПО, активные и интерактивные формы проведения занятий
По данным Министерства труда Удмуртская Республика остро нуждается в воспитателях дошкольных образовательных организаций, весной 2016 года насчитывалось более ста вакансий воспитателей детей дошкольного возраста по республике.
Реализуя государственный заказ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова» обучает студентов по специальности «Дошкольное образование». В прошлом учебном году был осуществлен первый выпуск по этой специальности, из 24 студентов 16 выпускников работают в дошкольных образовательных организациях.
Наиболее актуальной в работе воспитателя дошкольной образовательной организации остается проблема взаимодействия с родителями воспитанников. Не секрет, что современный родитель: знающий обязанности воспитателя и свои права, занятой, у которого не всегда хватает времени на ребенка, не всегда педагогически подкован. Все это осложняет работу воспитателя и определяет основные направления подготовки специалиста.
Читая ФГОС ДО мы можем увидеть, что одним из приоритетных принципов сегодня является сотрудничество организации с семьей.
Важной задачей ФГОС ДО определяет обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Поэтому воспитатель ДОО обязан оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Согласно требованиям ФГОС СПО учебный план по данной специальности включает дисциплины, МДК, ПМ основной части, он также дополнен дисциплинами и МДК вариативной части ППССЗ. Вариативная часть ППССЗ представлена дисциплинами и МДК, позволяющими удовлетворить потребности регионального рынка труда, получить дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для обеспечения конкурентоспособности выпускника (п.6.2. ФГОС СПО по специальности). Так в рамках профессионального модуля ПМ.04 «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации» добавлены междисциплинарные курсы «Основы делового общения» и «Основы семейного консультирования». Благодаря успешному освоению данных МДК, у студентов на более качественном уровне формируются профессиональные компетенции: ПК. 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, ПК. 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации, ПК. 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится студент, позволяют определять содержание рабочих образовательных программ преподавателей. Так в рабочую программу по МДК «Основы делового общения» включены темы: социально-психологическая характеристика делового общения, этика и культура делового общения, психология переговорного процесса, искусство ведения дискуссии, публичное выступление, педагогический конфликт, психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанника и др.
В целях реализации компетентностного подхода преподавателями организуется использование активных и интерактивных форм проведения занятий: деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, моделирование ситуаций взаимодействия.
Хотелось бы в качестве примера привести ряд заданий, выполняемых студентами на таких практико-ориентированных занятиях:
«Удержание инициативы»
Работа в парах
Первый партнер должен свести разговор к заданной теме (второй партнер о ней не знает), грубые приемы типа «а давай поговорим о» запрещены.
Представление наиболее удачных вариантов.
Разработка деловой беседы на заданную тему.
Воспитатель пригласил для беседы родителя (помощника воспитателя) в конце дня, чтобы поговорить о поведении ребенка, особенностях воспитания (некачественном выполнении должностных обязанностей)
Задание: составить диалог деловой беседы с учетом правил.
Моделирование ситуации взаимодействия с родителями на заданную тему, поиск наиболее эффективных способов их решения
Проиграть вариант деловой беседы в зависимости от ролевой позиции родителя (помощника воспитателя).
Ролевые позиции распределяются между микрогруппами:
- «Позиция неучастия»
- «Пристройка сверху»
- «Пристройка снизу»
- «Позиция равноправия»
При разработке практико – ориентированных заданий мы использовали материал пособий, представленных в списке литературы.
Все выполняемые задания анализируются студентами, тем самым осуществляются межпредметные связи, развиваются общие компетенции, показываются другие варианты действия в подобной ситуации:
Какую позицию при взаимодействии занимал «воспитатель»? Правильную ли позицию он занимал?
Какие варианты вы бы предложили для улучшения взаимодействия?
Какие приемы эффективного общения использовал «воспитатель»?
Как реализовывалась цель?
Как чувствовали себя партнеры по взаимодействию?
Удачно ли воспитатель отвечал на вопросы?
Практика является продолжением освоения профессионального модуля, в рамках которой применяется приобретенный практический опыт, систематизируется и обобщается.
Логическим завершением формирования профессиональных компетенций по данному модулю является квалификационный экзамен, где студенты показывают готовность к решению стандартных и нестандартных ситуаций взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками. По итогам прошлого года на данном квалификационном экзамене студенты показали 100% успеваемость, качество знаний – 92%.
Список литературы:
Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 176 с.
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
ФГОС СПО
ФГОС ДО
15