Конспект урока по окружающему миру на тему:Как уберечься от беды?
Окружающий мир 2 класс
Перспективная начальная школа
Тема: Как уберечься от беды?
Цель: закрепить начальные представления о безопасном поведении учащихся и о том, как следует заботиться о своём здоровье.
Задачи:
Предметные:
Закрепить первоначальные знания обучающихся о причинах заболеваний, их признаках и мерах их предупреждения;
Закрепить знание правил личной гигиены и безопасного поведения учащихся;
Создать учебную ситуацию, приближённую к реальной жизни, позволяющую проявить инициативу и самостоятельность.
Воспитывать навыки здорового образа жизни и безопасности.
Метапредметные:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; помощь в осознании смысла изучения правил: сохранения здоровья и безопасного поведения.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.Умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД: умение допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах и группах; внимательно слушать друг друга; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.Методы обучения:
По характеру познавательной деятельности: проблемно – поисковые, исследовательские.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», учебник, ч. 2; Москва: Академкнига/ учебник, 2014.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», хрестоматия, Академкнига/ учебник, 2014.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы №2, Академкнига/ учебник, 2014.
Интернет ресурсы
Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, демонстрационный и раздаточный материал, видео ресурсы (ЭОР)
Ход урока:
Организационный этап
Учитель:
Сколько в классе ребятишек,
И девчонок, и мальчишек.
Улыбнитесь от души,
До чего ж все хороши!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
Прошу за работу тихонько садиться.
Учитель:
Посмотрите. Какое за окном солнце, оно встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение.
И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
Улыбнитесь друг другу и сегодняшним гостям.
Вот оно – наше солнышко. (Слайд 1)
- Солнышко здоровается с нами своими тёплыми лучиками. А знаете ли вы, что обозначает слово «здравствуйте»?
- Это слово обозначает пожелание здоровья. Почему мы желаем здоровья, а не богатства? Здоровье – это самое большое богатство человека и его нужно беречь.
II. Актуализация знаний. Целеопределение.
-Ребята, вы сказали, что здоровье нужно беречь. Почему? Поднимите руки, кто в этом учебном году не болел? А только ли болезни могут быть для вас опасны? Какие опасности могут вас подстерегать? Что же нужно знать? Какую главу вы закончили изучать? Определите тему урока.
-А кто должен оберегать вас от беды?
- В первую очередь о себе заботиться должны вы сами, поэтому вы должны знать и выполнять правила безопасности и сохранения здоровья. Так что же мы повторим сегодня, определите цель урока.
Для чего вам нужно повторить эти правила?
III. Планирование деятельности (c опорой на иллюстрации, с использованием содержания учебника.)
-Кто это? (Слад 2) (Микробы). Могут ли микробы быть опасны? Почему? Значит, с ними нужно бороться. Что вы должны знать? Какие правила выполнять?
Как бороться с микробами? – вывешивается на доску.
- А это кто? (Слайд 3) (Доктор) Когда к вам приходит доктор? Когда вы обращаетесь к врачу? Значит, нужно беречь себя от болезней, особенно от простуды! Что вы должны знать?
Как уберечься от простуды? – вывешивается на доску.
-Что это? (Слайд 4) Может ли ваш дом стать опасным? Почему? Многие предметы в доме опасны для ребёнка, если с ними неправильно обращаться. Поэтому что нужно знать?
Что в доме может быть опасным?
-Ребята, а это кто? (Слайд 5) Где мы можем встретить незнакомца? Может ли улица стать опасной для вас? Значит, вы должны знать, как вести себя на улице.
Как безопасно вести себя на улице?
- Кто это такой? (Слайд 6) Для чего нужен светофор? Много опасностей ждёт вас на дороге. Что вы должны знать? Выполнять? Как безопасно вести себя на дороге?
-Ребята. Вы составили план сегодняшнего урока.
Все эти правила вам нужно повторить.
На доске табличка - повторить
IV.Работа с листом самооценки
-У вас на столах листы самооценки. Посмотрите, по каким критериям вы будете себя оценивать.
Критерий самооценка
Знаю, как бороться с микробами Знаю, как уберечься от простуды Знаю, что в доме может быть опасным Знаю, как безопасно вести себя на улице Знаю, как безопасно вести себя на дороге Умею работать в паре Умею работать в группе Умею делать выводы Оцени свою работу на уроке (шкала самооценки)
Знаю и умею применять –( +)
Знаю, но не всегда могу применять – (!)
Неуверен в своих знаниях – (?)
V. Работа по плану урока:
-Все правила, которые вы сегодня повторите, мы занесём на плакат. У вас получится уголок, как уберечь себя от беды! Приступаем к работе.
1. Как бороться с микробами?
- Чем опасны микробы? Как с ними бороться? Чего боятся микробы? Значит, вы должны знать и соблюдать правила чистоты. А как они называются?
-Проверим, как вы их знаете. У вас на партах лежат карточки с рисунками. Выберите из всех правил, то, которое подходит к вашему рисунку.(индивидуальная работа)
(проверка по слайду 7. Вывешиваются правила гигиены) (оцените себя в оценочном листе, по какому критерию себя оцените?)
2. Как уберечься от простуды?
«Пока солнце улыбалось,
Все мы весело смеялись.
Набежали тучи, стало грустно нам:
Холодно на улице, не побегать там.
Что-то руки мёрзнут, голова болит.
Мама огорчилась, доктор к нам спешит».
-Как вы думаете, почему?
-Как же уберечься от простуды?
-Проверим, как вы знаете правила защиты от простуды.
Работаем в парах.
Игра «Закончи предложение» (слайд 8)
-Меньше общайся с людьми, которые…__________________.
-Ешьте больше свежие …__________________.
-Не ешьте сосульки и…_________________________
-Не сидите в ванне, если вода …__________________________.
-Не ходите в мокрой…_______________________.
- Не пейте холодной воды, когда …____________.
-Проверьте себя по слайду
Оцените свою работу в оценочном листе.
3. Что в доме может быть опасным?
- Скажите, какие опасности могут подстерегать вас, когда вы остаётесь дома одни? Что нужно помнить?
Найди лишнее правило
Не оставляйте без присмотра включенный газ
Играйте с иголками, ножами, гвоздями
Осторожно обращайтесь с электричеством и электроприборами. Не играйте со спичками и зажигалками.
Не трогайте лекарства.
Не высовывайтесь из окна.
Ничего не нюхайте и не берите в рот.
(проверьте себя по слайду 9, оцените в оценочном листе, по какому критерию будете себя оценивать?)
4. Как безопасно вести себя на улице?
-Каждый день вы идёте в школу, может ли ваш путь быть опасным? Почему? Что нужно знать? Какие правила нужно выполнять?
-Вы видите, что незнакомец на улице затаскивает ребёнка в машину. Ваши действия. Что нужно запомнить?
-А что делать, если этот незнакомец подошёл к вам? (выбирают правильные ответы) (слайд 10)
-Оцените себя в оценочном листе, по какому критерию будете себя оценивать?
5. Как безопасно вести себя на дороге?
-Дорога полна неожиданностей. Всегда нужно быть внимательным и соблюдать правила дорожного движения.
-Чтобы проверить, как вы знаете эти правила, поработаем в группах.
1 группа: закрась нужным цветом глаз у светофора. Соедини с правилом. (Слайд 11)
группа: Собери разрезанные знаки. Выбери, что они обозначают:
(Слайд 12)
Этот знак нам говорит – пешеходам путь закрыт!
группа: Как правильно перейти улицу. Вставь нужные слова:
(Слайд 13)
(работы вывешиваются на доску)
Ребята оценивают себя в оценочном листе.
-Молодцы! Посмотрите на план урока. Что можете сказать?
-Ребята, а что нужно делать, если всё-таки случилась беда? ( Посмотрите на слайд 14).
- Что здесь изображено? (Телефон)
-Назовите номера служб, которые помогут нам в беде.
-Назовите единый номер службы спасения.
VI. Обобщение
-Посмотрите на план урока и наш уголок. Все ли пункты плана мы выполнили? Какова была цель нашего урока? Сделайте вывод, как же уберечь себя от беды?
-Оцените себя в оценочном листе. Поднимите руку, у кого стоят все плюсы, молодцы! Есть ли ребята, которым ещё не всё понятно? Что же ещё вам нужно повторить?
VII. Рефлексия
- Сделайте вывод о вашей работе на уроке (слайд 15)
Сегодня на уроке
Я понял, что никогда не буду…
Открытием для меня стало…
Теперь я знаю, что…
VIII. Д/З
ряд – нарисовать знаки безопасности на улице
ряд – нарисовать знаки безопасности дома
ряд - нарисовать знаки «Берегись простуды!»
Для любознательных – стр.91 «Готовимся к школьной олимпиаде»