Грамматические нормы языка. Презентация


Нормы литературного языка Повторить… Научиться… Знать…Цели урока: «Слово, произнесённое в необходимых обстоятельствах, направленное на строго определенную цель, обладает неотразимой властью. Оно может спасти человека, может и убить его, может исцелить или нанести смертельную рану. Слово – заклинание, слово – подвиг, утешение, увещевание, откровение, - таковы лишь некоторые из его бесчисленных магических, гражданских, медицинских, религиозных функций», - пишет литературовед Е.Г. Эткинд. Результаты опроса среди студентов групп: П121,П122, К111, П123 о культуре речи ( всего 98ч.){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Да, исправляю Нет Не знаю -Не нравится , когда говорят неправильно (10ч.)-Чтобы не смущать человека (13ч.)-В зависимости от собеседника (11ч.)-Не надо портить русский язык(20 ч.)-Не обидеть(10ч.)- В зависимости от настроения (9ч.)-Чтобы человек больше не допускал ошибок (15чел)-Не оказаться бестактным(10ч.)
Что такое норма литературного языка? Нормы подразделяются на:Грамматические – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения;ЛексическиеОрфоэпические Расставить ударениеОткупорить, обеспечение, эпилог, каталог, кулинария, новорожденный, водопровод, нефтепровод, облегчить, кашлянуть, без умолку, сирот, красивее, баловать, августовский , добела, докрасна, досуха, документ, боязнь, добралась, проспала, позвонишь, кухонный, клала, послала. Запомнить!Образование множественного числа:Бухгалтеры, конструкторы, офицеры, почерки, простыни, трюфели, ректоры, директора, профессора, доктора, сорта.Родительный падеж: Пара ботинок, туфель, сапог, чулок( но носков), много кочерёг, ножниц, рельсов, граблей и грабель, килограммов, доньев.
Грамматические ошибкиНайти ошибки:Все, кто был в этот день в театре, вспоминал яркую игру актеров.В "Сорочинской ярмарке", написанную Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.Учеба давалась мне легко благодаря упорства и самодисциплины.В журнале "Телескопе" были опубликованы "Философские письма" П.Я. Чаадаева. Грамматические ошибки:1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым2. Нарушение построения предложения с причастным оборотом3. Нарушение порядка слов в предложении4. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом5. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Грамматические ошибки:1) В посёлке интересовались и верили всему необычному.2) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.3)  Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.4) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. Грамматические ошибки:1. Ошибка в построении предложения с однородными членами2. Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом3. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Ответы на тесты:1 вариант: 7/1/2/3/9; 1/3/8/4/72 вариант: 4/8/9/6/2; 9/6/5/1/7 СинквейнВ первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строчка-это описание темы в двух словах(двумя прилагательными).Третья строчка-это описание действий в рамках этой темы тремя глаголами.Четвертая строка-это фраза из четырех слов , показывающая отношение к теме.Последняя строка-это синоним из одного слова , который повторяет суть темы. Рефлексия5 баллов-я все хорошо понял , мне было интересно4 балла-мне было все понятно, но материал был не совсем интересен 3 балла- я не все понял, но мне было интересно СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!