Конспект урока для 3 класса Краткая форма качественных прилагательных
Русский язык 07.04.2014
Урок 139.
Урок 124Краткая форма качественных прилагательных
Цели: дать понятие о краткой форме качественных прилагательных; учить наблюдать за языковым материалом в устной и письменной речи.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Наблюдают за образованием краткой формы имён прилагательных. Повторят известные формы имён прилагательных (начальную, сравнительную, превосходную ). Узнают о синтаксической функции кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.
Познавательные: Наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных. Повторить известные формы имён прилагательных (начальную, сравнительную, превосходную ). Познакомится с синтаксической функцией кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.
Регулятивные: Ориентироваться в целях, задачах, средствах общения. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные: Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.
Тип урока: урок-закрепление
Форма проведения: урок-практикум
Оборудование: учебник «Русский язык 2 часть» у каждого ученика, рабочая тетрадь на печатной основе, тетрадь в линейку, доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, проектор, компьютер, презентация.
Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
Организация начала урока.
I. Чистописание.
II. Повторение изученного материала.
III. Работа над новым материалом.
Физкультминутка
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Внимательные глазки,
Умные головки –
Мы считать готовы
И узнавать всё новое.
лл мм яя лл мм яя лем лея
Упражнение в склонении прилагательных.
Вопросы и задания:
– Спишите, определите падежи и выделите окончания имен прилагательных.
I вариант
От давн.. встреч, син.. море,
у жгуч.. солнца, в тощ.. почве,
в медвеж.. лес, о давн.. споре,около соседн.. ветки.
II вариант
В живуч.. организмах,на бескрайн.. равнине, с громк.. стуком, о настоящ.. друзьях,с блестящ.. капельками,по летн.. облаку.
– Какие формы имен прилагательных вы знаете? Приведите примеры.
Наблюдение за употреблением имен прилагательных в речи.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами опять будем говорить о качественных именах прилагательных.
– Какие степени сравнения имеют прилагательные?
Прилагательные могут также образовывать краткую форму, например:
хороший – хорош (м. р., ед. ч.)
хороша (ж. р., ед. ч.)
хорошо (ср. р., ед. ч.)
хорошие
· хороши (мн. ч.)
– Употребляем ли мы эти формы имен прилагательных?
– В каких случаях мы их употребляем? Примеры.
Сделайте вывод об изменении краткой формы качественных имен прилагательных.
(Вывод: краткие формы качественных прилагательных изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам.)
Физкультминутка
Прочитайте правило в учебнике.
1) Коллективная работа с текстом.
Задание: прочитайте текст в упражнении 1 (учебник). Найдите предложения с прилагательными в краткой форме и выпишите их. Подчеркните прилагательные как члены предложения, укажите род и число, выделите окончания.
2) Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».
Задание: прочитайте, как Миша образовал краткую форму прилагательных (учебник). Согласны ли вы с Мишиными вариантами выполненных заданий? Почему?
– От всех ли имен прилагательных можно образовать краткую форму?
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
На доске записано стихотворение:
Да, мир прекрасен,
Но прекрасней осень –
Она пустынна, золота, мертва,
И золотистые аллеи сосен,
И тихая прозрачная вода.
М. Дмитрюк
– Найдите краткую форму качественных имен прилагательных.
Закончи предложения:
-Я сегодня узнал
- Я сегодня научился
- Мне показалось сложным.
- Мне понравилось..
- Мне показалось интересным
- Мне следует поработать над
!V. Домашнее задание
Образуйте от 4–5 прилагательных краткую форму, обозначьте их число и род.
– Прочитайте, как надо правильно говорить (учебник).
Рисунок 215