Конспект урока чтения Р. СЕФ «СОВЕТ». В. БЕРЕСТОВ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК»
Урок28. Р. Сеф «Совет».В. Берестов «В магазине игрушек»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения анализировать содержание литературного произведения; совершенствовать навык выразительного чтения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты
Предметные: умение создавать рассказ на заданную тему, опираясь на личный опыт; умение читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; сравнивать героев разных произведений.
Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; умение внимательно относиться к нравственному содержанию своих поступков; дружить со сверстниками и дорожить своей дружбой.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать средства выразительности, используемые автором произведения, и сравнивать произведения, выявлять авторскую точку зрения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание в процессе обсуждения поступков героев произведений, используя соответствующую лексику, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию по данному вопросу.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; таблица со словами для чтения; карточки с играми; изображения народных игрушек (матрёшки, свистульки, соломенные куклы).
Урок
I. Актуализация знаний.
Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны».
– Разложите карточки по парам.
II. Постановка цели урока.
– Разгадайте ребус.
Ответ: Барто. «Игрушки».
– Сегодня на уроке мы отправимся в магазин игрушек, познакомившись с произведениями В. Берестова «В магазине игрушек» и Р. Сефа «Совет».
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Чем похожи эти слова? Читайте:
кот юла кукла пес шары часы
машина слон кубики барабан
Буратино ведро лейка гусь лопата
посуда зайка петушок пирамида
петрушка велосипед лошадка
паровоз пароход скакалка
космонавт мышка ёжик тележка
домик кот
– Читайте (в учебнике):
название игрушек – 1 слог;
название игрушек – 2 слога;
название игрушек – 3 слога;
название игрушек – 4 слога.
– Есть ли у вас любимая игрушка? Расскажите о ней.
2. Знакомство с произведением В. Берестова «В магазине игрушек».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
не по-ку-па-ют – не покупают
не про-да-ют – не продают
соз-да-ют – создают
ог-ром-ней-ший – огромнейший
до-ро-жить – дорожить
не вспых-нет – не вспыхнет
– Прочтите стихотворение вслух выразительно, соблюдая знаки препинания.
3. Анализ стихотворения В. Берестова «В магазине игрушек».
– Согласны ли вы с поэтом, что игрушки могут быть друзьями?
– Объясните предложение: «Друзей не покупают, друзей не продают».
– Как вы понимаете слова автора: «Друзей находят люди, а также создают».
– Как появились игрушки?
– Кто придумал первые игрушки?
– Как выглядели первые игрушки? Из чего их делали?
– Какие народные игрушки популярны и сейчас?
– Отгадайте загадку о такой игрушке:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка.)
Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали,
Вы резвиться не устали?
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство с произведением Р. Сефа «Совет».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?
– Прочтите выражение «Разбитая дружба». Как вы понимаете его смысл?
– Из-за чего может прекратиться дружба?
– Как избежать ссоры?
– Как вы считаете, можно ли спорить с другом?
В споре с другом важно определить предмет спора. Если же спорить по пустякам, то лучше прекратить разговор и договориться об одном правиле: не продолжать спор по мелочам, если вы дорожите своей дружбой.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.
2. Анализ произведений.
– Почему поэт назвал свое стихотворение «Совет»?
– Принимаете ли вы его совет?
3. Работа в парах.
– Прочтите друг другу выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
4. Чтение стихотворения В. Орлова «Если дружбой дорожить».
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какой совет даёт нам этот поэт?
5. Игры Деда Буквоеда.
– Рассмотрите картинку. В названии Машиных игрушек столько же слогов, сколько в её имени. И в названии Маришиных игрушек столько же слогов, сколько в её имени.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Прочтите пословицы:
• Новых друзей наживай, а старых не теряй.
• Согласье крепче каменных стен.
• Приятелей много, да друзей нет.
• Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
– Какие пословицы подходят к теме нашего урока? Объясните их значение.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Какой совет дает Р. Сеф в своем стихотворении?
– Почему игрушки можно назвать нашими друзьями?
– Можно ли свои любимые игрушки давать друзьям? А нужно ли?
Внеурочная деятельность: выполнить рисунок на тему «Моя любимая игрушка»; выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 28
Справочный материал. Русская деревянная кукла-матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме.
В чём же секрет такого успеха и долгожития матрёшки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом?
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «утушка», «голубка» – эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа..