Статья Музыка древности – развлечение, вид искусства или неотъемлемая часть жизни человека?
Музыка древности – развлечение, вид искусства или неотъемлемая часть жизни человека?
Иногда создается впечатление, что музыка специально растворилась в воздухе, чтобы быть повсюду… Это живое существо, которое всегда вокруг нас и внутри каждого человека… И оно проживает жизнь вместе с каждым человеком индивидуально.
«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит, она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее,» - писал композитор, педагог, профессор Д.Б.Кабалевский. Но, если задуматься, то можно понять, что практически никто из людей не знает, как зародилось и развивалось это прекрасное и великое создание. Это волновало и волнует до сих пор всех ученых и исследователей этой области. Давайте сейчас попробуем в этом разобраться…
Начнем, пожалуй, с того, что такое музыка?
Музыка (с греческого переводится как «искусство муз») – такое направление искусства, которое наиболее точно позволяет человеку выразить свои эмоции и чувства. Это возможно благодаря основным элементам, таким как тембр, ритм, гармония, мелодия.
Современные ученые установили тот факт, что музыка появилась еще в первобытном обществе. Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке. Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней мере, 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.
Конечно, за несколько веков до нашей эры она имела немного другую форму, которая не привычна уху современного человека. Этот вид искусства в древности имел форму звуков – люди использовали звуки животных для общения. По-другому это называется звукоподражанием.
Самое важное в музыки того времени - соблюдение ритма. Именно это помогало людям работать без сбоев. Изначально ритм выстукивали ладонями и ногами. Немного позже стали использовать камни, кору деревьев, потому что выяснили, что так звук намного звонче и точнее.
Время шло, и музыка, как и все живое развивалась и приобретала более четкие формы. Огромного развития этот вид искусства достиг в период античности.
Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан обучение музыкальному искусству было обязательной составной частью образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах (дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии) и в др. городах, гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен. Музыке придавалось государственное, а в аристократической, воинственной Спарте – и чисто военное значение. Организация музыкальной жизни была более демократичной по сравнению с восточными странами.
Нотные записи древнегреческого песенного фольклора отсутствуют. Вероятно, греческая народная песенность по сей день сохранила кое-где черты, родственные античным мелодиям. Пение с плясками было важной составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами и прославлением богов – покровителей земледельческого труда. Из этих народных действ с песнями в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия. Не малую роль играла музыка в других театральных жанрах – драме сатиров и комедии. Там она приближалась к массовому народному искусству.
Считается, что древнегреческая музыка опиралась в своем развитии на древнейшие культуры: египетскую, сирийскую, хеттскую и индийскую.
О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, 3-е тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, а также действа, связанные с культом богов Осириса, Исиды и Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений.
Египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был известен им издревле и развивался под руководством жрецов — для религиозных целей. Изображения на памятниках свидетельствуют, что уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Ударные инструменты были известны гораздо раньше.
Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках — Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе (первая половина I тысячелетия до н.э.) — есть запись условными значками мелодий и песенные тексты.
Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Самой ранней из сложившихся видов музыки была этническая, возникшая в III тыс. до н.э. Подобно любой народной музыке, она сочеталась с танцем, была проста по форме и структуре, приближалась к звукоподражаниям .Со II тыс. до н. э. появляется традиционная (религиозная) музыка, которой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. Она считалась первым языком мира, на котором говорят и человек, и звери, и птицы . В древнеиндийской религиозной книге “Веды” мы находим указание на то, что музыка составляет пятый аспект творения. Ей посвящен отдельный раздел – “Самаведы” (что в переводе означает “веда мелодий”), на тексты которого слагались песнопения. Древнеиндийские религиозные гимны исполняли и на тексты “Ригвед” (веды гимнов), “Яджурвед” (веды жертвоприношений), “Атхарвавед” (веды заклинаний) . Интервал терция воспринимался сакрально, так как цифра “3” обозначала триаду главных божеств: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.
Индусы, подобно их современникам древним грекам, связывали звукоряды лада с определенными психо-эмоциональными настроениями. Эти взгляды составили отдельную науку – мантра-йога. Расшифруем это понятие. “Йога”, что значит “единство” или “связь”, – это учение об индивидуальном пути спасения человека посредством контроля над мыслями и чувствами при помощи медитации. “Мантры” – это звуковые комплексы, обладающие магическими свойствами. В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной . Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, для просвещения и успокоения, для творчества и благородного богатства, для преодоления трудностей и стремления к успехам.
В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет. Яркие цвета соответствовали интенсивным вибрациям, бледные – спокойным, гармоническим вибрациям. Семизвучная гамма ассоциировалась с семью цветами: белым, черным, желтым, синим, зеленым, красным, оранжевым. При постоянном соотнесении со звуком цвет становился слышимым. Отсюда родился афоризм древних индусов: “видеть звук и слышать краски”. Существовала определенная символика цвета: золотой – цвет солнца; зеленый – природы, растений; голубой – неба. И сегодня в государственном флаге Индии оранжевый цвет обозначает отвагу, белый – истину, желтый – будущее. Красный цвет означал доблесть, черный – зло, синий – действия.
В VII в. н. э. появились ранние формы светской классической музыки. Ее основы составляли “раги”, которым также приписывалась способность воздействовать на жизнь Земли и Космоса. Сложилось своеобразное учение о рагах, подразумевающее подчинение интонационно-мелодического строя ранги ее эмоционально-эстетическому содержанию, разработанное в соответствии с “расой” – древнеиндийской теорией о поэтических чувствах, эмоциях и эстетических наслаждениях. Древнеиндийская музыка насчитывала 7 основных раг и 5 производных от каждой – “рагинь”. “Рага” выражали состояния мужества, героизма; “рагини” ассоциировались с нежностью, любовью и печалью.
Музыкальная культура Китая представляет собой уникальную традицию, которая складывалась на протяжении многих веков и бережно передавалась из поколения в поколение.
Музыка в Китае – не просто вид искусства: это неотъемлемая часть жизни каждого китайца, важная составляющая всего государства и культуры в целом, органично связанная со всеми другими направлениями жизни и творчества, такими как философия, медицина, астрономия и т.д. В китайском языке слово «музыка» обозначается иероглифом «юэ». Но смысл, который вкладывают китайцы в это слово, не совсем укладывается в наше европейское понимание музыки. Юэ – объёмное сложное понятие, заключающее в себя, по мнению современных китайских исследователей, как минимум, представление о двух видах музыки: музыке как таковой, не нуждающейся в человеке, и музыке человеческой. Анализ одного лишь иероглифа юэ даёт представление о том, насколько обособлена и многослойна несколько тысяч лет живущая в Китае система представлений о Звуке, его назначении, функционировании, воздействии на природу и на человеческий организм.
В древнем Китае музыка выполняла значимую роль не только во всех видах искусства, но и имела прямое отношение к наукам, устройству общества, а также регулировала управление государством. Первая нота гаммы (гун) означает властителя, вторая (шан) – его слуг, третья (цзюэ) – народ, четвертая (чжи) – трудовую повинность, пятая (юй) – вещи. Когда правильны эти пять звуков, то музыка гармонична. Когда же первая нота расстроена, то звук грубый. Значит, князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный. Значит, чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук печальный – народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный – трудовая повинность тяжела. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный – вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие. Когда дошло до этого, государство может погибнуть со дня на день.
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV—III тысячелетиям до н. э., они отражены в легендах и мифах. Период правления династий Суй и Тан — время расцвета древней китайской музыки. Так называемый «танский стиль» в искусстве, в том числе в музыке получил распространение также в Корее, Японии, Вьетнаме. В это время в Китае действуют специальные канцелярии — Даюэшу, курировавшая канонические и простонародные виды музыки, и Кучуйшу — отвечавшая за придворные оркестры. Придворная музыка была поделена на две основные разновидности — ли-пучи (музыка на открытом воздухе) и цо-пучи (исполняемая в помещении). Эти две разновидности включали в себя разные жанры: я-юэ, су-юэ, музыку банкетов (янь-юэ), инструментальную музыку (ху-юэ), военную музыку (кучуй), театральную музыку (сан-юэ), музыку для циня (цинь-юэ). Янь-юэ исполнялась оркестрами, имеющими в составе, помимо китайских, инструменты Индии, Кореи, стран Индокитая, государств и городов Центральной Азии. В репертуаре таких оркестров кроме китайских произведений была музыка всех этих стран (так наз. «Шипучи» — «10 видов музыки»). К VII веку придворные оркестры ещё более расширяют свой состав (до 1500 исполнителей).
О музыкальных традициях Китая, Индии, Древней Греции, Египта на сегодняшний день написано немало статей, что означает постепенно увеличивающийся интерес к данной теме, а, следовательно, более глубокое изучение и осмысление этого древнейшего пласта музыкального искусства. Наряду с поэзией, философией, медициной и другими отраслями человеческой жизни, музыка завоёвывает всё большее культурное пространство.
Подводя итог всему выше сказанному, следует сделать вывод, что музыка никогда не была для людей просто развлечением, она играла очень важную роль в жизни любого общества. Воздействуя на чувства и мысли людей, она способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
В заключении хочется вспомнить слова замечательного русского композитора Д.Д.Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Используемая литература:
Розеншильд К. История зарубежной музыки. Музыка, 1969.
Юэ-Цзи («Записки о музыке») / Пер. с кит. В.А. Рубина // Личность и власть в древнем Китае. – М., 1999.
Ши-цзин («Книга песен и гимнов») / Пер. с кит. А. А. Штукина. – М., 1987.
Используемые сайты:
http://www.muz-urok.ru/kogda_vozn_muzyika.htmhttp://fdstar.com/2008/12/13/muzyka_drevnih.htmlhttp://www.ronl.ru/referaty/iskusstvo/48900/http://istoriyamuziki.narod.ru/muzika_v_grecii.htmlhttp://www.referat.ru/referat/muzyka-drevnego-egipta-31271