«Семантика и функции цветообозначений в сказках А.С.Пушкина (работа на конкурс-защиту МАН)
Введение
Цвет - одна из важнейших характеристик мира, воспринимаясь человеческим зрением, интерпретируется человеком и находит свое отражение в языке. Изучение процессов отражения цветовых ощущений в языке является естественным следствием значимости цветового зрения, которое рассматривается разными науками о человеке. В лингвистике цветонаименования привлекаются в качестве материала для работы в различных областях: этимология и история языка, проблема соотношения языка и мышления, исследования детской речи и т. д.
Из всех проявлений фольклора, сказочный текст, как его типичный представитель, является одним из наиболее плодотворных для лингвистических исследований. Сказочный текст представляет языковой инвентарь обычной языковой личности, типичного представителя данного народа, как в прошлом, так и в настоящем. Следовательно, определенные характеристики мира, а в отношении данной работы – восприятие цвета, довольно любопытно исследовать на базе сказочного «фундамента», отражающего символическое восприятие цветовой атрибутики носителями языка.
Символика цвета предстает одним из актуальных направлений современной лингвистики. По мнению О. Н. Бакуменко „цвет связан с социальнолингвистической традицией этноса, многие цветообозначения «отягощены» переносными значениями, коннотациями, символами, что предполагает различия в восприятии одного и того же оттенка представителями разных культур“ [2,134].
Наряду с индивидуальным восприятием цвета можно говорить и об особенностях восприятия цвета представителями одного этноса, анализ которых возможно приведет к выявлению национальной специфики. Эмпирическую основу для анализа интерпретации цвета в языке нужно выбирать учитывая характер, особенности и своеобразный «возраст» текста. Одним из лучших оснований для этой цели может послужить текст сказки. По мнению Мелетинского Е. М. «высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа»[24,2] .
Таким образом, тема исследования «Семантика и функции цветообозначений в сказках А.С.Пушкина» является актуальной.
Цель исследования: выявить семантику и функции цветообозначений, использованных в сказках А.С.Пушкина, систематизировать их, интерпретировать их символику, доказать важную роль цвета в сказках.
Литературно - критического материала о сказках А.С.Пушкина достаточно много, но исследования цветовой детали в сказках (при очевидной обозначенности этой темы во многих критических работах) ещё не проводились. Поэтому данная работа основана практически на собственных наблюдениях по тексту и выводах.
Задачи исследования:
Из сказок А.С.Пушкина выбрать все цветообозначения, проанализировать их семантические и структурные особенности.
Определить и проанализировать функционирование колоративов .
Определить символику цвета в сказках А.С.Пушкина.
Выявить перспективы изучения цветового символа в поэтике Пушкина.
Методы исследования: сочетание статистического анализа цветописи с идейно-смысловым анализом образов, анализ семантических, структурных и функциональных особенностей цветообозначений.
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1. Цветообозначения как предмет интереса современной науки
≪Цветовое пространство≫, ≪цветовой континуум≫, ≪цветовой спектр≫ и т.д. - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до 2 млн. оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований.
Группу слов-цветообозначений без преувеличения можно считать беспрецедентно популярной для специалистов самых разных областей знаний:психологов и филологов, психо- и этнолингвистов, этнографов и антропологов, историков и даже физиологов. Число ежегодных, публикаций
по перечисленным направлениям исчисляется сотнями.
Чем же объясняется неослабевающее внимание к столь небольшой и специфической группе слов, какой являются цветонаименования? Попробуем
ответить на этот вопрос.
Начнем с того, что изучение процессов отражения цветовых ощущений
в языке (а эта проблема поднимается еще в древнегреческой философии) - естественное следствие значимости цветового зрения, которое, в свою очередь, рассматривается разными науками о человеке. Но, разумеется, интерес к этой группе слов со стороны лингвистов вызван и другими, более специфическими причинами.
Как писала Р.М.Фрумкина, интересно описывать те лексические группы, которые представимы как системы. При достаточно строгом подходе к определению самого понятия ≪системно организованное множество объектов≫ по-настоящему структурированной оказывается лишь незначительная часть лексики - как правило, множества слов и словосочетаний, выделенные по ≪семантическому≫ принципу, точнее, по той части действительности,
который они призваны описывать [32,18]. Наиболее типичным примером такого множества, наряду с терминами родства, как раз и является система цветообозначений.
Помимо ≪прямых≫ исследований (уточнение семантики конкретных терминов цвета или построение систем цветообозначения в разных языках), цветонаименования активным образом привлекаются в качестве материала для работы в таких совершенно разных областях, как отработка методов выделения семантических полей, этимология и история языка,проблемы языка и мышления, проблемы детской речи и даже проблема доминантности полушарий мозга. Весьма продуктивно используется материал цветонаименований при анализе художественных средств языка писателя.
Не менее перспективно и другое направление - исследования по символике цвета, начатые еще Й. Гёте. Конечно, у этого направления есть свои горячие сторонники, особенно из числа тех, кто занимается цветом с этнографической точки зрения, но есть ученые, относящиеся к нему более сдержанно. Так или иначе, исследования здесь еще далеко не исчерпаны.
Перечень направлений исследований на материале цветонаименованийможно было бы продолжить, остановившись, например, на многочисленныхисследованиях антропологов и филологов, изучающих проблемы использования цвета и цветовой символики в древности. Наконец, нельзя оставить без внимания и работы по разнообразным прикладным аспектам: психологии и психодиагностике, использовании цвета в рекламе, архитектуре, переводоведении и т.п.
Цветонаименования - популярная лексическая группа и у исследователей языка. Лингвисты, в особенности типологи и этимологи, исследовали десятки языков и выявили ряд универсальных черт в развитии систем цветообозначения. Так, Берлин и Кей показали, что все нынешние языки на древних этапах своего развития включали всего два слова, отражающих все многообразие цвета: одним словом обозначались все темные цвета, другим – светлые [7] . Языки некоторых народов остаются на этой стадии и поныне. На следующей стадии к двум понятиям присоединяется третье - ≪красный≫, т.е. появляется слово, выражающие разнообразные оттенки красного цвета. Первые же два термина закрепляются за понятиями ≪черный≫ и ≪белый≫.
На третьей стадии язык обретает слово, которое означает одновременно ≪синий≫ и ≪зеленый≫, и лишь со временем за ним закрепляется одно из этих двух значений, а для второго находится новое слово. С переходом от стадии к стадии на смену слов, обозначающих самый широкий цветовой спектр, приходили новые термины, которые выражали более тонкие оттенки
цвета. Появляются слова, обозначающие синие, зеленые, желтые цвета и т.д. На последней, седьмой стадии набор основных цветонаименований становится полным (последними словами оказываются коричневый, оранжевый, фиолетовый и серый).
Заметим, что долгий период сосуществования в одном слове двух и даже более значений представляет большую трудность для исследователей древних рукописей. Ведь никто никогда не фиксировал, в какой именно момент в многозначном термине начинался процесс вычленения разных значений.
В лингвистических исследованиях существуют различные подходы к определению цветообозначений. Проанализированная нами лингвистическая литература позволяет сделать вывод о том, что можно выделить шесть основных направлений изучения цветообозначений: функциональный, исторический, лексико-семантический, грамматический, когнитивный и сопоставительный.
Функциональный подход. В настоящее время существуют многочисленные исследования, посвященные описанию функционирования цветообозначений в художественных текстах [29,13,22,20]. Это связано с тем, что цветопись является одним из неотъемлемых элементов идиостиля писателя, поэта.
Цветообозначения помогают авторам раскрывать идею произведения, создавать определенный эмоциональный настрой, рисовать образы героев. В рамках данного подхода цветообозначения могут рассматриваться как интенсификаоры выразительности и изобразительности речи и соотноситься с рядом тропов и стилистических фигур, являющихся актуализаторами прагматики высказывания.
Исторический подход реализован в работах: Е.М. Иссерлин [15]; Н.Б. Бахилина [3]; А.П. Василевич[8]; Ю Норманской [26] и др. Он предполагает исследование истории отдельных слов и групп слов, называющих цвет, изучение процесса формирования групп цветообозначений, а также их состава в тот или иной период развития языка. Кроме того, ученых стала интересовать проблема поиска семантического первоэлемента, позволяющего детально описать историю семантики цветовых слов. По нашему мнению, знать историю изучаемой группы слов, их происхождение необходимо, потому что такие знания являются основанием, на котором базируются современные теории концептуального изучения цветовых слов.
Лексико-семантический подход представлен работами Р.В Алимпиевой [1]; Л. Качаевой [17] и др. В рамках данного подхода учеными обращается внимание на современное состояние системы цветообозначений: рассматриваются процессы развития семантической структуры отдельных цветов, формирование дополнительных к основному образных, символических значений у цветообозначений, становление лексико-семантических групп цветовых слов. Это позволяет на основании общности значений распределить цветовые слова по группам, а также выявить цветообозначения, употребленные в художественной речи в прямом и переносном значении.
Грамматический подход предполагает рассмотрение морфологических и синтаксических особенностей цветообозначений. Данные сведения содержатся в работах З.П Даунене [14]; А.А.Кайбияйнен [16] и др. Считаем важным обращать внимание на способы языкового оформления цветообозначений в художественном тексте с целью выделить среди них наиболее частотные и прагматически значимые. Знание морфологической, синтаксической специфики указанной группы слов позволит в некоторых случаях определить, в какой образной функции будет реализован колоратив.
Когнитивный подход: А.Вежбицкая [10] и др.- тесно связан с семантическим и через него выводит исследователей в круг проблем ментальной осмысленности цвета.
Сопоставительный подход положен в основу работ В.Г. Кульпиной [19]; И.В.Макеенко [23]; Т.Ю. Светличной [27] и др. Данный подход позволяет получить информацию о сходстве или различии цветовых спектров разных языков, о национально-специфических, лингвокультурных особенностях цветообозначений, о понятийных моделях видения мира, моделях интерпретации мира в отдельных языках. Обозначенный подход является продолжением когнитивного и целесообразен в кругу сегодняшнего интереса к эффективному межкультурному сотрудничеству.1.2. Воздействие цветов на читателя
В ходе психолингвистического анализа исследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы.
К первой группе относятся цвета инверсируемые, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, желтый и зеленый. Инверсируемые цвета — те, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либо минорную, жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например, красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья, гибельного огня). Вторую группу образуют неинверсируемые цвета. Это голубой и розовый, которые указывают на явления только положительной красоты. Однако при употреблении этих цветов автор для достижения самого разнообразного психологического воздействия на читателя изменяет условия использования одного и того же цвета, превращая неинверсируемые цвета в инверсируемые. Анализ всех цветообозначений строится на рассмотрении этой инверсии.
Важно учитывать и национальные особенности восприятия цвета, указывая на условность отношений к цвету у разных народов, в разные эпохи. Мы можем — лишь в пределах определенной эпохи, нации, культурной традиции — говорить о некоторой определенности и устойчивости цветовых ассоциаций. Поэтому нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.
Мы придерживаемся мнения С.М. Соловьева, который различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Державин, Капнист, Гоголь, Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет» [11,28].А.С.Пушкина следует отнести к первому типу художников.
Среди лингвистических работ на фоне обширного материала, посвященного языку и стилю произведений Пушкина, выделяются статьи Н.В. Кулаковой ("Способы обозначения и социальная символика цвета одежды в языке А. С. Пушкина" [2001]), Л.П. Прокофьевой, Е.А. Тихоновой ("Цветовая символика звука в лирике А. С. Пушкина периода "болдинской осени" (опыт психолингвистического анализа)" [1999]). Статья Н.В. Кулаковой, направленная на изучение социальной символики цвета одежды в языке Пушкина, примечательна той методологией, которую применяет автор в процессе исследования: "В современной лингвистике одним из действенных подходов к изучению текста как объекту лингвистического анализа является культуроцентрический. Организующим центром культуроцентрического направления является идея взаимосвязи культуры текста, в рамках которой разрабатывается гипотеза существования надтекстового уровня культуры" [указ. соч., c.37].
1.3.Символическая трактовка цвета в славянской культуре
Цвет - признак, получающий в народной культуре символическую трактовку. Белый цвет, белое - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Белый и черный цвета находятся на полярных точках цветового спектра, а их названия и символика антонимичны. Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие. Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.
В символической сфере корреляция белый/черный (светлый/темный) может входить в эквивалентный ряд с парами хороший/плохой, мужской/женский, живой/мертвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, чистоту, плодородие, свет.
Ярче всего мифологическая семантика белого цвета проявляется в гаданиях, предзнаменованиях, поверьях. Семантическая пара хороший/плохой выявляется по отношению к признакам белый/черный в серии примет, связанных с бабочкой или овцой, приносящих соответственно своему цвету счастье или несчастье.
Представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном "белому свету", характерно для всех славян. Вологодский крестьянин, например, считал, что умершие некрещеные дети живут в "темном месте и белого света не видят". Белый свет - наш, "этот" свет, и он противопоставлен "тому", не белому свету, как день противопоставлен ночи. Белый свет, как и белый день, мотивирован признаком "ясный, светлый, чистый". Подобным образом разграничивается плохая и хорошая погода, предсказываемая по цвету коровы, идущей впереди стада. Солнечный свет - и само солнце - белое, поэтому в первый день жатвы работу нужно закончить до захода солнца, чтобы хлеб нового урожая был белый. Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета - зеленый, синий, фиолетовый). Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух. Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. Появление черного животного после смерти колдуна - свидетельство того, что из него вышел черт.
Желтый цвет, желтизна - признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти; в славянских поверьях появление желтого пятна на руке предвещает смерть. В желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных обрядах. На Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и желтые яйца.В субботу, накануне Троицына дня, когда поминали умерших "не своей" смертью и некрещеных детей, красили яйца не в красный цвет, а в желтый, и раздавали детям. Желтый - один из традиционных эпитетов в заговорах восточных славян. Растения с желтыми цветами используются для лечения "желтых" болезней (желтухи и др.)" свойством исцелять наделяются желтые предметы (платки, кольца, посуда), куры с желтыми ногами, желтые бабочки.
Желтый в цветовой характеристике мифологических персонажей встречается редко. Мифические существа, которые водят души на "тот свет", являются в желтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называется желтой. Желтые круги появляются на траве, где старик "поверстался в колдуны" или старшая в его семье женщина покумилась с ведьмами; иногда места хороводов, трапез русалок отмечены пожелтевшей, засохшей травой. Желтый цвет наряду с красным может выступать как заместитель золота. В приметах желтый цвет означает несчастье, болезнь или смерть; кто весной увидит желтую бабочку, будет в этом году несчастлив и слаб здоровьем [31, 202 ].
В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака избранничества, счастья и высшего суда, подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа [25,183.]. Золотая символика, дохристианская по существу, функционировала в условиях постепенной христианизации культуры, сливалась с религиозными понятиями воздаяния и возмездия, добра и зла. Золото, как правило, связано с испытанием героя, его получают только избранные.
Золотой цвет является цветом солнца, символом Божественных принципов, просвечивающих через явленное. Знак земного и небесного величия. У египтян связан с богом солнца Ра. В Индии золотой цвет означал истину. В китайском алхимическом трактате «Секрет золотого цветка» золотой цветок -символ просветления. Античные греки видели в золотом цвете знак разума и бессмертия. Как золотое руно - символ овцы, цвет бессмертия. Идея золотой звезды в семнадцатом аркане Таро является итогом пути, знаком обретения уравновешенности после мучительного путешествия в поисках истины. Она явлена на чистом небе в окружении семи небольших звезд и означает трансформацию нижних состояний в высшее, а также расширение горизонта, отвагу и интуицию. Из Библии известно, что ковчег завета и скиния были обложены золотом, из золота был сделан светильник. Золотая корона - знак мужской солнечной энергии. Золотые яблоки - яблоки раздора, идея разрушительной силы, могущей явиться через красоту. Золотой век - концепция, известная многим древним культурам. Известен также как царство Солнца. Его характеристики включают: долголетие, свободу от забот и страданий, жизнь, не обремененную работой и не стесненную законами. Выражения золотое правило, золотое сечение, золотая середина, золотые слова, золотые годы - несут в себе свидетельства непререкаемости истины и справедливости констатируемых в них фактов. Выражение золотая молодежь - несет в себе сложный комплекс отношений - от зависти и поощрения до классового осуждения.
Таким образом, золотые предметы в фольклоре сакральны. Мифологема чистого, сакрального, золота проявляется в заговорах, где заговаривающий ищет небесного покровительства. [25,187 ]. В мифологии, фольклоре золотой цвет - цвет премудрости, волшебных способностей, а также цвет востока.
Зеленый цвет, зеленое - в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян [4,305-306 ]. Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. В погребально-поминальных обрядах зеленый выступает как цвет "того света". Яйца зеленого цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого. Зеленый цвет может быть атрибутом "чужого" пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п. Зеленый цвет присутствует в описаниях хтонических существ [6, 306 ].
Красный цвет, красное - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, выступающей в оппозиции белое/красное, или в триаде белое/красное/черное, где красное противопоставлено белому как не-белое, "окрашенное", "темное". Символика красного цвета амбивалентна. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связь красного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север, Сибирь); о "бабе в красном казане" (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.). Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.
Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловлено оценочной семантикой красный "красивый, ценный, парадный". По народным поверьям у главной змеи гребень красного цвета (Русский Север) [5, 647. ].
Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В семейных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. В погребальной обрядности выражена символика красного цвета как принадлежащего "тому свету" и одновременно защищающего от опасного контакта с потусторонним миром. Покойнику могли связывать руки и ноги красной нитью, белорусы клали поперек тела покойника красную нить, часто и головной убор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальные дни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красный цвет (платок, лента) присутствует в восточнославянских обрядах "крещения" и похорон кукушки.
Красный цвет выступает как оберег, его семантика соотносится с семантикой окрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить и шерсть) или растения. Красной краской чертили магический круг, на Пасху умывались водой, в которую были положены красное яйцо или растение [5, 647. ]. В качестве лечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на руку или ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывали руки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и от лихорадки, испуга. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка; отогнать злых духов и непогоду.
Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа у чертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего; платье лешачихи и рубаха домового, штаны лешего и шарф черта. "Женщины в красном" - вестницы несчастья.
Красный в заговорах - постоянный эпитет мифических персонажей: красная девица, красный конь. Повсеместно у славян используется в любовной магии красная нить, красные семена растений. При пропаже скотины делают "относ" русалкам: лапти, онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекресток в лес. В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождение ребенка. Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хороший урожай, богатство. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.
Комбинация красный-белый противостоит сочетанию желтый-черный в значении жизнь/смерть, свет/тьма, здоровье/болезнь. Сочетание красный-белый, поэтому характерно для амулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении. Сочетание красный-черный характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых [5, 647.].
В рамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет является доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом - наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальных объектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса, маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включена красная нить.
Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады. Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет /тень / мрак , где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта способность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/ утро (вечер)/ ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна (осень)/ зима соответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют маргинальные зоны: порог дома, ворота, изгороди - суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства [21].
Таким образом, цвет является одним из признаков, определяющих естество объекта. Цвет может определять смену смыслов вещи, зачастую он более важен, чем наименование предмета, как, например, в случае с черной кошкой. На примере влияния цвета можно видеть, как материальные качества объекта "делают" знак, управляя его содержанием.
Выводы по первому разделу
Группу слов-цветообозначений без преувеличения можно считать беспрецедентно популярной для специалистов самых разных областей знаний. Лингвисты, в особенности типологи и этимологи, исследовали десятки языков и выявили ряд универсальных черт в развитии систем цветообозначения.
В ходе психолингвистического анализа исследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы.
К первой группе относятся цвета инверсируемые, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, желтый и зеленый. Инверсируемые цвета — те, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либо минорную, жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета. Вторую группу образуют неинверсируемые цвета. Это голубой и розовый, которые указывают на явления только положительной красоты. Однако при употреблении этих цветов автор для достижения самого разнообразного психологического воздействия на читателя изменяет условия использования одного и того же цвета, превращая неинверсируемые цвета в инверсируемые. Анализ всех цветообозначений строится на рассмотрении этой инверсии.
Важно учитывать и национальные особенности восприятия цвета, указывая на условность отношений к цвету у разных народов, в разные эпохи. Цвет - признак, получающий в народной культуре символическую трактовку. Он является одним из признаков, определяющих естество объекта.
Цвет может определять смену смыслов вещи, зачастую он более важен, чем наименование предмета, как, например, в случае с черной кошкой. На примере влияния цвета можно видеть, как материальные качества объекта "делают" знак, управляя его содержанием.
РАЗДЕЛ 2.СИМВОЛИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА
2.1. Функциональный анализ колоративов в сказках А.С.Пушкина
Сочетание статистического анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может дать новые дополнительные характеристики особенностей стиля отдельных произведений одного писателя, колорита разных писателей и даже — колорита всего данного направления или данной эпохи. Попробуем охарактеризовать цветовую насыщенность анализируемых произведений А.С.Пушкина.
Цвет Кол-во
упоминаний Название произведения Контекст, в котором употребляется
Красный
Золотой
Золотой
Белый
1
1
2
2
ЖЕНИХ
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
И перстни золотые,
Золотого петушка.
Петушок мой золотой
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
Серый
Белый
Бурый-чернобурыйСерый
Белый-светлыйЧерный - темный
Красный
Зеленый
Серый
Золотой
Синий
Золотой
Черный
Красный
Синий
Зеленый
Золотой
Белый 1
4
3
1
14
4
11
2
1
2
11
13
2
1
8
1
10
7 СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ
СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
сивая кобыла?
Из-под утренней белой зорюшки…
Села медведиха под белой березою;
Распорол ей брюхо белое…
Зайка беленький…
Выходила бурая медведиха
Дошли вести до медведя чернобурого,
Чернобурую медведиху.
зайка серенький.
С белой зори до ночи;
Вся белешенька земля.
Высока, стройна, бела…
Всех румяней и белее?»- 6 раз
Белолица…
И не диво, что бела…
В светлой горнице;
Вверх во светлую светлицу…
Белы руки опустила,
Темной ночки Елисей…
Под горою темный вход.
черноброва,
Черной зависти полна…
Закрасневшись, извинилась…
Всех румяней и белее?»- 6 раз
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Плод румяный уронила…
К красну солнцу наконец…
Красно солнце отвечало…
От зеленого вина
Отрекалася она;
Средь зеленыя дубравы…
Серых уток пострелять.
Так румяно-золотисто…
Позолоченный рожок!
Ты волнуешь сине море…
У самого синего моря;
Ступай себе в синее море,
Домой в море синее просилась,
Так пустил ее в синее море».
Вот пошел он к синему морю – 3 раза
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Пошел старик к синему морю;
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Отпустил он рыбку золотую…
-Бог с тобою, золотая рыбка!
Золотую рыбку, не простую;
Стал он кликать золотую рыбку,
5 раз
Отвечает золотая рыбка:
На руках золотые перстни,
Чтобы служила мне рыбка золотая
Не хочу быть черной крестьянкой,
Видит, на море черная буря
На ногах красные сапожки.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;Море синее кругом,
С синя моря глаз не сводит - 3 раза
Князь у синя моря ходит – 2 раза
Дуб зеленый над холмом.
Город новый златоглавый,
Видит: весь сияя в злате - 2 раза
Царь Салтан сидит в палате
С златоглавыми церквами – 2 раза
Всё скорлупки золотые - 3 раза
Золотой грызет орех,
В чешуе златой горя
Лебедь белая плывет-4 раза
Лебедь белая молчит
С белой ручки не стряхнешь
К белой груди прижимает…
Цвет употребляется 104 раза в 7 сказках А.С.Пушкина
Наблюдением установлено , что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве :
Золотой – 28 раз;
Белый - 27 раз;
Синий – 19 раз;
Красный – 13 раз;
Черный - 6 раз;
Зеленый – 3 раза;
Серый – 3 раза;
Бурый-чернобурый – 3 раза.
Графически это можно представить так:
По количеству употреблений цветовых символов сказки располагаются в следующем порядке:
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» – 32 раза;
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» – 29;
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» – 26;
«СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ» – 8;
«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» – 4;
«ЖЕНИХ» - 2;
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» – 1;
«АМУР И ГИМЕНЕЙ» - 0.
При этом прямой номинации цветов - 5, производных оттенков основных цветов – 2 (седой, золодой) ,размытой номинации цветов - 2 (темный, светлый), цветономинации со связанной семантикой - 4 (сивый, поседелый, бурый, чернобурый).
Распределим колоративы по функциональным сферам употребления:
Функциональная сфера Цвета Кол-во Контекст
описание человеческой внешности Красный –румяный
Белый
Золотой
Черный
(позитивнаясемантика) 3
9
3
1 Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
Высока, стройна, бела…
Всех румяней и белее?»- 6 раз
Белолица…
И не диво, что бела…
Белы руки опустила,
черноброва,
Всех румяней и белее?»- 6 раз
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Видит: весь сияя в злате - 2 раза
Царь Салтан сидит в палате
С белой ручки не стряхнешь
К белой груди прижимает…
бытовые понятия, домашний уклад Белый-светлыйЗолотой 2
3 В светлой горнице;
Вверх во светлую светлицу…
Город новый златоглавый,
С златоглавыми церквами – 2 раза
природа Белый
Темный-черныйРумяный – красный
Синий
Зеленый 4
2
4
19
2 Из-под утренней белой зорюшки…
Села медведиха под белой березою;
С белой зори до ночи;
Вся белешенька земля.
Темной ночки Елисей…
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Плод румяный уронила…
К красну солнцу наконец…
Красно солнце отвечало…
Средь зеленыя дубравы…
Ты волнуешь сине море…
У самого синего моря;
Ступай себе в синее море,
Домой в море синее просилась,
Так пустил ее в синее море».
Вот пошел он к синему морю – 3 раза
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Пошел старик к синему морю;
Видит, на море черная буря
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;Море синее кругом,
С синя моря глаз не сводит - 3 раза
Князь у синя моря ходит – 2 раза
Дуб зеленый над холмом.
животный мир Золотой
Серый
Белый
Бурый 14
2
8
3 Золотого петушка.
Петушок мой золотой
сивая кобыла
Распорол ей брюхо белое…
Зайка беленький…
Выходила бурая медведиха
Дошли вести до медведя чернобурого,
Чернобурую медведиху.
зайка серенький.
Серых уток пострелять.
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Отпустил он рыбку золотую…
-Бог с тобою, золотая рыбка!
Золотую рыбку, не простую;
Стал он кликать золотую рыбку,
5 раз
Отвечает золотая рыбка:
Лебедь белая плывет-4 раза
Лебедь белая молчит
Чтобы служила мне рыбка золотая
описание человеческих взаимоотношений и эмоциональных состояний Черный
Красный 1
1 Черной зависти полна…
Закрасневшись, извинилась…
прочее Темный-черныйЗеленый
Золотой 1
1
6 Под горою темный вход.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Позолоченный рожок!
Не хочу быть черной крестьянкой,
Всё скорлупки золотые - 3 раза
Золотой грызет орех,
В чешуе златой горя
В описании человеческой внешности преобладает золотой цвет, как символ благополучия, бытовые понятия и домашний уклад также представлены бело-золотым цветом – символом сказочной безотказности и изобилия, природа представлена, в основном, синим цветом, который меняет свои оттенки в зависимости от изменения характера повествования, отношений между действующими лицами, психологического состояния персонажей, животный мир также представлен золотым – символом безотказности, человеческие взаимоотношения описываются символичной контекстуально антонимичной парой красный-черный, в описании функциональной сферы прочих объектов преобладает золотой – символ благополучия.
Для описания человеческой внешности колоративы используются 16 раз, бытовых понятий – 5, природы – 31, животного мира – 27, человеческих эмоциональных состояний – 2, прочего – 8.
Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С.Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Выводы по второму разделу
За основу анализа в данной работе взяты тексты сказок А.С. Пушкина. Из семи текстов сказок А.С.Пушкина ( «Жених», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане») были выбраны все цветообозначения, проанализированы их семантические, структурные и функциональные особенности.
В целом выявлены 104 лексемы, представляющие спектр в 8 цветов. При это учитываются прямая номинация основных цветов – белый, черный, синий…; производные оттенки основных цветов - седой, золотой; размытая номинация цвета – темный, светлый; цветономинация со связанной семантикой –бурый,чернобурый, сивый …).
Все колоративы были распределены на несколько функциональных сфер: 1) описание человеческой внешности (16); бытовые понятия / домашний уклад ( 5); 3) природа ( 31); 4) животный мир ( 27); 5) описание человеческих взаимоотношений и эмоциональных состояний ( 2); 6) прочее ( 8). Таким образом, было установлено, что использование колоратива в описании природы, животного мира и человеческой внешности является в процентном соотношении самым многократным явлением при сопоставлении с другими функциональными сферами. При описании сказочного героя выделяется конкретная группа цветономинаций, представители которой главным образом связаны с компонентом-соматизмом, т. е. с описанием человеческого тела (лицо, руки).
Выводы
Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и репрезентируется в языке посредством целой системы цветообозначений.
В лингвистике существует шесть основных подходов к изучению цветообозначений: исторический, лексико-семантический, грамматический, когнитивный, функциональный, сопоставительный. На современном этапе наиболее активно используются основные положения лексико-семантического, когнитивного и функционального подходов. В исследовании цветообозначающей лексики интерес вызывает материал языка художественной литературы, представляющей собой активную сферу функционирования языковых единиц, в частности, цветообозначающей лексики, отражающих ценностные приоритеты и культурные стереотипы общества данной эпохи, изменения этих стереотипов, трансформации некоторых значений цвета в созданной автором индивидуальной цветовой картины художественного образа. Номинации цвета способны выражать не только цветовые, но и другие понятия: они выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. Их восприятие и использование в художественном тексте в значительной степени носит субъективный характер. Цветообозначения являются неотъемлемым компонентом индивидуально-авторской картины мира. В сказках А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности (также опосредованно через это отношение сами предметы), он отражает внутренний мир автора через переживания его героя.
В научных трудах, посвященных изучению цветообозначений, накоплен большой материал об использовании «цветовой» лексики и ее коммуникативном потенциале. Ценность таких исследований состоит в том, что они выявляют стилистическое назначение данной категории слов, помогают глубже понять замысел автора. Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора. В сказках А.С.Пушкина они выполняют три основные функции: смысловую, описательную (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо) и эмоциональную (определенного образа воздействие на чувство).
В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, будучи тесно связанным с философским и эстетическим осмыслением мира.
Цвет в творчестве Пушкина — лишь один из элементов образности. Однако, как мы стремились показать, это такой элемент, который выполняет важнейшие художественные функции. Это не просто цвет, это не цветная фотография, не оптическая игра полутонов. Цвет у Пушкина неразрывно связан со всей поэтикой его произведений, выступая в качестве необходимого символа, принимающего участие в той языковой игре, в которой реализуется "самоценная" творческая фантазия писателя.
Среди символических цветов, которые использует Пушкин в сказках, преобладает символическая триада бело-золотого, красного и синего. Эта символическая триада отличается постоянством. Все ее цветовые образы опираются на богатство традиционных символических осмыслений.
В составе общего лексического фонда цветообозначений в сказках А.С.Пушкина выделяется ряд лексем, структура, частота и особенности функционирования, а также семантические оттенки которых, позволяют причислить их к так называемым устойчивым эпитетам цветообозначения фольклорной сказочной традиции.
Таким образом, в составе устойчивых эпитетов цветообозначения, использованных в сказках А.С.Пушкина, проявляется существенное количество элементов славянской цветовой символики, характеризующих, прежде всего, сферу природы и человеческой жизнедеятельности. В отношении цветового спектра, номинируемого устойчивыми эпитетами, преобладают цвета белый,золотой, красный, и синий.
Опираясь на главную задачу лингвистики как изучение недостаточно освещенных вопросов реального бытования слов- цветообозначений в языке и различных функциональных стилях речи, установлении путей развития этой тематической группы в различных языках, описании различных дополнительных оттенков значений на примерах конкретных произведений художественной литературы нам представляется перспективным изучение цветового символа в поэтике Пушкина. Ведь пушкинский цветовой символ связывается и с другими речевыми образами, обозначающими цвет. Они выявляются прежде всего в зрелом творчестве Пушкина, где составляют вместе с непосредственными цветообозначениями единое семантическое поле.
Наиболее плодотворным, на наш взгляд, будет исследование символики цветовых образов Пушкина при ее сопоставлении с символикой цвета в современной Пушкину живописи (творчеством О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, А.О. Орловского, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни)
Литетатура1. Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова «алый» в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. – Уфа, 1986.
2.Бакуменко О. Н. Корреляция разноязычных цветоконцептов в идиолекте билингва В. Набокова / Проблемы этнолингвистики и этнопедагогики в контексте региональных исследований: Материалы Всероссийской научной конференции 29. 06. 05 – 30. 06. 05. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2005. – С. 134 – 147.
3.Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.- 546с.
4.Белова О.В. Зеленый цвет // Энциклопедия символики и геральдики . - Т. 2. - С. 305-3065.Белова О.В. Красный цвет // Энциклопедия символики и геральдики. - Т. 2. - С. 647.6.Белова О.В. О красном цвете //. - Т Энциклопедия символики и геральдики. 2. - С. 647.
7. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. – М., 1969.
8. Василевич А.П. Языковая картина мира цвета. Методы исследования и прикладные аспекты. М., 2003.
9.Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Каталог названий цвета в русском языке. – М., 2003.
10.Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1997.
11.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. С. 209.
12.Гете И.В. Трактат о цвете // Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957.
13. Губенко Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – М., 1999.
14.Даунене З.П. Торговая лексика в белорусской деловой письменности XV – начала XVII века: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Вильнюс, 1966.
15. Иссерлин Е.М. История слова «красный» // Рус. яз. в школе. – 1951. – №3. – С. 10-12.
16.Кайбияйнен А.А. Устойчивые атрибутивно-субстантивные сочетания с прилагательными цвета в современном русском языке: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Казань, 1996.
17.Качаева Л. Может ли голубое быть зеленым и розовым? // Русская речь. –1984. – № 6. – С. 20–25.
18.Кулакова Н.В. "Способы обозначения и социальная символика цвета одежды в языке А. С. Пушкина" :Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – Оренбург, 2001.
19.Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках. – М., 2001.
20.Лукьяненко И.Н. Семантика и специфика функционирования цветообозначений красного тона в произведениях В. Набокова: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Калининград, 2004
21.Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. - СПб., 1992.
22.Лысоиваненко Е.Г. Система и семантика цветообозначений в прозе М.А. Булгакова: Дисс. канд. филол. наук. – М., 2001.
23.Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках: Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Саратов, 1999.
24.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
25.Новичкова Т.А. Эпос и миф. - СПб: Наука, 2001. - С. 183.26.Норманская Ю. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. – Москва, 2005.
27. Светличная Т.Ю. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначения и цветовосприятия в английском и русском языках: Дис. канд. филол. наук. – Пятигорск, 2003.
28.Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1979. С. 237.
29.Тойшибаева Г.К. Цветовая лексика и идиостиль писателя // Вопросы теории и методики преподавания русского языка в национальной аудитории: Тез. докл. третьей научно-практич. конф. педвузов ферганского региона. Часть первая. Вопросы теории. – Коканд, 1990. – С. 12-15.
30.Толстой Н.И. Белый цвет // Энциклопедия символики и геральдики. - Т. 1. - С. 151.31. Усачева В.В. Желтый цвет // Энциклопедия символики и геральдики. - Т. 2. - С. 202
32.Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. М., 1984, с. 18.
33. Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды // Русские: историко-этнографический атлас: Из истории русского народного жилища и костюма (Украшение крестьянских домов и одежды) Середина XIX-начало XX века. - М.: Наука, 1970. - С. 90.