Доклад на форуме учителей района



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательное школа №2 с.Кызыл-Мажалык
Доклад по секции №3
Техническая, информационная и дидактическая поддержка курсов русского языка и литературы.
« Информатизация образования. Использования ИКТ на уроках русского языка »
Учитель русского языка и литературы Салчак А.А.
с.Кызыл-Мажалык
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение информационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Информатизация образования, как и информатизация общества, бурно развивается. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.
Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:
— повышение эффективности образования;
— повышение гибкости и доступности образования;
— развитие информационной культуры.
В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:
- техническое оснащение образовательного учреждения;
- внедрение новых информационных технологий в образование;
- формирование информационной культуры субъектов образования;
- создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.
Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных.
Средства информационных и коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.
Достоинства информатизации образования.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
— в процессе создания и передачи общешкольной информации;
— в процессе научной деятельности;
— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
— для более глубокого восприятия учебного материала;
— в проектной деятельности;
— при создании мультимедийных сочинений;
— в презентационной деятельности;
— в локальной и глобальной сети.
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:
- повышение уровня профессиональной культуры;
- снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
- возможность использования чужого опыта и методических разработок;
- повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя - консультанта.
- возможность самореализации и самоутверждения;
- возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
- повышение авторитета среди учащихся и коллег;
- поощрение администрации.
Электронные учебники, лекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
На уроках мировой – художественной культуры применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Один учебник на весь класс не дает возможность учащимся расширить свои знания по предмету и поэтому использование материалов из Интернета – это необходимость. Причем материал находят сами учащиеся, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, МХК, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события, происшествия. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и форм. Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.
Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:
— развитию интереса к изучаемому предмету;
— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;
— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;
— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
ИКТ в учебном заведении — это:
— обучающие диски, электронные энциклопедии;
— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;
— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;
— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;
— школьный сайт в Интернете;
— интегрированные уроки преподавателей;
— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;
— проектная деятельность учащихся;
— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах.
Основные аспекты использования ИКТ в образовательном учреждении
Первый аспект заключается в применении ИКТ на конкретном уроке. В этой роли компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО); цель их применения — повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования всего богатства мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. У каждого урока, на котором применяются информационно-коммуникационные технологии, в частности, компьютерная и мультимедийная техника, должен быть свой сценарий, должна быть четко продумана режиссура урока еще на стадии его замысла. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Ему надо продумать вопрос о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения
Второй аспект использования ИК-технологий — внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей.
Третий аспект — информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением.
Эти три аспекта применения ИКТ в школе являются объективными факторами и позволяют конкретизировать модели использования информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. Основные модели :- уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в предметном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями;
- уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по различным предметам;
- внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники;
- методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;
- использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы педагогического коллектива.
Проблемы информатизации образования
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению;
— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:
— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;
— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения ИКТ;
— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.
Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Вывод.
Поэтому, я считаю, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности, но не следует забывать, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.
Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду образовательных учреждений.
Библиография.
1. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации/ Под общ. ред. С.И. Маслова. - М.: Издательство МЭИ, 2004.
2. Статья « Информатизация образования» Лустэ Е.Ю. Социальная сеть работников образования.2013г.
3.Материалы Интернета.
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
Логотип Ресурс Основные разделы
Федеральный портал "Российское образование"Каталог Интернет-ресурсов.
Учебные карты: карты России и мира, контурные карты, образовательная статистика.
Для выпускников школ и абитуриентов: нормативные документы, ЕГЭ, вузы, рейтинги, тестирование, профориентация
Правовая БД "Гарант": законодательные и нормативные акты.
Электронный архив распорядительных документов: приказы и информационные письма Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора.. БД "Мероприятия": планируемые конференции и семинары.
БД "Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ" on-line Единое окно доступа к образовательным ресурсамКаталог Интернет-ресурсовПолнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов
Глоссарий педагогических терминов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовКаталог и Хранилище Цифровых образовательных ресурсов
Тематические коллекции Цифровых образовательных ресурсов
Электронные издания на CDЦифровые образовательные ресурсы, подготовленные учителями
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовКаталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС).
Российский общеобразовательный портал Дошкольное образование
 Начальное и общее образование
 Каталог интернет-ресурсов Коллекции
 Образование в регионах
Каталог образовательных ресурсовсети Интернет для школыФедеральные образовательные ресурсы;
Региональные образовательные ресурсы;
Образовательная пресса;
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
Инструментальные программные средства;
Энциклопедии, словари, справочники, каталоги;
Ресурсы для администрации и методистов;
Ресурсы для дистанционных форм обучения;
Информационная поддержка ЕГЭ;
Ресурсы для абитуриентов;
Ресурсы по предметам образовательной программы.
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образованияКниги, CD/DVD, Аудио/VHS, Оборудование, Программы, Новости, Документы (федеральные перечни 2007/2008, учебники, включенные в федеральные перечни 2007/2008 на основе экспертизы в соответствии с новым порядком, архив документов по учебному книгоизданию)
Российский совет олимпиад школьниковДипломы РСОШ; Мир олимпиад в зеркале прессы; Совет олимпиад; Нормативно-правовые акты; Актуальная информация об олимпиадах школьников; Дистанционные интернет-туры олимпиад;

1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru/2. Федеральный портал "Российское образование"http://www.edu.ru/3. Единое окно доступа к образовательным ресурсамhttp://window.edu.ru/4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/5. Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru/6. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://catalog.iot.ru/7.Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образованияhttp://ndce.edu.ru/8. Российский совет олимпиад школьниковhttp://миролимпиад.рф/splash/9. Электронные образовательные ресурсы http://www.eorhelp.ru/10. Справочник классного руководителяhttp://klass.resobr.ru11. Классному руководителюhttp://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/12. Сценарии школьных и внешкольных праздниковwww.uroki.net/scenar.htm13. Внеклассные мероприятия http://school-work.net14. Интернет-сообщество Екатерины Пашковойhttp://pedsovet.Su/load/10