Рабочая программа факультативного курса по математике в 8 классе Знакомьтесь:модуль!


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области.





Рабочая программа
факультативного курса по предмету математика
«Знакомьтесь: модуль!»

Класс 8.


Учитель математики: Зайцева Н.В.

2013 – 2014 учебный год.

Пояснительная записка.
Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.
Курс «Знакомьтесь: модуль!» своим содержанием сможет привлечь внимание обучающихся 8 класса, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении задач, содержащих модули. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, а также построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс заданий, содержащих модуль.
Основная задача обучения математике - обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Цели курса: помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как:
а) преобразование выражений, содержащих модуль;
б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;
в) построение графиков, содержащих модуль;
г) создать базу для развития способностей учащихся;
д) помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса: научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль; научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; научить строить графики, содержащие модуль; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Все направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в 8 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся.
Данный элективный курс «Знакомьтесь: модуль!» дает примерный объем знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объем входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень.
Одна из целей преподавания этого курса - помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.
При работе над темой «Модуль» учитель должен дать определение и обратить внимание учащихся на то, что число х может быть как положительным, так и отрицательным.
Для построения всех видов графиков необходимо хорошо понимать определение модуля и знать виды графиков элементарных функций, изучаемых в школе.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос - вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.
Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное ранее.
Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа. Самостоятельная работа и проверочная работа рассчитаны на часть урока или на весь урок. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятий модуля, решение заданий, содержащих модуль.
Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету.
Календарно - тематическое планирование.

№п/п
Раздел программы, тема урока
Кол-во часов
Дата




План
Факт.

1-2
Модуль: общие сведения

2



3-4
Преобразование выражений, содержащих модуль

2



5-7
Решение уравнений, содержащих модуль

3



8-11
Решение неравенств, содержащих модуль

4



12-14
Графики функций, содержащих модуль
3



15
Проверочная работа

1



16-17
Модуль в заданиях экзамена.
2




Содержание предмета.
Тема 1. Модуль: общие сведения (2часа).
Занятия 1-2. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Преобразование выражений, содержащих модуль (2часа).
Занятия 3-4. Преобразование выражений, содержащих модуль. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Тема 3. Решение уравнений, содержащих модуль (З часа).
Занятия 5-7. Решение уравнений, содержащих модуль.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач.
Тема 4. Решение неравенств, содержащих модуль (4часа).
Занятия 8-10. Решение неравенств . Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 11. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль . Урок-практикум.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле.
Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Тема 5. Графики функций, содержащих модуль (З часа).
Занятия 12-14. Построение графиков, содержащих модуль. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.
Занятие 15. Проверочная работа (1 час)
Занятие 16-17. Модуль в заданиях экзамена (2 час)
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения; -уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий;
-преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-решать уравнения, содержащие модуль;
-решать неравенства, содержащие модуль;
-строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Элективный курс «Знакомьтесь:модуль!». Алгебра 8-9 классы./ Сост.Баукова Т.Т.- Волгоград ИТД «Корифей», 2007 г.
2.Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина М.В. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики. - М.: Дрофа, 2010,
Коршунова Е.
3. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Издание шестое. - М.: Оникс XXI век. Мир и образование, 2003.
4. Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы.//Математика. №20, 2004.














15