Рабочая программа факультативного курса для 8 класса Знакомьтесь: модуль!


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено
на заседании МО учителей математики, физики, информатики
Председатель МО _____________Гусак Н.И..
протокол №__________
от «_____» __________ 20___г.
Согласовано
зам. директора по УВР
________________ Феденева М.В.
«_____»___________ 20___ г.
Утверждаю
директор школы
_______________ Л.Л. Булатова
приказ №___________
«____» ______________ 20___ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Знакомьтесь: модуль!»
основного общего образования
8 класса
на 2014-2015 учебный год
Разработана на основе программы: Элективный курс «Знакомьтесь: модуль!». Математика 8-9 классы. /Автор-составитель Т.Т. Баукова. – Волгоград: Учитель, 2007.






Разработчик
Феденева М.В.,
учитель математики
высшей категории










Рубцовск 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Знакомьтесь: модуль!» составлена на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 22»;
Авторской программы Математика 8-9 классы. Знакомьтесь: модуль!: элективный курс /автор-составитель Т.Т. Баукова. - Волгоград: Учитель, 2007;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 22»;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля МБОУ «СОШ № 22»;
Годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 19 часов (1 час в неделю во втором полугодии).
Данный факультативный курс является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся 8 класса.
Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению, эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для общеобразовательных школ.
Курс «Знакомьтесь: модуль!» своим содержанием сможет привлечь внимание обучающихся 8 класса, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении задач, содержащих модули. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, а также построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс заданий, содержащих модуль.
Основная задача обучения математике - обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Цели курса:
- систематизация приемов использования понятия «модуль» при преобразовании выражений, решении уравнений и неравенств, содержащих модуль.;
- представление единым целым всех вопросов, связанных с применением понятия «модуль» при решении самых разнообразных математических задач;
- оказание помощи школьнику в осознании степени значимости своего интереса к математике и оценке своих возможностей, поэтому интерес учащегося к занятиям на курсе не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой, и напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.
Задачи курса:
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить графики функций, содержащие модуль;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 19 часов, предполагает четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Программа может быть использована в 8 классе с любой степенью подготовленности учащихся, способствует развитию у них мышления, познавательных интересов. В программе приводится тематический поурочный план.
Формы организации учебного процесса
Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Все направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Данный факультативный курс «Знакомьтесь: модуль!» дает примерный объем знаний, умений, навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объем входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень.
При работе над темой «Модуль» учитель должен дать определение и обратить внимание учащихся на то, что число х может быть как положительным, так и отрицательным.
Для построения всех видов графиков необходимо хорошо понимать определение модуля и знать виды графиков элементарных функций, изучаемых в школе.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос - вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.
Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же повторяют изученное ранее.
Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа. Самостоятельная работа и проверочная работа рассчитаны на часть урока или на весь урок. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Ученики самостоятельно, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях организуется обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий.
Программа данного факультативного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятий модуля, решение заданий, содержащих модуль. Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Номер темы и её название
Всего часов на тему
Из них



Теоретические занятия
Практические занятия

Модуль: общие сведения
2
1
1

Преобразование выражений, содержащих модуль
2
1
1

Решение уравнений, содержащих модуль
3
1
2

Решение неравенств, содержащих модуль
4
1
3

Графики функций, содержащих модуль
3
1
2

Проверочная работа
1

1

Модуль в заданиях экзамена
4

4

Итого
19
4
15


Содержание факультативного курса.

Тема 1. Модуль: общие сведения (2часа).
Занятия 1-2. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 2. Преобразование выражений, содержащих модуль (2часа).
Занятия 3-4. Преобразование выражений, содержащих модуль. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Тема 3. Решение уравнений, содержащих модуль (З часа).
Занятия 5-7. Решение уравнений, содержащих модуль.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач.

Тема 4. Решение неравенств, содержащих модуль (4часа).
Занятия 8-10. Решение неравенств, содержащих модуль. Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 11. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Урок-практикум.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле.
Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Тема 5. Графики функций, содержащих модуль (З часа).
Занятия 12-14. Построение графиков, содержащих модуль. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.

Занятие 15. Проверочная работа (1 час)

Занятие 16-19. Модуль в заданиях экзамена (4 часа)
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных упражнений.

Тематический поурочный план факультативного курса «Знакомьтесь: модуль!»
(1 час в неделю, 19 учебных недель во втором полугодии)
№ занятия
Тема занятия
Дата
занятия
по плану
Дата занятия
по факту
Примечание


Модуль: общие сведения
12.01-18.01




Модуль: общие сведения
19.01-25.01




Преобразование выражений, содержащих модуль
26.01-01.02




Преобразование выражений, содержащих модуль
02.02-08.02




Решение уравнений, содержащих модуль
09.02-15.02




Решение уравнений, содержащих модуль
16.02-22.02




Решение уравнений, содержащих модуль
23.02-01.03




Решение неравенств, содержащих модуль
02.03-08.03




Решение неравенств, содержащих модуль
09.03-15.03




Решение неравенств, содержащих модуль
16.03-22.03




Решение неравенств, содержащих модуль
30.03-05.04




Графики функций, содержащих модуль
06.04-12.04




Графики функций, содержащих модуль
13.04-19.04




Графики функций, содержащих модуль
20.04-26.04




Проверочная работа
27.04-03.05




Модуль в заданиях экзамена
04.05-10.05




Модуль в заданиях экзамена
11.05-17.05




Модуль в заданиях экзамена
18.05-24.05




Модуль в заданиях экзамена
25.05-31.05




Всего занятий
19


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной
программе.

В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- понятие модуля и его свойства;
уметь:
-излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
-уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий;
-преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-решать уравнения, содержащие модуль;
-решать неравенства, содержащие модуль;
-строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических задач.

Перечень учебно-методических средств обучения.

1.Элективный курс «Знакомьтесь: модуль!». Математика 8-9 классы. /Автор-составитель Баукова Т.Т.- Волгоград: «Учитель», 2007.
2.Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина М.В. Алгебра и начала анализа. 8-11 классы: пособие для школ с углубленным изучением математики. - М.: Дрофа, 2010,
3. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Издание шестое. - М.: Оникс XXI век. Мир и образование, 2004.
4. Скворцова М. В. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы.//Математика. №20, 2004.
5. Основной государственный экзамен. Математика. 2013-2015.г.г. Контрольно-измерительные материалы.

Интернет-источники:

Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Он-лайн тесты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
           [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












15