Использование методов и приемов критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников».
«Использование методов и приемов критического мышления
для формирования мыслительной деятельности
младших школьников».
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то создавай
такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мыслей, дай возможность
им почувствовать себя в нём властелинами»
Ш. А. Амонашвили.
Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как сделать процесс обучения более интересным, творческим? Ведь потребление информации само по себе ещё не гарантирует повышение уровня образованности. Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года. По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит, не вычерпывают всю его информацию, 43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод, о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются при использовании методов и приёмов критического мышления.
Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «Рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
На этапе вызова это такие приемы, как :Кластер.
Корзина идей.
Прогноз.
«Логический цепочки».
Взаимоопрос и взаимообучение.
Знаете ли вы, что…
На этапе осмысления это такие приемы, как :Этап осмысления направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно мы вместе с детьми подвигаемся от знаний «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения:
Верные и неверные утверждения.
«Тонкие и Толстые вопросы»
«Дерево предсказаний»
Инсерт.
На этапе рефлексии это такие приемы, как :Письмо по кругу.
Кроссворды.
Закончи предложение.
Методический приём «Синквейн».
Все эти приёмы я успешно применяю на своих уроках. И сегодня я хочу поделиться ещё с одним приёмом, который мы осваиваем с моими учениками.
Многие выдающиеся педагоги считают, что одним из важных элементов развития критического мышления является – Вопрос. И я с ними соглашусь. Успешное обучение, как и вообще общение людей, невозможно без вопросов. Вопросы, звучащие в классе – мощный инструмент в развитии критического мышления. Вопросы помогают понять обучающимся, что знания не являются чем-то застывшим, что идеи могут видоизменяться. Сегодня важно, чтобы ученики умели размышлять о новой информации и интегрировать её с предшествующими знаниями и представлениями, могли участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новую терминологию, расширяя словарный запас.
В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой или скрытый, как говорят, «с двойным дном», «окрасить» вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству.
Строя дискуссии на уроке я обращаюсь к материалам, американского психолога Бенджамина Блюма, который предлагает классификацию вопросов, шесть больших «крючков», на которые можно поймать великое множество идей.
1)Это простые вопросы, которые используются для того, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию, например: «Кто является автором «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?»;
2) Уточняющие вопросы: «То есть вы утверждаете , что сказка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?» авторская?» и т.п.;
3) Вопросы-интерпретации. Побуждая обучающихся к интерпретации, на уроках литературного чтения я учу их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Объясняя поведение какого-либо литературного героя, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
4)Еще один вид вопросов – оценивающие. В мыслительных процессах эмоции занимают особое место. Если информация связана с чем-то приятным и близким, то тогда человек испытывает доверие к новым знаниям. Оценивающие вопросы я задаю, когда вижу, что учащиеся выражают свое удовольствие или негодование по поводу событий, описываемых в произведении.
5)На развитие творческого мышления направлены творческие вопросы. В этом случае обучающийся преобразует, видоизменяет учебный материал. Например, «Как бы сложилась жизнь царевны молодой, если бы у царицы разбилось зеркальце?».
6)Еще один вид вопросов – практические, это вопросы, требующие от обучающихся каких-то действий, изменений. Например: «Предложите как можно больше вариантов развязки сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Развитию умения формулировать и отвечать на вопросы разного уровня способствуют разнообразные приемы, разработанные разными педагогами в ходе совершенствования практики преподавания. Постепенно я их осваиваю и с некоторыми из них хочу познакомить вас.
Одним из таких видов работы является прием «Матрешка». Заранее готовится дидактический материал – задания на листочках. На занятии ученикам предлагается выбрать одну из матрешек. В каждой матрешке вопрос разного уровня сложности: от низкого до высокого. Чем меньше матрешка, тем легче вопрос, чем больше, тем труднее задание. Дети выбирают ту матрешку, с которой, по их мнению, они могут справиться. Постепенно обучающиеся переходят к вопросам следующего уровня сложности.
При составлении вопросов можно применять метод «Таба». Этот метод состоит из трех вопросов, открывающих тему занятия.
Первый вопрос, открывающий обсуждение темы занятия, например: «Что приходит вам на ум, когда вы слышите «Малая Родина»? Сбор информации по заданному вопросу дает возможность всем ученикам принять на равных условиях участие в обсуждении. Второй вопрос, позволяющий провести обобщения, вынуждает обучающихся упорядочить информацию по теме на основании увиденных ими общих и несхожих признаков и привести обоснование принятой классификации. Например: «Прочитайте информацию по теме «Родина». Можно ли объединить понятия «Малая Родина» с понятием «Родина», и по каким признакам?» Третий вопрос, позволяющий дать определения изучаемым фактам. От обучающихся требуется провести обобщение материалов по теме и более глубокого изучения фактов. Например: «Рассмотрите общую группу событий. Могли бы вы дать им общее название из одного или двух слов?»
Еще один прием, развивающий умение задавать вопросы, «Метод треугольника». Заключается он в следующем: три ученика или три группы готовят вопросы с подсказками, в которых зашифровано ключевое слово, имя героя литературного произведения, предмет или вещь, принадлежащая герою или термин из теории литературы.
Например: (ответ) Олег Вещий («И вспомнил Олег коня своего»).
Подсказка 1: княжил в Киеве, мир, имея со всеми странами.
Подсказка 2: Ему встретился кудесник.
Подсказка 3: И принял он смерть от коня своего.
Прием «Вопросы на стикерах» очень хорошо работает на уроках. Используется он так: сначала ученики изучают текст, предложенный учителем, затем они формулируют вопросы с помощью кубика, на гранях которого записано начало вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?». Записывают вопросы на стикерах, затем вопросы группируются по уровням сложности, располагаются на чистых листах, затем отвечают на вопросы. Можно разнообразить форму проведения, сгруппировав стикеры с вопросами на доске также по уровням сложности.
Для того, чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность учащихся, использую приём « Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание « любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, « Являются ли однокоренными слова: отцовский, Отечество, Отчизна. Тебе помогут словари (орфографический, словообразовательный). Или: узнай значение слово «житница» и откуда в русский язык пришло это слово. Обязательное требование – указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, добытая из энциклопедий, справочников, словарей и художественной литературы.
Использование методов и приемов критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
формирование культуры чтения и письма;
формирование умения задавать вопросы,
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;