Конспект урока РКИ «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Комбинированный урок фонетики и грамматики в «Школе русского языка» для детей мигрантов, не говорящих на русском языке (начальный уровень обучения)
Тип урока: комбинированный (урок ознакомления с новым материалом и закрепления изученного)
Цели урока:
образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися правила правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих;
- обобщить и систематизировать знания учащихся по лексической теме «Животный мир»;
- закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными, употреблять в речи различные модели падежей, глаголы движения;
- расширить лингвистический кругозор учащихся через страноведческую информацию, которую хранит изучаемый язык;
развивающие:
- способствовать развитию орфографических навыков учащихся;
- создавать условия для развития памяти, логического мышления, умения сравнивать;
- развивать речевые и коммуникативные навыки учащихся, культуру речевого поведения;
- формировать интерес к изучению языка;
воспитательные:
- создавать условия для воспитания чуткого отношения к природе;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, толерантность, чувство коллективизма;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к другой культуре, народу, языку.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал (тексты, кроссворды, карточки с заданиями);
- иллюстрации;
- грамматические таблицы.

Ход урока
Актуализация знаний учащихся (все вопросы и задания сопровождаются показом слайдов):
- Прочитайте стихотворение и скажите, какие звуки встречаются в этом стихотворении чаще других:
Уже конец урока,
Уже десятый час.
Открылась дверь широко,
Вошёл Серёжа в класс.
Почему же?
Отчего же?
Опоздал
На час
Серёжа?
- Как называются звуки [Ж],[ Ш], [Ч] и [Щ]?
- Какими буквами обозначаются шипящие звуки? Какие слова начинаются с этих букв? Найдите на картинках слова, начинающиеся на буквы Ж, Ш, Ч, Щ?
- Почему буквы Ж, Ч, Ш, Щ обозначают не два, а один звук?
- Вспомните и запишите всегда твердые и всегда мягкие звуки.
Минутка чистописания:
- Напишите по одной строчке прописные и строчные буквы Ж, Ш, Ч, Щ (образцы написания демонстрируются на компьютере).
Фонетическая разминка:
- Повторите скороговорки, изученные на предыдущих уроках (демонстрируются слайды со скороговорками и иллюстрациями):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
Щуку я тащу-тащу, щуку я не упущу;
Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая;
У ежа ежата, у ужа ужата.

Лексическая работа:
- Посмотрите, пожалуйста, на эти слова: ночь, мяч, ёж, дочь, ёрш, рожь, уж, стриж, чиж, мышь, ландыш.
- Скажите, пожалуйста, а мышь - это кто? А ёж? А ёрш? А чиж? А уж? (маленькие сообщения учащихся).
А. Мышь – это маленькое животное. Она серая. Мышь живёт в поле или в доме. У неё маленькие глаза и длинный хвост. Она любит зерно.
Б. Чиж – это маленькая птица. Он живёт в лесу в гнезде. Чиж жёлтый и очень красивый. Он любит зерно. Чиж поёт.
В. Уж – это змея. Он не очень большой. Он чёрный, а голова у него жёлтая. Уж живёт в лесу или на лугу. Он неядовитый.
Г. Ёрш – это рыба. Он маленький и серый. Ёрш живёт в реке или в озере. Ёрш и ёж похожи. Они колючие.
Д. Ёж – это животное. Он живёт в лесу в норе. Ёж серый и колючий. У него маленькие лапы. Ему нравятся жуки и молоко.

Работа со словами:
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- К какой части речи они относятся?
- Какие буквы стоят в конце этих слов?
- Почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- Какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.)
- Распределите имена существительные в два столбика. Кто желает работать у доски?
2 ученика работают у доски, выбирают иллюстрации, на которых изображены данные слова и прикрепляют на доску с помощью магнитов (один ученик – слова мужского рода, другой – женского), потом записывают слова. Остальные записывают слова в тетради.
- Подчеркните в написанных  словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. Так обозначается эта орфограмма.
- Обратите внимание, у существительных какого рода
· после шипящего пишется Ь?
Составление и запись алгоритма написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

На конце слова мы слышим шипящие звуки [ Ж], [ Ш], [ Ч], [ Щ]?

Нет Да

Это существительное?

Нет Да

Какого рода это слово?

Мужского женского

не пишу Ь пишу Ь

Чтение и комментирование учебной грамматической рифмовки:
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем: рожь,
Печь, и дочь, и мышь, и брошь.
Если род мужской у слова,
Нету знака никакого.
И тогда пиши: малыш,
Ландыш, ёж, гараж и стриж.

Работа с кроссвордом (на экране представлены иллюстрации, текст не используется)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
П
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Г
 
 
 
Б
 
К
Л
Ю
Ч

 
 
 
 
 
 
 
А
 
 
 
Р
 
 
А
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Р
 
 
 
О
В
О
Щ
 
 

 
 
 
 
К
А
Р
А
Н
Д
А
Ш
 
 
 
 
 

 
 
 
 
А
 
 
Ж
 
 
 
Ь
 
 
 
 
 

 
 
 
 
М
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
М
Ы
Ш
Ь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

М
А
Л
Ы
Ш
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




Игра « Четвертый лишний»
- Вы видите перед собой группы слов. Запишите их в тетрадь и найдите, пожалуйста, четвертое лишнее. Не забудьте выделить окончания.

Работа с глаголами движения
- А сейчас мы с вами попробуем повторить глаголы движения. Вставьте, пожалуйста, нужные глаголы (демонстрируется таблица с глаголами движения: идти – ходить, ехать – ездить, лететь – летать, плыть – плавать и т. д. и слайды с иллюстрациями)

Проверка:


Работа в тетрадях и на доске. Вместо слов используются иллюстрации:

Устная лексическая работа с презентацией и иллюстрациями. Самостоятельное выполнение упражнения:
Ёж живёт (где?) в ..
Ёж идёт (по чему?) по ( к кому?) к .
 
Чиж и стриж живут (где?) в
Чиж и стриж летят (по чему?) по .. ( к кому?) к ..
 
Уж живёт (где?) в\на .
Уж ползёт (по чему?) по . ( к кому?) к
 
Ёрш и лещ живут (где?) в
Ёрш и лещ плывут (по чему?) по .. ( к кому?) к
 
Мышь живёт (где?) в
Мышь бежит (по чему?) по (к кому?) к
Работа с текстом. Чтение и анализ (работа сопровождается слайдами)
Скоро вечер. Из-за туч
Солнце шлёт последний луч.
Быстро наступает ночь,
Спать идёт малышка-дочь.
Чиж и стриж устали петь.
Уж устал в лесу шипеть.
Дремлет ёрш, шумит камыш,
Спать за печь уходит мышь.
Рожь золотистая спит на полях,
Ландыш душистый дремлет в лесах.
Ёж уснул, в природе тишь,
Засыпай и ты, малыш.
- Чтение стихотворения и выполнение заданий
(- Прочитайте стихотворение. Вставьте, пожалуйста, где это необходимо, мягкий знак, обозначьте род существительных, вставьте окончания прилагательных, выделите их и объясните правописание слов)
- Словарная работа (объяснение сложных слов)
- Составление логических цепочек:
«рожь – зерно – ржаной хлеб», «пшеница – зерно – пшеничный хлеб»
- Морфемный и словообразовательный разбор слов «ржаной» и «пшеничный»
- Анализ средств художественной выразительности: «спит рожь золотистая», «дремлет ландыш душистый» и др.
Выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Первый ландыш»
Подведение итогов. Рефлексия