сценарий урока русского языка Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих!
Урок русского языка в 3 "А" классе
Учитель начальных классов: Калашникова Марина Николаевна
Тема:" Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Тип урока : Открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учеников с новой орфограммой – правописанием мягкого знака в конце имён существительных женского рода.
Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:
1.Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные :действие смыслообразования.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в прбном учебном действии. УУД - познавательные :умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные : контроль.
3.Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные :постановка и формулирование проблемы.
4.Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание ,планирование, познавательные : выбор способов решения проблемы.
5.Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные :планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные :выделение необходимой информации ,анализ, синтез.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные :управление поведением партнёра ,умение выражать свои мысли.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные :контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.
8.Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция ,оценка.
9.Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.
Форы учебного сотрудничества : групповая, парная.
Предполагаемый контроль: текущий,взаимоконтроль, самоконтроль.
Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике.
Демонстрационный материал ,оборудование: презентация.
Раздаточный материал: карточка №1 для этапа повторения, лист- помощник, листок в клетку для самостоятельной работы,таблица самоанализа работы на уроке.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1)включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне,
2) определение содержательных рамок урока,
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы (Слайд № 1: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости» - Как вы понимаете её?- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Урок, настроение, улыбка, успех, знание.
- Скажите что объединяет эти слова с точки зрения русского языка?
- Докажите. (Имя существительное)
- Какой теме был посвящён прошлый урок? ( Род имён существительных).
- Как думаете, всё ли вы знаете об имени существительном?
- Чем, по вашему мнению мы будем заниматься сегодня? (Узнавать что - то "новое").
- Как же будет построен наш урок? ( Мы должны понять, что мы ещё не знаем, постараться самим "открыть новое" знание.
- С чего начнём урок? ( С повторения необходимых знаний.)
- Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение:
ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (слайд № 2)
- У вас есть желание добывать новые знания?
- Тогда в путь - дорогу. Я желаю вам успеха!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель:
1) актуализировать знания о родах имён существительных,
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию,
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока,
5) организовать выполнение пробного учебного действия и фиксацию затруднения,
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное
затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
- Давайте вспомним, что мы знаем о роде имён существительных? (Ответы учащихся).
К слову я подставлю «мой» -Это значит род мужской.Женский род – запомню я –То, про что скажу «моя».Средний род оно «моё» -Вот и выучил я всё.
Работа в парах
- Я предлагаю вам выполнить задание на карточке с СОЛНЫШКОМ
1.Определи род имён существительных: имя ,мотор, сирень, день, утро,роса.
2.Заполни таблицу.
Женский род Мужской род Средний род
сирень роса мотор день
имя утро
( слайд № 3 )Учитель открывает на доске образец проверки
- Занесите результаты своей работы в таблицу.
- Поставьте себе за первое задание на листочке "+".
- Кто допустил ошибки? Какой сделаете вывод? ( Надо ещё потренироваться.)
- Поставьте себе " ?".
- Кто выполнил задание без ошибок? Какой сделаете вывод? ( Мы научились определять род имён существительных.)
Фиксирование затруднения.
- Назовите одним словом данные определения и запишите слова (один ученик на доске):-Футбольное соревнование (матч)-Двенадцать часов ночи. (Полночь.)-Маленький ребёнок (Малыш) -Добыча охотника (дичь)-Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.) - Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)
Если всё верно: Если есть различия:
- Вы дали одинаковые ответы. - Что видите? ( Выполнили
-Как докажите ,что вы правы? задание по - разному.)
( Доказать мы не можем.) - Кто считает свой ответ верным
и может это доказать.( Доказать
мы не можем.)
- Вы зафиксировали затруднение. В чем причина затруднения?.
3.Выявление причины и места затруднения.
Цель:выявить место и причину затруднения.
- Какое задание вы выполняли? ( Надо было записать правильно имена существительные).
-В чём возникло расхождение ? ( Расхождение возникло в написании.)
- Как называются согласные, после которых кто – то из вас написал мягкий знак? ( Шипящие).
- В каком месте возникло расхождение в написании слов? ( На конце слова после шипящих).
- А что вам обычно помогает писать слова правильно? ( Нам помогает правило.)
-У вас есть такое правило? ( Мы не знаем правило).
- В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, какие слова нужно писать с мягким знаком, а какие без него).
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока,
2) определить средства достижения цели и построить план.
- Молодцы! Поняв причину затруднения, надо ...(поставить цель.)
- Какова же цель нашего урока? (Сформулировать правило и научиться его применять).
(слайд № 4)- Назовите тему урока . ("Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
- А теперь вспомним, что мы повторили в начале урока? ( Мы повторили род имён существительных).
- Для чего мы это делали? ( Эти знания помогут сделать "открытие".)
- Откройте учебники на стр.41 и познакомьтесь с правилом.
-.
5.Реализация построенного проекта.
Цель:1) реализовать построенный проект в соответствии с планом,
2) организовать фиксацию преодоления затруднения,
3) организовать уточнение нового знания.
Слайд. № 5 - Вернемся к нашим словам: полночь, матч, малыш, дичь.
В каких словах напишем мягкий знак? Почему?
- Для достижения цели я предлагаю поработать по плану на листах-помощниках. С БАБОЧКОЙ
- Я предлагаю поработать в группах. Помните, какую роль играет ответственный в группе.
Учащимся раздаются листы-помощники с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.
Работа в группах:
Лист - помощник.
1.Прочитайте слова: ложь, печь,ключ, плащ, помощь.
2.Определите род имён существительных.
3.Посмотрите, у существительных какого рода пишется мягкий знак?
4.Сделайте вывод.
Вставьте пропущенные слова в правило:
В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ______________ _____________ мягкий знак.
На конце имён существительных мужского рода _________________________мягкий знак .
- Прочитайте, что у вас получилось.(Ответы учащихся).
- Молодцы!
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Молодцы!
Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.
Фронтальная работа.
- Сейчас мы выполним упражнение №453 с. 41
- Прочитайте задание. Ученики по цепочке выполняют задание с комментированием.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чём ошибки?
- Исправьте ошибки.
- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".
- Какой следующий этап работы на уроке? ( Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7.Самоконтроль с проверкой по эталону.
Цель:1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке,
2) проверить умение пользоваться правилом.
- Я предлагаю вам выполнить следующее задание: возьмите листочек в клетку. Если в слове есть мягкий знак, то вы его записываете (в клеточку), если в слове он не пишется, вы не ставите.(На доске показать обозначение).
- Вам понятно задание?
Работа в парах.ПЧЕЛКА
- А теперь поработайте в парах. Тренируемся!
рож. , печ. , мяч. , роскош ., вещ ., лещ ., мелоч ., реч. , душ . , ключ .
Проверка организуется по образцу.( слайд № 6 )
-Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чём ошибки?(...)
- Исправьте ошибки.
-Сделайте вывод.( Нужно ещё потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод.( Мы всё хорошо усвоили.)
- Молодцы!
- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".
Гимнастика для глаз.
8.Включение в систему новых знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний,
2) тренировать умение применять правило.
- А сейчас я предлагаю игру" Кто самый внимательный "
Спишите текст, вставляя, где нужно мягкий знак.
СЛАЙД 7
Дочь истопила печ. . Мама сварила борщ . и испекла калач. . Вдруг послышался плач. . Это проснулся малыш. . Его разбудила мыш..
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,
2) оценить свою работу и работу класса на уроке,
3) обсудить домашнее задание.
- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? ( Вывести правило написания мягкого знака в именах существительных на конце слова и научиться его применять .)
- Вам удалось достичь цели? ( Да.)
- У кого не возникло трудностей в "открытии нового"?
- Кому ещё трудно?
- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке .
- У кого были ошибки? В каких заданиях?
-У кого все плюсы и нет вопросов?
Оцените себя: КАКОЙ СМАЙЛИК ВЫ ЗАРАБОТАЛИ НА УРОКЕ?
НАРИСУЙТЕ В ТЕТРАДИ СМАЙЛИК Домашнее задание: упражнение № 457, на странице .43 (учебник), выучить правило на странице 42 .