рабочая программа по ОКМ для 3 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка»
Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области
«Согласовано»
Руководитель МО
________Тугушева А.А.
«___»__________2014г. «Согласовано»
Зам. директора школы по УВР
_________ Патуева Н.Р.
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________ Салихова В.Р.
Приказ № ___от «___»____2014 г.
Рабочая программа педагога начальных классов
тугушевой галии рушановны
по окружающему миру в 3 классе.
(II квалификационная категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_________ от
«____»_____________2015г
2014 – 2015 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 10894;
- инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС начального общего образования в 2011-2012 учебном году»;
- авторской программы Виноградовой Н.Ф., (Сборник программ для начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2008)
Цели:
Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия, в системе «человек – природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
Формирование широкой целостной картины мира с опорой на современные научные достижения;
На основе предметных знаний и умений подведение учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
В ходе решения первых двух задач развитие логичности и самостоятельности мышления, развитие исторического мышления, формирование экологической культуры;
Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формирование умения работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
Воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствование эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне предоставление наук, помогающих познавать окружающий мир.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования , поэтому в программу не внесено изменений.
Содержание программы
3 класс (68ч)
Введение (1ч)
Где ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Земля – наш общий дом (8ч)
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры и воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представление людей древних цивилизаций о происхождении Земли.
История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравления ими.
Грибы (3ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (16ч)
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края . цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (30ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской труд». Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из под земли.
Урок обобщение. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КОЛ-ВО ЧАСОВ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ ИКТ (Ч)
I ВВЕДЕНИЕ 1Ч 0,3
II ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ 8Ч 1 2
III РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ 11Ч 1 3
IV ГРИБЫ 3Ч 1
V ЖИВОТНЫЙ МИР ЗЕМЛИ 16Ч 1 3
VI КАКИМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА
(ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ) 30Ч 2 5
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 68Ч 5 Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
К концу обучения в третьем классе ученик должен
Называть (приводить примеры):
Тела живой и неживой природы;
Планеты Солнечной системы (2-3);
Свойства воздуха, воды;
Состав почвы;
Древние города и их достопримечательности;
Имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
Причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
Различать (соотносить):
Год, век, арабские и римские цифры;
Названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
Растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
Животные разных групп (одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные);
Приспособления животных к среде обитания;
Особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
Понятие «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
Объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
Характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
Раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
Составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
Соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
Сравнивать картины природы , портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
Работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Учебно-методический комплект
Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е.журовой.-М.: Вентана – Граф, 2005
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана – Граф, 2009
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-В 2 ч.- М.: Вентана – Граф, 2013
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана – Граф, 2004
Поурочные планы по учебникам: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы – Электронное пособие. Издательство «Учитель»
Календарно – тематическое планирование по математике
на 2014 – 2015 уч. год
Классы: 3
Учитель: Тугушева Галия Рушановна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Проверочных работ - 4
Контрольных работ - 1
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой и авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой.
Учебник
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф.Виноградова, - 2-е изд., дораб.-М.: Вентана – Граф,2012.
Рабочие тетради:
Виноградова Н.Ф. Учимся познавать мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Ф.Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
№ урока Тема урока Кол-во часов Характеристика основной деятельности ученика Тип урока ИКТ Дата проведения
план факт
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (8Ч)
1 Где и когда ты живёшь 1 З а к р е п и т ь название нашей планеты, родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России КУ 0,2 2 Солнечная система 1 О п р е д е л я т ь общие условия, необходимые для жизни живых организмов. У м е т ь различать объекты живой и неживой природы УПРЗ 0,2 3 Земля – планете Солнечной системы 1 УОПЗ 0,2 4 Изображение Земли. Практическая работа №1 «Глобус модель Земли» 1 УФСУН 0,2 5 План. Карта. Масштаб. Карта России. Практическая работа №2 «Работа с картой» 1 П о л у ч и т ь п о н я т и е о б условных обозначениях карты, уметь изображать географические объекты на контурных картах УП 0,2 6 Условия жизни на Земле 1 П о л у ч и т ь п о н я т и е о б общих условиях, необходимых для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы. Опыты №1-2 «Распространение тепла от его источника», «Смена сезонов дня и ночи» Опыт №3 «Роль света и воды в жизни растений» Опыт №4 «Кислород поддерживает горение» УПНЗ 0,2 7 Вода – условие жизни на Земле 1 УПНЗ 0,2 8 Воздух – условие жизни на Земле 1 ГРИБЫ (4Ч)
9 Бактерии 1 Получить понятие о некоторых особенностях растений разных мест обитания УПНЗ 0,2 10 Грибы 1 УФСУН 0,2 11 Контрольная работа №1 по теме: «Земля – наш общий дом» 1 З н а т ь общие условия для жизни живых организмов
КУ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ (11Ч)
12 Распространение растений 1 Различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни УПНЗ 0,2 13 Растения и человек 1 КУ 0,2 14-15 Разнообразие растений на Земле 2 И с п о л ь з о в а т ь приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о растениях родного края, страны. Опыт №5 «Состав почвы» КУ 0,2 16-17 Растения – живые существа (организмы) 2 УП
КУ 0,2 18 Размножение растений. Практическая работа №3 «Размножение растений листьями» 1 Определять роль растений в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к растениям УП 0,2 19 Продолжительность жизни растений. Практическая работа №4 «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами» 1 КУ 0,2 20 Человек и растения 1 УФСУН 21 Охрана растений 1 КУ 22 Контрольная работа №2 по теме: «Растительный мир Земли» 1 И с п о л ь з о в а т ь приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни УОПЗ ЖИВОТНЫЙ МИР ЗЕМЛИ (16Ч)
23 Животные – часть природы. Роль животных природы 1 И с п о л ь з о в а т ь приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и её участия в её охране УОПЗ 0,2 24 Разнообразие животных 1 КУ 0,2 25-26 Животные – живые существа (организмы) 2 УОПЗ 0,2 27 Жизнедеятельность животных 1 Получить понятие об особенностях питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные)
Уметь определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) УПНЗ 0,2 28 Размножение животных 1 КУ 0,2 29 Как животные приспосабливаются к условиям жизни 1 КУ 0,2 30 Поведение животных 1 Дифференцировать особенности внешнего вида, питания, размножения животных КУ 0,2 31 Беспозвоночные животные 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и её участия в её охране КУ 0,2 32 Разнообразие насекомых 1 УФСУН 0,2 33 Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся 1 Знать особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеяднные) УПНЗ 0,2 34-35 Птицы и звери – позвоночные животные 2 Уметь составлять цепь питания. Знать природные сообщества родного края КУ 0,2 36 Природные сообщества 1 Составлять цепи питания. Знать природные сообщества родного края КУ 0,2 37 Человек и животные. Охрана животных 1 Знать заповедники, национальные парки, их роль в охране природы, правила поведения в природе КУ 0,2 38 Контрольная работа №3 по теме: «Животный мир Земли» 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и её участия в её охране
УФСУН КАКИМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА (ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ) (30Ч)
39-40 Как называли нашу Родину в разные времена. Практическая работа №5 «Работа с картой» 1 П о л у ч и т ь п о н я т и е о потомках восточных славян, показывать на карте союзы племён УПНЗ 0,2 41 Московская Русь 1 Показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города УПНЗ 0,2 42 Российская империя 1 Показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедший в её состав УПНЗ 0,2 43 Советская Россия. СССР. российская Федерация 1 Дифференцировать название нашей страны в различные эпохи: Советская Россия, Союз советских Социалистических Республик. Российская Федерация УПНЗ 0,2 44 Как тебя зовут? 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране УФСУН 0,2 45 Портрет славянина 1 Описывать внешность славян, рассказывать о труде наших предков, защите ими Родины КУ 0,2 46 Характер славянина 1 Наблюдать обычаи приёма гостей, отдыха КУ 0,2 47 Как дом вышел из-под земли 1 Рассмотреть особенности жилища славян: полуземлянка, изба, хата – мазанка. Каменные дома КУ 0,2 48 О чём рассказывают вещи. Заочная экскурсия в краеведческий музей 1 Получить понятие о традициях украшения вещей в разные исторические времена УПНЗ 0,2 49 Русская трапеза 1 Знать традиции питания в разные исторические времена УПНЗ 0,2 50 Во что верили славяне 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни УПНЗ 0,2 51 Принятие христианства на Руси 1 Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России; узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связной рассказ на темы раздела; работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради УПНЗ 0,2 52 Что такое земледелие?
1 УПНЗ 0,2 53 О крепостных и помещиках
1 КУ 0,2 54 Что такое ремесло 1 КУ 0,2 55 Русская ярмарка 1 Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов. Экскурсия в художественный музей КУ 0,2 56 О гончарном круге, керамике и фарфоре 1 КУ 0,2 57 О веретене, прялке, и ткацком станке 1 КУ 0,2 58 О фабриках, заводах, капиталистах, рабочих 1 Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины КУ 0,2 59 О купцах, торговле и деньгах 1 Уметь узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связной рассказ на темы раздела.
Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах
Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов
Знать информацию о Древних городах России: Господин Великий Новгород, Московия Владимир. История Отечества: наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. И с п о л ь з-о в а т ь приобретённые знания в практической деятельности КУ 0,2 60 От палки до космического корабля 1 КУ 0,2 61 Контрольная работа№4 по теме: «Каким был человек в разные исторические эпохи» 1 УФСУН 62 Когда появился первый автомобиль 1 УПНЗ 0,2 63 Как люди мечтали летать 1 УПНЗ 0,2 64 Итоговая контрольная работа по изученным темам 1 УФСУН 65 Путешествие по старинным русским городам 1 КУ 0,2 66 Россия ХХ –XXI веков 1 КУ 0,3 67-68 Резервные уроки 2 Учебно – методические средства обучения
Основная литература:
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2013
Виноградова Н.Ф., Поглазова О.Т. Учимся познавать мир: Рабочие тетради к учебнику. - М.: Вентана - Граф, 2013
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 1-4 классы: методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2011
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2011
Дополнительная литература:
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт. - сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010
Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007
Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания / авт.- сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2009
Наглядный материал:
Таблицы: «круговорот воды в природе», «Насекомые», «Быт славянина», физическая карта России, глобус
Электронные носители:
Начальная школа. Окружающий мир. 3-4 классы (компакт диск) – издательство «Учитель», 2009
Приложение
Проверочная работа за 1 четверть
Напиши справа римские цифры.
10_______12_____16____
11_______15_____17______
К какому веку относится каждая дата? Напиши римскими цифрами.
1677 г.______1344г.____
1110 г._____1825 г____
13оо г______2001 г____
Отметь знаком «+» верное утверждение
Солнце - звезда
Солнце - планета
Земля -спутник Луны
Луна - спутник Земли
Солнце вращается вокруг Земли
Земля вращается вокруг Солнца
Вставь пропущенные слова.
На географической карте горы обозначаются______________ цветом, леса___________цветом, а водоемы_____________цветом.
Солнце - источник света и ___________.
Отметь знаком»+» правильный ответ.
Царства природы- растения и животные.
Царства природы - растения, животные, грибы, бактерии.
Проверочная работа за 2 четверть.
Напиши , какое значение имеют корень, лист, цветок.
Корень________________________________________________________
Лист__________________________________________________________
Цветок________________________________________________________
Заполни таблицу « размножение растений»
Размножаются вегетативно
(частями растения) Размножаются семенами
Закончи предложения.
Лимон кислый, а виноград______________.
Красная смородина____________, а малина______________.
В луке много витамина______.
Выбери признак для определения растения как культурного.
Культурные растения красивы.
Культурные растения выращивают для питания людей.
Культурные растения выращивают специально.
Отметь знаком «+» неверное утверждение.
Паук-насекомое
Паук - не насекомое.
У животных нет органов чувств
У животных есть органы чувств
Какое животное неправильно отнесено к группе по способу питания?
Белый медведь, акула, бурый медведь, тигр,
Олень, заяц, косуля, сова.
Заполни схему.
398780104140Животное- живой организм
00Животное- живой организм
3931920469900026454104699000149352046990002743204699000
-55880162560растет
00растет
230060516510000110998016510000
37122109144000
Проверочная работа за 3 четверть.
Напиши кратко ответ на вопрос: « Как люди узнают о прошлом?» __________________________________________________________________________________________________
Установи историческую последовательность названий нашего государства(поставь цифры 1,2,3,4).
Советская Россия, древняя Русь, Московская Русь, Россия.
Отметь знаком «+» правильный ответ.
Древней Русью правил великий князь.
Древней Русью правил царь.
На государственном флаге России три полосы - белая, красная, зеленая.
На государственном флаге России три полосы - белая, синяя, красная
Напиши имена и отчества своих ближайших родственников.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Догадайся: сколько детей в семье Ивановых, если их зовут Маняша, Дима, Муся, Маша, Митя? ___________
Какое отчество у Милы и Павла , если их отца зовут Николай? _________________________________________
Соедини начало и конец пословицы.
Не красна изба углами…. …тем и рады.
Худ обед…. …люби и саночки возить
Любишь кататься…. … а красна пирогами.
Чем богаты…. ….коли хлеба нет.
Проверочная работа за 4 четверть.
Подбери синонимы к словам.
Родина____________________________________________________
Труд______________________________________________________
Крестьянин________________________________________________
Отметь знаком «+» старинную обувь и одежду которую сейчас не носят. Подчеркни слова, обозначающие головные уборы.
Валенки, лапти, мундир, кокошник, котелок, кеды, сарафан, сапоги, рубаха, картуз, кика, сюртук, цилиндр.
Раздели слова на 2 группы : 1) названия супов; 2) названия вторых блюд.
Ботвинья, окрошка, дрочены, солянка, борщ, картофельная запеканка, зразы, щи , утка с яблоками, гуляш.
Каким трудом в Древней Руси занимались мужчины, а каким - женщины? Приведи примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедини стрелками названия ремесел с производимыми изделиями
Ювелирное сапоги, посуда
Гончарное кольчуга, топорики
Скорняжное кринки, пушки
Оружейное серьги , кольца
Закончи предложения
Первая железная дорога была построена в России в ____________________.
Первую паровую машину в России создали в_________________.
Первый русский папроход стал ходить по реке Неве в ________.
Первый русский автомобиль появился в ______ и назывался____________.
Испытания первого русского летательного аппарата прошли в ______________. Его создал _____________________.
Первым в космос полетел гражданин Советского Союза____________________________.
Итоговая контрольная работа
Фамилия________________________ Имя___________________________
Земля – наш дом родной.
1.Перечисли: тела неживой природы_____________________________________
Тела живой природы__________________________________________________
2. Солнце – это_______________________________________________________
3.Сколько планет известно современной науке?____________________________
4. Глобус – это________________________________________________________
5. Какие условия необходимы для жизни на Земле?________________________
_____________________________________________________________________
6. Перечисли 5 природных зон России____________________________________
_____________________________________________________________________
Растительный мир Земли.
1.Почему растения относят к живым существам?____________________________
______________________________________________________________________
2.Перечисли 5 видов растений на нашей планете: папоротники,_______________
_____________________________________________________________________
3.Какие органы растения ты знаешь_______________________________________
______________________________________________________________________
Животный мир Земли.
1 «Растение-лось-волк.» « Растения – гусеницы – птицы – звери».- Что это?___________________________________________________________________
2.Замени одним словом: Мир животных - ________________________________
3.На какие группы можно разделить животных по особенностям питания?
Р. . ти . . . ьно . . . . е, х . . . ик . , . ар . з . . ы, вс . . д . . .
Человек в разные исторические времена.
1.Как называли нашу страну в разные исторические времена?
9-13 века______________________________________________________________
13 -16 века_____________________________________________________________
17 – начало 20 века______________________________________________________
С 1917 года____________________________________________________________
Конец 20 века__________________________________________________________
Труд людей в разные исторические времена.
1.Что кроме полеводства относится к земледелию?___________________________
______________________________________________________________________
2.Объясни «Хлеб – всей жизни голова»_____________________________________
________________________________________________________________________
3.Кто был самым богатым землевладельцем на Руси?(обведи букву)
а) крестьянин б) царь в) помещик г) князь
4.Крепостное право отменили в:
а) 1917 году б) в 10 веке в) в 1816 году г) в 1861 году
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по окружающему миру в 3 классе
№ п/п № урока Вид работы
1 11 Контрольная работа №1 «Земля – наш общий дом»
2 22 Контрольная работа №2 «Растительный мир»
3 38 Контрольная работа №3 «Животный мир Земли»
4 61 Контрольная работа №4 «Каким был человек в разные исторические эпохи»
5 63 Итоговая контрольная работа по изученным темам