Статья Использование здоровьесберегающих компонентов в процессе обучения младших школьников.
Учитель начальных классов
Бражкина Т.В.
МКОУ Золотковская ООШ
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» [1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для самореализации творческого потенциала моих учеников, обеспечение благоприятной воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.
Моя методическая тема: «Использование здоровьесберегающих компонентов в процессе обучения младших школьников». Над этой темой я работаю постоянно. Собран достаточный материал, который я использую на уроках.
Это позволяет:
Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики.
Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий.
Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
Сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности.
Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
Создать условия для самореализации личности учащихся.
Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
Осуществить дифференцированный подход к учащимся,
Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
Способствует пропаганде здорового образа жизни.
Слайд №2
Здоровьесбережение школьников - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
На здоровье школьников оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
Слайды №3 - 4
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки; (слайд)
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта; (слайд)
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Слайд №5
Компоненты здоровьесбережения:
образование в области здоровья;
сохранение и укрепление здоровья;
формирование здоровьесберегающей грамотности;
формирование здорового образа жизни;
физическое и психологическое воспитание;
формирование здоровой среды;
предупреждение вредных привычек;
формирование мотивации к ЗОЖ.
А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе:
Слайд №6
Я разработала комплекс утренней гимнастики с музыкальным сопровождением, которая проводится ежедневно перед первым уроком с 8.00-8.10. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
Дети также любят придумывать сами комплексы упражнений.
Ряд требований должен предъявляться к организации урока: весьма важно правильное построение уроков, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности, утомительности.
Не секрет, что физическое здоровье детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Слайд №7
Во время уроков мы проводим физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения для снятия усталости, укрепления опорно-двигательной системы и зрения. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушения осанки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаем:
упражнения для формирования правильной осанки;
упражнения для укрепления зрения;
упражнения для укрепления мышц кистей рук;
упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Большое внимание я уделяю обучению правильной посадке. Не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому использую разные формы формы организации деятельности учащихся на уроках:
работа в парах сменного состава;
работа в группах (как статическая, так и подвижная);
фронтальный опрос;
использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
хлопанье в ладоши;
использование сигнальных карточек различного цвета.
Слайд №8
Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проводим динамические паузы, в ходе которых учащиеся совершают прогулки и игры в коридоре или на свежем воздухе. Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, увидеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
С учениками на перемене после третьего урока проводятся игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения.
Поскольку с помощью игр происходит переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствует повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников.
В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения проводятся упражнения для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности.
Слайд №9
Отдельно хочется остановиться на внеклассной работе с учащимися, направленной на оздоровление детей, формирование мотивации к здоровому образу жизни. Проводим мероприятия: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении. Уроки здоровья, которые традиционны в школе, помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически. Необходимо сказать, что вся наша работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Список литературы.
1. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».
2. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
3. Львова И.М. Физкультминутки.
4. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста «Начальная школа».
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО.
6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
7. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья
8. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе.