Исследовательская работа на тему Единицы измерения длины на Руси (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
Единицы измерения длины на Руси.
Выполнил: Валиуллин Линар, 2 в класс
Руководитель: Трубянова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
с. Серафимовский
2015
Оглавление
1. Введение3
2. Глава I. Теоретическая часть .4
3. Глава II. Экспериментальная и практическая часть..6
4. Заключение7
5. Список используемой литературы..8
6. Приложение
Введение.
На летние каникулы все ученики моего класса получили список литературы для прочтения. Я люблю читать и даже завёл специальную тетрадь, куда записывал незнакомые мне слова и их значения. Как – то в очередной раз перечитывая слова, я выделил несколько, которые можно объединить в одно – так измеряют длину. Или когда – то измеряли? Ведь сейчас таких слов как аршин, пядь, вершок, сажень и не услышишь. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений да в пословицах и поговорках сталкиваемся с этими понятиями. Какого же роста на самом деле был знаменитый Конёк – горбунок из сказки Ершова? А чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ? Меня заинтересовала эта тема, и я решил побольше узнать о единицах измерения длины на Руси.
Актуальность исследования. В библиотеке я не нашёл единого учебника или пособия, где были бы собраны все старинные меры. А ведь, скорей всего, единицы измерения встречаются на олимпиадах и могут возникнуть трудности при выполнении таких заданий. Кроме этого, актуальность обусловлена развитием математического мышления и способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей.
Объект исследования - старинные единицы измерения длины на Руси.
Предмет исследования - применение единиц измерения Древней Руси в современной жизни человека.
Цель исследования – изучить и исследовать единицы измерения длины на Руси.
Обозначенная цель требует решения следующих задач:
собрать материал и изучить литературу по данной теме;
изучить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
составить словарь старинных мер длины.
Гипотеза: старинные единицы измерения длины практически не используются в наши дни.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- беседы;
- анкетирование.
Глава I. Теоретическая часть.
Единицы измерения длины Древней Руси
Собрав материал и изучив литературу по данной теме, я выяснил, что некоторые древнерусские меры длины носят названия частей тела человека, так как измерялись с их помощью.
Кисть руки наши предки называли словом «пядь». Малая пядь – это расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая или великая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см. В качестве народной меры пядь употреблялась очень долго, ею измеряли, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см, – «пядницы») или толщину снежного покрова ещё в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Большая часть кирпичей XII века имеют ширину также пядь в 19 см. А пословица «Семь пядей во лбу» говорит об очень умном человеке, но понятно, что это явное преувеличение.
Для измерения тканей чаще всего использовали длину «локоть». Это расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть примерно равен трём пядям. Торговцы тканями хитрили и специально нанимали невысоких продавцов: их локти были короче, а значит и ткани отрезалось меньше.
Ещё одна старинная русская мера длины – вершок. Произошло от слова «верх» ("верх перста", т.е. пальца) и равнялась длине верхней части указательного пальца. В современности примерно 4,4 см. В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершка" и "четвертьвершка". Вспомните Конька – Горбунка ростом только в три вершка. Уже сосчитали?
Ах, да! Мы же забыли про его аршинные уши Аршин пришёл на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. От персидского "арши" --длины Торговцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на свою собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Он равен 71 см. Хоть и была мера очень удобной, но был у неё и большой недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.
А если те же самые руки развести в стороны и измерить расстояние от одного кончика среднего пальца до другого, то получится ещё одна старинная мера длины – сажень. А косая сажень – это расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки. В Древней Руси о богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах».
Проведя замер
·ы длин, которыми пользовались в старину, у своих родных и близких (Приложение 1), сделан вывод о том, что эти значения различаются между собой, потому что телосложение у каждого человека разное. Поэтому такие единицы измерения не являются точными. Однако, в старину они использовались очень долго. Меры жили, старились, умирали, а иногда возрождались к новой жизни.
Глава II. Экспериментальная и практическая часть.
Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры длины?»
Интересно, а как осведомлены по этому вопросу современные дети? С этой целью было проведено анкетирование (Приложение 2), в котором участвовали ученики четвёртых, седьмых, девятых и одиннадцатых классов. Всего было опрошено 83 ученика.
Отрадно, что 69 человек из 83 знают старинные единицы измерения длины.
Но уже следующие показатели совсем не порадовали. На вопрос «С помощью какой части тела определяют длину вершка?» только 3 человека дали верный ответ. Это были ученики седьмых классов.
Также затруднились определить длину пяди. Всего 2 ученика, и опять же семиклассника, верно ответили на вопрос.
Все участники анкетирования знакомы с героем сказки Ершова - Коньком – Горбунком. Но ни один из них не знает какого же роста был этот сказочный персонаж.
А на вопрос «Хотели бы вы больше знать о старинных единицах измерения длины? И почему?» почти все учащиеся четвёртых и седьмых классов ответили, что хотят, потому что это интересно, возможно пригодится в жизни и чтобы быть умнее. А вот будущие выпускники школы не согласны с этим. Только половина считает, что это интересно, познавательно, расширяет кругозор и всё - таки это наша история. Ну а другой половине это не интересно, скучно и никогда в жизни не пригодится.
Анкетирование учащихся показало, что большинство опрошенных знают, слышали о единицах измерения Древней Руси, но затрудняются в переводе этих длин в современные единицы измерения. В помощь всем желающим, я составил памятку по старинным единицам измерения длины.
А что говорят прохожие на улице?
Заключение
В результате проделанной работы были выполнены задачи:
Изучена литература по данному вопросу.
Экспериментальным путем установлены примерные длины старинных русских мер.
Изучены пословицы и поговорки, в которых используются единицы измерения и выявлено, что такие пословицы часто применяются в художественной литературе.
Составлена памятка по старинным единицам измерения длины.
На основе опроса и анкетирования выявлено, что современные люди хоть и знают, слышали старинные единицы измерения длины, но затрудняются в переводе и тем более никогда не использовали их в жизни, что и подтверждает гипотезу.
Хочется, чтобы моя работа привлекла внимание многих любознательных школьников, стала хорошим помощником при подготовке к олимпиадам и конкурсам. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.
Спасибо за внимание.
Готов ответить на вопросы.
Список использованной литературы
В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2001
Краткий энциклопедический справочник по математике. – М., 2003
«Русские народные загадки, пословицы и поговорки» – М.: « Просвещение», 1990
Карпушина, Н.М. Рукотворные мерки[Текст]/ Н.М. Карпушина // Математика в школе. - 2008.- №7. –С.49-61.
Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. Советская этнография, 1949 г., №1.
Интернет - ресурсы
Приложение 1
Измеряемый
Малая пядь
Большая пядь
Локоть
Вершок
Аршин
Я
13
15
31
3
50
Мама
15
18
44
4
60
Папа
17
22
46
5
70
Бабушка
16
20
40
5
60
Дедушка
19
23
47
5
70
Елена
Валентиновна
16
19
44
4,5
61
Приложение 2
Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры длины?»
Какие единицы измерения длины применялись в Древней Руси?
С помощью какой части тела определяют длину вершка?
Чему равна длина одной пяди?
Вспомните героя сказки Ершова Конька – горбунка.
Ростом только в три вершка На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.
Так какого же роста был Конёк – горбунок?
5. Хотели бы вы больше знать о старинных единицах измерения длины. И почему?
Приложение 3
Применение единиц измерения длины Древней Руси
в современной жизни.
Пядь
Не отдать ни пяди земли.
Семи пядей во лбу.
На аршин голова, да ума на пядь.
Локоть
Борода с локоть, а сам с ноготь.
Нос с локоть, а ум с ноготь.
Близок локоть, да не укусишь.
Вершок
Два вершка от горшка и один – от смерти.
Сам с вершок, а слов с горшок.
Аршин
Мерить на свой аршин.
На аршин голова, да ума на пядь.
Видит на три аршина под землю.
Старичок с кувшин, борода с аршин.
Сидит, как аршин проглотил.
Сажень
Полено к полену - сажень.
Видеть на сажень сквозь землю.
Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку.
Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает. Загадка. (тень)
15