Презентация Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения Подготовилаучитель начальных классов МБОУ УВК «Школьная академия»Марченко Ирина Витальевна «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» Б. Паскаль Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры. Психолого-педагогические задачи:выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики;- изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;- провести опытно-экспериментальную работу по использованию дидактической игры с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры. Понятие «познавательный интерес» Познавательный интерес – этоизбирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Структура любознательность любопытство познавательный интерес теоретический интерес Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической науке Сократ Платон 427 год до н. э 469 год до н. э Я.А. Коменский. 1592-1671 «воспламенять в ребенке жажду знаний и пылкое усердие к учению» К.Д. Ушинский 1824- 1870 «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». мотив желания («хочу») мотив долженствования («надо»). ребенок Родитель + учитель (наука, искусство, мораль, норма поведения) Задача учителя, формирующего познавательный интерес: быть внимательным к каждому ребенку;уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Методы обучения:Игры, в основе которых лежит объяснительно- иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала.Репродуктивный метод обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач. Дидактическая игра Предметные игры Настольно-печатные игры парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубикиСловесные игры примеры дидактических игрИгра – упражнение Игра – соревнование Игра-поиск Сюжетно - ролевые игры. Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Игра «Составим поезд» Игра «Живой уголок» Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше». «Лучший счётчик»Содержание игры: учитель на магнитной доске по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. «Хлопки»Содержание игры: учитель на магнитной доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру «Заселим домики»Дидактическая игра при изучении и закреплении состава числа. «Числа, бегущие навстречу друг другу»: Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 100 1 2 3 4 5 6 7 8 9 100 + 10 = 10 10 + 0 = 101 + 9 = 10 9 + 1 =10… «Молчанка».Содержание игры: учитель иллюстрирует на карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради. «Спор цифр»Дидактическая игра сказка в которой между цифрами возникает спор «Какая из цифр важнее?» Вывод В педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Литература Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.