Статья «Развитие базовых компетентностей учащихся через использование новых технологий обучения и воспитания»
Доклад на тему: «Развитие базовых компетентностей учащихся через использование новых технологий обучения и воспитания»
Развивающийся научно-технический прогресс и расширяющийся процесс информатизации привели к тому, что современное общество предъявляет новые требования к выпускникам общеобразовательных школ. Россия, стремящаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, проводит ряд реформ, касающихся всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Одним из эффективных путей создания инновационной образовательной среды является введение новых образовательных стандартов. Стандарты второго поколения это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.). Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Главное отличие современного урока – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни. Рост информации требует формирования умения работать с ней с помощью активных методов обучения. Активные методы обучения называются так, потому что изменяют роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность, способную оценить свои действия. Одной из главных задач стандартов 2 поколения является формирование УУД. Такая парадигма заставляет переосмыслить весь процесс обучения, переосмыслить содержание обучение, а главное, возникает необходимость заменить существующие методики на современные эффективные технологии.
Технология активных методов обучения (АМО) – одна из таких продуктивных технологий, с помощью которой можно реализовать стандарт и добиться не только высоких результатов уровня развития компетенций учащихся, но и самих педагогов. В технологии АМО можно выделить две составляющих – содержание и структуру.
По содержанию технология АМО представляет упорядоченную совокупность активных методов обучения, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. В центре активных методов обучения находится интенсивное групповое взаимодействие учеников и самостоятельная образовательная деятельность участников процесса.
Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.
Основные принципы построения входящих в технологию активных методов основываются на практической направленности, игровом действии, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, рефлексии. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Технология АМО нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.
При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование технологии АМО позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное событие (мероприятие) делится на логически связанные фазы. Каждая фаза на несколько этапов, каждый из которых предполагает смыслотворческую или рефлексивную деятельность с использованием разнообразных игровых методов, дополняющих и усиливающих друг друга. Игровые погружения способствуют творческому подъёму и обеспечивают здоровьесберегающий режим.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы: инициация (приветствие, знакомство), вхождение или погружение в тему (определение целей урока ), определение ожиданий и опасений обучающихся ( формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой
Этапы: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания), интерактивная лекция (инпут) - (передача и объяснение педагогом новой информации), проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока).
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы: эмоциональная разрядка (разминки), подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Он несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и, самое важное, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи логически связанными, взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.
Рассмотрим назначение фаз и этапов образовательного мероприятия, построенного по технологии АМО для того, чтобы увидеть и оценить технологию в деталях и в целом, лучше понять внешнюю сторону АМО и внутреннее содержание, суть активных методов.
Первая фаза – начало образовательного мероприятия. К активным методам начала образовательного мероприятия относятся активные методы (АМ) приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасений.
Цель активных методов приветствия – создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с обучающимися, настроиться (как учителю, так и ребятам) на рабочий лад. Методы знакомства имеют важное диагностическое значение для педагога – особенно в русле требований новых стандартов. Сложно реализовать индивидуальный подход к обучающемуся, если имеешь недостаточно информации о нём, его интересах, способностях, наклонностях. После знакомства и приветствия легче налаживаются коммуникации, класс становится более дружным, сплочённым, а для учителя знакомство даёт возможность увидеть своих детей с разных сторон, а не только с позиции развитости интеллекта. Существует много придуманных методов приветствия и знакомства: «Самолётик пожеланий», «Любимый предмет». «Галерея портретов», «Мой цветок» и др. Во время проведения семинаров-тренингов и открытых уроков в рамках города и области педагогами нашего образовательного учреждения были разработаны авторские методы приветствия и знакомства. В приложении представлено одно из проведённых мероприятий с использованием АМ.
У заинтересованных читателей может возникнуть вопрос: «Надо ли каждое мероприятие начинать с проведения активных методов инициации (приветствия и знакомства)? Ведь многие педагоги считают, что лучше это время потратить на изучение темыОтвечу так. Здесь важен профессионализм педагога, чтобы вместо ожидаемых эффектов не получить что-то противоположное. Педагог должен помнить о цели применяемого метода и учитывать закладываемые эффекты. Именно целеполагание, планируемые результаты и методы их достижения определяют включение конкретных АМО в логику урока. Очень важно, на мой взгляд, учитывать то, что сегодняшние требования к образованию в рамках государственных стандартов делают ставку не только на приобретение тематических знаний и умений , но, не в меньшей степени, на универсальные учебные действия, навыки работы в команде, умение эффективно коммуницировать, быть толерантным. Каждый этап урока должен обладать дополнительным образовательным и воспитательным потенциалом, и этот потенциал реализуется через активные методы обучения. Поэтому этап инициации необходим, и АМО начала урока в этом отлично помогают.
Благодаря инициации плавный переход от одного урока к другому завершился, а, значит, можно переходить к погружению в содержание образовательного мероприятия. С чего начать? Конечно же, с выяснения целей, ожиданий и опасений обучающихся. Надо поставить ориентиры, ясные, понятные и личностно значимые для каждого учащегося класса. Для этого надо определить цели урока. Уяснение целей любого урока позволяет обучающемуся:
1.Понять, каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока.
2.Сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам.
3.Эффективно начать погружение в изучаемый материал.
Недаром методы целеполагания часто называют методами вхождения или погружения в тему. Ясное представление результатов, которых от него ожидают, помогает ребенку почувствовать себя уверенно, сконцентрироваться на ключевых моментах и активно включиться в работу.
Не менее важно четко обозначить личностный смысл каждого урока для обучающегося с тем, чтобы все участники образовательного процесса четко понимали:
1.Какое значение имеют для них приобретаемые знания и умения.
2.Как они могут помочь в жизни, в продолжении обучения, в будущей работе, в общении с другими людьми, в достижении успеха.
Постановка понятных целей урока и определение ребенком, подростком личностного значимых эффектов обучения делает осмысленным весь ход образовательного процесса, обеспечивает мотивацию в процессе урока и яркие позитивные эмоции по достижении поставленной цели (ситуация успеха).
Следующий этап – выяснение ожиданий и опасений обучающихся. Рассмотрим основные моменты этого этапа.
Выяснение возможных опасений обучающихся очень важно для создания безопасной, психологически комфортной обстановки в классе, школе. Озвучивание и проговаривание опасений сейчас практически не встречается в школе, однако педагогическое значение этого метода очень велико. Если мы не декларируем, а искренне, по – настоящему относимся к пришедшим в школу детям, то мы должны не только понимать существующие у детей и подростков страхи и тревоги, связанные со школой, обучением, но и всеми доступными способами стараться их выявить и помочь обучающимся справиться с ними. Непросто вызвать у ребенка, особенно у подростка, доверие к взрослому человеку. Но если он видит, что взрослый на его стороне, заинтересованно выслушивает его опасения, в обязательном порядке учитывает их в дальнейшем и всячески помогает предупредить наступление нежелательных моментов, тогда можно рассчитывать на возникновение доверительных отношений между педагогом и обучающимся. Не менее важно и то, что снятие выявленных барьеров, иногда надуманных, часто вполне реальных, но, в любом случае, значимых для ребенка, помогает учителю и обучающемуся более эффективно двигаться по образовательному пути. Понимание того, что тревожит ребенка, дает педагогу возможность учесть выявленные опасения в процессе работы и обеспечить, благодаря этому, более качественные результаты обучения. Опасения каждого участника необходимо записать на листе или на карточках, либо сохранить каким-то другим способом (в зависимости от метода, который вы придумаете или выберете для этого). Такая фиксация высказанных опасений позволяет обучающимся убедиться в том, что модератор принимает их риски всерьез. Участники могут периодически вспоминать про свои опасения, смотреть с какой быстротой они исчезают, и, тем самым, контролировать процесс продвижение вперед. Кроме того, полезно будет обратиться к опасениям в конце образовательного мероприятия при подведении итогов работы и определения эффективности и качества обучения.
А теперь – ожиданияКаждый человек, вне зависимости от его возраста, испытывает те или иные ожидания, готовясь к любому новому событию в своей жизни. Наши ожидания являются одним из самых сильных источников нашей мотивации. Не является исключением и образование. Какими бы разными не были ожидания школьников, есть одно общее важное для всех обучающихся ожидание – ожидание новых открытий, новых приобретений, новых достижений как результата обучения. Но, при этом, каждый обучающийся – это индивидуальность со своими взглядами и мировоззрением, со своими желаниями и интересами, со своим представлением о том, что должно происходить в процесс обучения. Учет этих особенностей очень важен для успеха обучения, для получения удовлетворения от обучения, для сохранения и развития мотивации к продолжению обучения. Уже это позволяет понять, как важно выяснять ожидания обучающихся. Формулируя свои ожидания, знакомясь с мнениями других участников группы, у обучающихся активизируется чувство любопытства, эмоциональной активности. Кроме того, выясненные ожидания позволят участникам почувствовать предвкушение удовольствия от их реализации и достижения результатов.
Итак, определение ожиданий и опасений – это фактически первое задание на образовательном мероприятии, которое заставляет всех участников начать концентрироваться непосредственно на работе. Это очень важно, т.к. не все участники легко могут отключаться от внешнего мира, переживаний, касающихся личных взаимоотношений с родителями или сверстниками, других дел или проблем, не касающихся темы обучения. Выяснение ожиданий и опасений настраивает на рабочий лад, концентрирует внимание. Даже если обучающиеся не в первый раз приходят на образовательное мероприятие, проводимое с использованием активных методов обучения и им приблизительно известно, чего они могут ожидать, и что будет происходить, они все равно могут проявлять неуверенность и опасения, мешающие им полностью включиться в процесс работы. Выяснение участниками своих ожиданий также необходимо и важно для конкретизации целей образовательного мероприятия. Как правило, основная цель образовательного мероприятия формулируется заранее, еще до его начала. Но она обычно является абстрактной для восприятия ее участниками. Они испытывают необходимость самостоятельно прийти к ее пониманию. Поэтому, при формулировании своих ожиданий обучающиеся, по сути дела, уточняют и конкретизируют цели, ради достижения которых, они пришли на образовательное мероприятие. При этом очень важно то, что эти цели сформулированы самими участниками, являются осознанными и комфортными эмоционально, а не навязанными извне. Кроме того, самостоятельное формулирование целей, ожиданий позволяет участникам быть уверенными в том, что они делают и изучают именно то, что для них важно, интересно и необходимо. При этом они чувствуют, что контролируют процесс, а это в свою очередь мотивирует, вдохновляет и активизирует их деятельность. Чувство контроля дает участникам уверенность, которая нужна, чтобы решиться на новые формы и темы обучения. Если участники контролируют цели обучения, то, как правило, бывают готовы к экспериментам и импровизации. Придя на образовательное мероприятие, некоторые участники могут не до конца осознавать необходимость своего участия в нем. Могут быть ситуации, когда они пришли не по своей воле, а по просьбе, например, учителя, родителей, друзей. В таком случае, выяснение ожиданий и опасений от образовательного мероприятия для них просто необходимо. Это позволит им понять, прежде всего для себя, какую пользу оно может им принести. Выяснение ожиданий и опасений позволяет также укрепить психологическую атмосферу класса. Если уже в ходе приветствия и знакомства обучающиеся почувствовали, что могут свободно говорить, и их мнение принимается и не критикуется, то при выполнении следующего шага – произнесении своих ожиданий и опасений - они снова осознают, что класс уважает и принимает их мнение. Таким образом, обучающиеся становятся более уверенными в себе, чувствуют свою значимость на уроке, получают подтверждение того, что могут открыто выражать свое мнение. Еще одним значимым моментом является то, что самостоятельная формулировка участниками своих ожиданий и опасений сразу показывает, что учитель не собирается формально прочитать сухую лекцию. Он желает вместе с участниками выяснить, что важно для них, определить направление, в котором они все вместе будут двигаться и совершенствоваться, чтобы затем методично разобрать все поставленные вопросы.
Этап выяснения ожиданий и опасений очень важен и для учителя. Узнавая, чего ждут, и чего боятся обучающиеся, учитель получает ориентиры, которые могут помочь ему уточнить план образовательного мероприятия или внести необходимые коррективы в его проведение. Кроме того, участники, видя, что учитель, также как и они, чего-то ждет и опасается, «принимают» его в свои ряды, что позволяет создать атмосферу единой командной работы. Для учителя появление новых ожиданий и непредвиденных опасений у участников предоставляет еще и дополнительное поле для импровизации и проявления своего профессионализма.
Итак, выяснение ожиданий и формулировка на их основе целей обучения обеспечивают постановку личностно значимого для обучающегося чёткого и ясного ориентира на урок, тему, предмет, учебный год,ориентира, который на протяжении всего обучения будет обладать серьёзным мотивационным потенциалом. Понятные цели – ясные требования – осмысленные действия – уверенное достижение результатов – ситуация успеха – мотивация на достижение новых целей. Вот логика эффекутивного обучения, построенного на технологии активных методов!
Итак, всё готово для перехода ко второй фазе технологии – работа над темой и её этапами: закрепление изученного материала, презентация нового материала и организация самостоятельной работы над темой. Основная цель этой фазы – актуализировать имеющиеся у учащихся знания и умения по теме, проверить степень их усвоения и представить учащимся новую информацию так, чтобы она стала ориентиром и основой для их дальнейшей работы по теме. Конечно, на помощь здесь опять придут АМ. Но, в свете новых стандартов появляется ещё и ряд задач, а именно: развитие у детей способностей к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях и развитие универсальных учебных действий. Поэтому в ходе данного этапа урока целесообразно предоставить возможность обучающимся поработать в мини-командах и применить полученные знания, например, при решении ситуативных задач, а затем представить результаты решения и обоснование всему классу. При таком варианте проверки домашнего задания мало выучить наизусть раздел учебника, надо свободно оперировать приобретенными знаниями, чтобы суметь использовать их для решения прикладной задачи и обосновать это решение, а в ходе возможной дискуссии еще и доказать его правильность. Такой подход к проверке домашнего задания обеспечивает не только прочное, осмысленное и прикладное усвоение предметного материала, но одновременно эффективно содействует приращению компетентностей, формированию УУД и развитию необходимых качеств личности. Именно эти образовательные результаты мы хотим получать и при организации самостоятельной работы обучающихся после инпута! Итак, домашнее задание эффективно проверено, инпут прошел активно и с вовлечением всех обучающихся, продолжаем совместную работу над нашей темой! Вы уже сориентировали участников в теме, представили им основные направления движения по океану существующей по данной теме информации. Далее необходимо переходить к организации практической работы обучающихся над темой, применяя активные методы обучения. Выстраивая занятие таким образом, вы позволяете участникам раскрыться, «вытащить» из себя уже имеющиеся ЗУНКи, взять на себя ответственность за их развитие, проявить творчество и активность, приобрести практический опыт. В результате применения АМО при разборе темы наблюдаются следующие эффекты:
1.Активное вовлечение всех обучающихся в обсуждение темы.
2.Заинтересованное внимание к выступлению одноклассников.
3.Подробный повторный разбор темы в процессе подготовки и проведения презентаций.
4.Акцентирование внимания на ключевых моментах темы.
5.Лучшее запоминание и прочное усвоение темы.
6.Оценка знаний и умений друг друга.
7.Самооценка.
8.Повышение объективности при оценке.
9.Развитие командного духа, взаимовыручки, ответственности.
10.Развитие самостоятельности, лидерских качеств, стремления к победе.
11.Развитие умений презентации, публичных выступлений, умения публично мыслить.
12.Развитие творчества, гибкости и беглости мышления.
13.Развитие высокой мотивации, вызванной необычностью формы обучения, доверием учителя, самостоятельностью, ответственностью за команду, возможностью творить.
14.Формирование УУД.
Согласитесь, коллеги, достойные результаты, значительно превышающие таковые при репродуктивной форме обучения
Сообщение новой темы (инпут) с помощью АМ превращается в увлекательный процесс познания для учащихся. Главное – качественно его подготовить. «Инпут» (Input) в переводе с английского языка означает «ввод новой информации», «исходные данные». Поэтому инпут – это непродолжительное сообщение (ввод) новой информации, которая становится ориентиром для дальнейшей совместной работы детей и учителя над темой образовательного мероприятия. Для грамотной подготовки инпута необходимо учитывать несколько главных моментов.
1.Длительность инпута не должна превышать 10 – 15 минут. Это связано с психологическими особенностями восприятия информации. Обучающийся может сохранять высокую концентрацию внимания на одном предмете (теме) не более 10-15 минут (или даже меньше, в зависимости от возраста обучающихся). Поэтому все то, что вы ему сообщите сверх этого времени, может попросту «пройти мимо его ушей».
2.Инпут должен быть хорошо продуман и структурирован от самого начала до конца. Его необходимо разделять на несколько логических разделов. В конце каждого раздела необходимо подводить итог, повторяя ключевое положение, подчеркивая основную, главную из записанной информации или делая иным способом акцент на важном материале.
3.Монолог обязательно «разбавлять» демонстрационным материалом, т.е. визуализировать основные моменты темы. Это можно делать различными способами, например, заранее написать план или сценарий инпута и повесить плакат на стену, использовать флип-чарт, доску, видеопроектор, мячик, другие подходящие предметы. Если вы собираетесь что-то записывать, делайте это обязательно крупными и печатными буквами. Можно использовать жизненные примеры, притчи, анекдоты (но только по теме!!!), истории, ассоциации, сравнения. Это значительно активизирует внимание участников.
4.Инпут не подразумевает под собой монолог. Активно используйте обратную связь с обучающимися. Для этого вы можете запланировать в инпуте мозговой штурм, вопросы к участникам, диалог, попросить привести примеры на обсуждаемую тему.
У инпута существуют свои принципы.
1.Инпут не должен быть утомительным и скучным. Если педагогу самому тяжело дается представление материала или ему скучно на собственном выступлении, то такие же чувства, только гораздо более сильные, появятся и у обучающихся. Думайте не о себе, а об обучающихся!
2.Вы должны представить инпут таким образом, чтобы у обучающихся после его окончания появилось желание самим что-то сделать в заданном направлении.
3.У участников после инпута должны остаться силы для продолжения работы на образовательном мероприятии.
4.Не стоит начинать с негативного вступления и говорить обучающимся, что тема очень сложная, а вещи, о которых пойдет речь осуществить очень тяжело. Это может заранее испугать обучающихся и отрицательно отразиться на их мотивации. Наоборот, стоит создать положительный настрой на работу над непростой, но интересной темой. Работа над темой получится такой, какой вы ее выстроите!
Вот так творчески можно и нужно (!) подходить к подготовке и представлению информации на образовательном мероприятии! Творческий подход в совокупности с соблюдением важных моментов и принципов разработки инпута станет залогом вашего успеха на данном его этапе.
Инпут закончен, работа над темой продолжается. Вы граотно сориентировали ребят в теме, представили им основные направления движения по новому материалу. Теперь – самое время переходить к самостоятельной проработке темы обучающимися и задача учителя организовать этот процесс так, чтобы ребятам было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал, раскрыть свои таланты, использовать уже имеющиеся знания, взять на себя инициативу и ответственность за их развитие, проявить творчество и активность, приобрести практический опыт. И опять мы будем делать это с помощью АМ.
Ну, и, наконец, эффективно и эффектно завершаем урок или мероприятие, применив АМ релаксации и рефлексии, а, значит, переходим к третьей , заключительной, фазе образовательного мероприятия.
Даже на самом интересном образовательном мероприятии, где рассматриваются важные для участников вопросы, периодически наступают моменты, когда обучающимся захочется сказать: «Все. Стоп! Я больше не могу воспринимать информацию. Это уже много. Мне нужно время, чтобы все уложилось в голове!» И это вполне естественно, ведь большая часть обучения происходит вне нашего контроля. Нам может казаться, что информации было не так много, а голова обучающегося будет чувствовать наоборот. Поэтому останавливаться всегда нужно! И вовремя! Чтобы не допускать перегрузки. Ведь, как известно, любое насилие приводит к недовольству.
Поэтому, если вы чувствуете, что обучающиеся устали, накопилось психологическое напряжение, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. А чтобы разминка прошла организованно и не вылилась в неуправляемое веселье, используйте активные методы релаксации. Хорошо, когда все используемые АМО и даже разминки подобраны в тему урока – хорошая подготовительная работа! Но если не удалось найти или самостоятельно разработать метод, соответствующий теме, стоит вспомнить главную цель разминки – перевести статику в динамику, дать организму возможность встряхнуться, поработать мышцами, чтобы кровь наполнилась кислородом и активнее побежала по сосудам, наполняя ткани и мозг энергией. И если, при этом, разминка будет на произвольную тему, то и в этом случае тоже возникнет позитивный эффект – мозг отдохнет от напряженных рассуждений, а, отдохнув, активнее заработает.
Стоит подчеркнуть, что активные методы релаксации можно использовать не только в завершающей части образовательного мероприятия. Их применение целесообразно и уместно в случаях, когда возникает потребность снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость, привести в рабочее состояние психологический статус обучающихся и самого педагога. При накоплении опыта проведения уроков по технологии АМО педагог может уже на этапе планирования определить время и место релаксации в процессе занятия. Такие запланированные активные паузы позволяют эффективно управлять процессом, не сбивая настрой и мотивацию обучающихся. Однако, при возникновении необходимости, проведение незапланированной короткой, но интенсивной разминки, вполне допустимо и обосновано. Как правило, небольшая пауза в напряженной работе не мешает основному процессу, наоборот, позволяет создать условия для эффективного продолжения обучения.
Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают участникам еще раз «пропустить через себя» все произошедшее на уроке, оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижения целей (ожиданий) и четко понять – что дальше? Визуализация такой «дорожной карты» позволяет обеспечить ту самую «системность обучения», о которой нам так часто говорили наши учителя. На этой карте уже обозначено начало пути и финишные цели. И каждое занятие, каждый новый результат – это пройденные участки данного пути. Ясная картина образовательной траектории позволяет участнику работы видеть, сколько уже пройдено, и сколько осталось на пути к окончательному успеху. Отчетливое видение цели обладает значительным мотивационным потенциалом. Не менее ценным является то, что у обучающегося появляется осознанность и осмысленность своих действий, появляется ясное понимание того, как вложенные усилия содействуют личным успехам, развитию, росту, приближению к намеченным результатам. Такое осознание способствует приобретению навыков самообразования и самосовершенствования, укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.
Для педагога подведение итогов и анализ результатов урока не менее важны, чем для обучающихся. Необходимо оценить не только действия и результаты обучающихся, но и свою работу, определить, что получилось хорошо, а что оказалось реализованным не до конца. Оценка проведенного урока и рефлексия помогают учителю совершенствовать свое мастерство, повышать качество проводимых уроков. При внедрении активных методов обучения в образовательный процесс предстоит заниматься этим регулярно, чтобы мастерство применения технологии соответствовало возможностям самой технологии.
Подведение итогов занятия должно быть четко продумано и спланировано, в то же время, оно должно оставаться интересным, творческим и содержательным для всех участников образовательного мероприятия. Обучающиеся должны выйти с урока с буквально осязаемым ощущением новых важных, полезных знаний и умений! Для усиления этого эффекта после завершения рефлексии обучающихся педагог резюмирует итоги урока, отмечая главные достижения и подчеркивая их значение для достижения целей обучения и обучающихся. Затем, при необходимости, дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Технологический цикл закончен. Ребята, обогащенные знаниями, с приподнятым настроением идут на следующий урок, к новым интересным активным методам обучения, а учитель открывает компьютер и погружается в рефлексию. Надо оценить прошедший урок и мысленно проиграть следующий!
Итак, в своей работе я попыталась показать, что технология АМО действительно составляет систему, поскольку обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, уверенному формированию ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.
Использование АМО даёт следущее:
Высокую степень самостоятельности и инициативности обучающихся (обучающийся сам участвует в реальной деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов , при этом происходит запоминание и усвоение материала на 90%);
развитие социальных навыков обучающихся и формирование качеств личности, нравственных установок и ценностных ориентиров школьника, отвечающих требованиям ФГОС (работа в команде, совместная деятельность, принятие ответственности за себя и команду, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, лидерские умения и качества);
развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
развитие творческих способностей обучающихся (чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным);
интенсификацию освоения учебной информации (АМО позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения);
повышение мотивированности обучающихся, интерес и желание учиться (этому способствует непринужденная, игровая форма учебного процесса, предоставление высокой доли самостоятельности обучающимся, усиление роли самого ученика);
повышение интереса и мотивированности самого учителя (использование АМО дает простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, повышает эффективность и качества его профессиональной деятельности)
учитель выполняет роль консультанта, наставника, имеющего равные права с другими участниками образовательного процесса, при этом увеличивается доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.
Таким образом, можно совершенно определенно констатировать полное соответствие образовательных эффектов технологии АМО требованиям новых государственных стандартов к реализации общей образовательной программы в области формирования и развития универсальных учебных действий, а, значит, считать её эффективной и продуктивной технологией в современном образовательном пространстве.
Библиографический список.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб:Питер.2000.-509 с.
Копилочка активных методов обучения.-[Электронный документ]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов.-Петрозаводск. Verso.2012.-255с
Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий/А.Г. Асмолов. – [Электронный ресурс]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )/
Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект под ред.В.В.Козлова,А.М.Кондакова.-М:Просвещение,2009.-48с.-(Стандарты второго поколения)
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
15