Выступление Использование новых подходов преподавания и обучения с учетом здоровьесбережения школьников


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Ж.К. МажулаКГУ «Боровская областная санаторная школа-интернат» Управления образования акимата Костанайской области
Мендыкаринский район, Костанайская область, Казахстан
Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья.
 Артур Шопенгауэр
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
Статистика показывает, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Отсюда вывод: нам, педагогам, стоит задуматься над тем, как правильно организовать учебный процесс, чтобы не навредить, а сохранить здоровье наших детей. Это должна быть такая организация учебно-воспитательного процесса, которая позволит достигнуть положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Внедрение новых подходов преподавания и обучения, учитывая специфику нашей школы, как оздоровительно-учебного заведения, основывается на следующих принципах:
Принцип ненанесения вреда
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Принцип медико-психологической компетентности учителя
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
Приоритет активных методов обучения
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
Эти принципы здоровьесбережения тесно перекликаются с новыми подходами в преподавании и обучении.
Но любое реформирование образовательной системы должно осуществляться с учетом специфики школы. Поэтому мы, педагоги санаторной школы, организуем учебно-воспитательный процесс на основе максимального учета индивидуальных особенностей каждого учащегося. В начале учебного года учителя-предметники, воспитатели, психолог, социальный педагог проводят диагностику, выявляя склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка. Учитывая данные диагностики, планируется вся дальнейшая работа. Составляется план индивидуальной работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся. Проводятся дополнительные индивидуальные и групповые занятия. Ежеурочно наблюдается дифференциация учебного процесса: домашние задания и организация урока подстраиваются под возможности детей. Индивидуально ориентированное взаимодействие с учащимися позволяет нам повысить их самооценку и мотивацию к учению.
Работа педагогов санаторной школы направлена на развитие у учеников метакогнитивного или саморегулируемого обучения, на обучение учащихся в соответствии с их ЗБР, поддержку нашего ученика в достижении им цели. На уроке мы постоянно создаем ситуацию успеха, которая является двигателем развития интеллекта школьника. Мы сравниваем успехи наших детей с их прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так, как это для него приемлемо. Мы уверены, что это будет развивать ребенка, не наносить вред его здоровью.
Сотрудничество на равных, право на ошибку, учет мнения детей, групповая форма работы, проектная деятельность способствуют созданию здорового психологического климата на наших уроках. В нашей школе ребенок не боится получить незаслуженную оценку, он вовлечен в процесс оценивания (самооценивание, взаимооценивание). Отрадно отметить тот факт, что сегодня улучшилась работа с одаренными и талантливыми детьми: есть призеры олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов различного уровня. Это ново и очень значимо для нас, так как многие годы мы работали в состоянии изолированности и не уделяли должного внимания таким детям, боясь перегрузить их.
Сегодня наступило время, когда учитель не может работать по-старому, не может отсидеться, ожидая каких-то перемен. И наша санаторная школа – не исключение. Уже видна положительная динамика использования новых подходов преподавания и обучения. Я целиком и полностью разделяю мнение великого педагога В.А. Сухомлинского о том, что «забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Необходимо всегда помнить, что формирование умения учиться должно идти параллельно заботе о своем здоровье.
Список литературы
Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень
www.zpzr.ru Здоровьесберегающее образование
pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/ О воспитании В.А. Сухомлинский