Использование различных методов и приемов обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Использование различных методов и приемов обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д. Ушинский.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Во всех программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторами даётся общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру. Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:
- обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;
- признать право на его существование, уважать его «интересы»;
- проявлять осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя начальной школы на уроках окружающего мира?
Типы уроков окружающего мира
Урок-наблюдение
Урок-поиск Урок-дискуссия Урок-практикум Урок-игра Урок творчества
При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:
1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира
Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений
2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания
Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и создает меньше условий для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю? Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.
3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности
Важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.
Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра.
4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Воображение развивает способность ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Это определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.
Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию из нескольких методов. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы обучения:
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое действие. Опыт работы показывает, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода обучения используемого на уроке зависит от нескольких условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Уроки с использованием данных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Поэтому очень важно активно внедрять в урок разнообразные методы и приемы, которые позволяют педагогу учесть возможности предметного содержания для развития интереса учащихся к предмету окружающий мир , формирования устойчивых учебных и предметных умений младших школьников.
Смотрите также: