Подготовка детей дошкольноговозраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Доклад по теме:
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»
Белебей 2017
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»
Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важным является восстановление зрения у таких детей с помощью специальных медицинских аппаратах.
Лечение косоглазия и амблиопии в специализированном детском саду, каким является наше учреждение, проводится: во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических игр и упражнений.
Подготовительная работа предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом – офтальмологом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения.
Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать из последней лечебный эффект. Важной задачей является предаппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах.
Существует комплексная система лечения, которая включает следующие этапы лечения:
плеоптическое лечение – лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.
Для первого этапа (плеоптический - лечения амблиопии) характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзия, коррекции очками, всевозможные раздражения сетчатки глаза под средством различных стимулов.
Для лечения в плеоптический период используются медицинские аппараты: локолизатор-корректор или амблиотренер, макулотестер, специальные компьютерные программы.
Ортоптический период – (второй этап) занимает важное место в комплексном лечении косоглазия.
Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4 и угол косоглазия при этом может быть любым.
Диплоптический период (третий этап) проходит на заключительной стадии лечения косоглазия, когда восстановилось симметричное положение глаз и есть бифовеальное слияние в искусственных условиях, т. е идет восстановление бинокулярного зрения.
Предлагают детям некоторые аппараты и оборудования: синоптофор, монобиноскоп, компьютерные программы.
Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.
Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные и силуэтные изображения.
1.Макулотестер
(макуло- + англ. tester испытательный прибор, тестер)
Цель: учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.
Игры:
«Лабиринты».
«Обкалывание булавочкой или шилом по контуру».
«Найди 5 (10) отличий».
«Сравни и заполни, не нарушая закономерности».
«Составь план или схему пути, план кабинета»
2.Бивизотренер
Предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения. Прибор представляет собой зеркальный разделитель полей зрения. Характер и суть упражнений зависит от клинической формы косоглазия. При сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений – расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка вдаль вверх. Можно использовать упражнения: «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой, а какой маленький» и др.
При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора в близь и вниз. Здесь можно использовать мозаику, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и др. Эти игры и упражнения используются в коррекционно-педагогической деятельности тифлопедагогом и воспитателями групп.
Занятия на бивизотренере помогают восстановить одновременное и бинокулярное зрение.
3.Мускулатренер
(Мускул + англ. trainer тренер)
Прибор для тренировки глазодвигательных мышц с целью повышения подвижности глаз. Мускултренер офтальмологический предназначен для лечения амблиопии высокой степени, тренировки мышц глаза при мышечных парезах и улучшения глазодвигательных функций
Цель: укрепить мышцы и улучшить глазодвигательные функции глаз.
Игры: гимнастика для глаз, следить за полетом бабочки.
4.Амблиотренер
амблио (пия) + англ. train обучать, тренировать
Предназначен для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения с осязательными и звуковыми.
Цель: повысить зрительную функцию амблиопичного глаза и, что особенно важно при лечении косоглазия, повысить зрительную функцию макулярной области глазного дна.
В предаппаратном лечении на амблиотренере можно использовать ряд дидактических игр и упражнений: «Соедини точки», «Обведи по точкам», «Обводка через кальку», «Соотнесение силуэта с контуром или самим предметом».
5.Цвето-тест
Цвето-тест предназначен для определения характера и степени расстройств бинокулярного зрения. С его можно: исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное); определить ведущий глаз; определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчатки; установить характер аномальной корреспонденции сетчатки.
Цель: формирование у детей способности удерживания и воссоздания целостного зрительного образа, представления о цвете, форме, расположении предметов относительно друг с другом на микроплоскости, счетных операций.
Игры и упражнения на развитие цветовосприятия: узнавание, называние, локализация зеленого, желтого и красного цвета:
«Выбери все кружки зеленого цвета»
«Выбери среди других карточек заданную» (с определенным количеством кружков или заданным цветом)
Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости, в частности, зрительные и слуховые диктанты, предполагающие научить детей запомнить и воспроизводить местоположение, группировку кружков как по цвету, так и по количеству:
«Посмотри, запомни, расположи так же»
«Выбери среди нескольких комбинаций заданную»
«Наложить на цветовые кружки - кружочки такого же цвета»;
«Наложить кружочки по заданию в контурные изображения кружков»;
6. СиноптофорЦель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счетными операциями, узнавать предметы в разных модальностях.
Можно использовать игры, где есть объекты на совмещение не имеющие общих элементов и удержание их глазами:
«Посади цыплёнка в яйцо» «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком»
«Спрячь лисичку в норку»
Положи звездочку на флажок»
«Положи морковку в корзину»
«Посади сову в дерево»
«Спрячь медведя в берлогу»
Использование игр по правилам лото
1. Подбор предметных картинок к силуэтному изображению.
2. Подбор сюжетных картинок к силуэтному изображению.
3. Подбор картинок к контурному изображению.
4. Соединение цветных картинок
с контурным изображением.
Опираясь на результаты наблюдений в лечении детей, имеющих нарушения зрения, можно сделать несколько рекомендации:
1. Предаппаратную подготовку следует начинать с младшего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера.
2. Выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;
3.Закреплять результаты ортоптического лечения косоглазия и плеоптического - амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.