Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами.
Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами.
( из опыта работы)
Я хочу поделиться своим опытом работы в классах, где есть дети - инофоны. Это серьезная проблема. Теоретически она почти не разработана, отсутствует и специальная подготовка учителей, нет учебных пособий и программ, поэтому самостоятельно приходится решать следующие задачи:
- Обучать всех ребят в классе нормам орфоэпии;
- Прививать им орфографическую и пунктуационную грамотность;
- Расширять словарный запас школьников;
- Развивать у них правильную во всех отношениях речь;
- Обучать детей-инофонов государственному языку, не снижая показателей общей филологической подготовки всех учащихся и не нарушая требований стандарта образования;
- Готовить всех учащихся сначала к сдаче ГИА, а затем и к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Но перед этим нужно решить еще одну важную задачу – задачу - выравнивания, так как всем предъявляются одни и те же требования: обучение ведётся по одним учебникам и по одной программе, нет дифференцированных заданий для проведения любых контрольных работ.
Опираясь на свой опыт работы в школе, скажу, что в основе работы с учащимися среднего звена лежит дифференцированный подход. В старших же классах целесообразнее использовать модульно-блочную систему, занимаясь с разноуровневыми группами учащихся (отдельно с каждой).
Часто бывает просто необходимо адаптировать содержание параграфа, изменить привычную формулировку определений. В этом мне помогают опорные конспекты под редакцией Юрия Степановича Меженко или разработанные самостоятельно.
Достижению поставленных задач способствует целенаправленное использование естественной речевой русскоговорящей среды, создание информационно-образовательной коммуникативной среды через уроки-конференции, уроки-соревнования, защиту проектов, активное привлечение учащихся к участию в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах.
В процессе работы с такими детьми хорошо зарекомендовали себя следующие виды учебной деятельности:
- Списывание текстов разных стилей.
- Работа по образцу. Подобные упражнения есть в любом учебнике русского языка для учащихся средней школы.
- Обязательная работа со словарями.
- Упражнения на введение слов в контексте.
- Работа с использованием алгоритмов.
- Конструирование предложений по вопросам.
- Письмо по памяти.
С этой работы можно начинать урок, записывая по одному предложению, по одному четверостишию, выученному дома, постепенно расширяя объём задания. Материалом для письма по памяти могут служить пословицы, поговорки, стихи русских классиков. При этом необходимо постоянно учитывать возможности ребят.
Это всё хорошо, но самым трудным для ученика-инофона, не владеющего элементарными знаниями по русскому языку, является самостоятельное выполнение домашнего задания. С одной стороны, учащиеся просто ленятся, а с другой – не умеют разобраться в заданиях к упражнению и при его выполнении оказываются беспомощными. В работе с такими детьми не стоит делать на уроке большое количество разнотипных упражнений. Лучше отработать один тип упражнений и на уроке, и дома. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успешное выполнение домашнего задания данным контингентом учащихся.
Таким образом, в течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.
Я считаю, что силами одних учителей, работающих с детьми – инофонами, эту проблему решить очень сложно.
1.Следует провести коррекцию учебных планов с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы.
2.Нужен учебник, содержащий вариативный учебный материал.
3.Стоило бы пересмотреть и существующие нормы оценок диагностических контрольных работ для детей-инофонов.
Уверенное владение русским языком - залог успешной социализации и адаптации детей в обществе. Мои ученики осваивают программу, сдают выпускные экзамены, активно участвуют во внеклассных мероприятиях, быстро находят друзей среди русскоязычных сверстников.
Хочется пожелать успехов в творческих поисках, терпения и совместной работы в данном направлении.
Дорогу осилит идущий.
Спасибо за внимание.