Презентация на тему: Герменевтический подход в педагогике
Герменевтический подход в педагогике Выполнила: Дубинина Е.М. (учитель русского языка и литературы). Герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) - методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание — постижение смысла. Это философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения. Немецкий философ Ф. Шлейермахер На рубеже 18-19 в. Заложил основы герменевтики. Герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», выражения воплощенной индивидуальности. В. Дильтей Развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания. С его точки зрения герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. Труды: Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880 («Введение в науки о духе»), Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910 («Построение исторического метода в науках о духе»), «Erlebnis und Dichtung», 1905 («Переживание и творчество»). Онтологическая герменевтика Важной особенностью гуманитарных наук, согласно Х. Гадамеру, является то, что их предметом является нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий (в этом смысле говорят о совпадении субъекта и объекта познания).Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Х. Гадамер считает «историчность»: социокультурная определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает. Представители: М. Хайдеггер, X. Гадамер. Гносеологическая герменевтика Герменевтика, согласно П. Рикеру, — это этап в работе по присвоению смысла, этап между абстрактной рефлексией и конкретной рефлексией, это выявление мышлением смысла, скрытого в символе.Всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит тот или иной текст, и самим интерпретатором. Методологическая герменевтика Идеи Э. БеттиМетодологическая герменевтика — учение о понимании как универсальной познавательной процедуре гуманитарных наук.Основная герменевтическая проблема: интерпретация разворачивается в поле напряжения между когнитивными идеалами объективности и субъективной актуальности толкуемого смысла для интерпретатора.Труды: двухтомный трактат «Общая теория интерпретации» (1955), «Герменевтика как общая методология наук о духе». Идеи герменевтики в педагогике: Идея опоры в понимании на «дивинационный метод», предполагающий взамен рационального познания проявление творческой интуиции, вживание в психологию другого «Я»;Признание познавательной роли диалога в постижении человека и действительности;Признание больших созидающих эвристических возможностей искусства;Идея циклического характера понимания как движения от общего к частному и от частного к общему. «Трудность педагогики в том, что она включает в себя ненаучный элемент - любовь, но без него она сама становится ненаучной, не может хоть приближённо описать ход воспитания и беспомощна в своих рекомендациях» (Соловейчик СЛ. Поверят ли родители? / / Советская культура. 1980. 19 сентября) Основные понятия педагогической герменевтики: «понимание»;«герменевтическая интерпретация педагогического знания»;«объективное значение педагогического знания»;«универсальные смыслы, заключённые в педагогическом знании»;«личностный смысл педагогического знания»;«версия герменевтической интерпретации». Закирова Альфия Фагаловна, д.п.н., профессор академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ Закирова А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики. Герменевтический подход в педагогике непосредственно обращен к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам педагогической деятельности. Педагогическая герменевтика решает задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания. Принципы педагогической герменевтики: Принцип интегральности (структурирование метапредметного знания);Принцип культурного опосредования (Знак, Слово, Символ, Миф являются культурными медиаторами постижения реальности);Принцип концептуализации метафор (ассоциативное мышление на основе аллегорий эвристически стимулирует выдвижение версий-гипотез интерпретации);Принцип превращённой формы (подчинение содержания смыслов формообразующим характеристикам);Принцип соединения гносеологического (познавательного) и онтологического (бытийного) планов понимания Филонов Георгий Николаевич - педагог, доктор философских наук, был редактором журнала «Современная педагогика». Исследовал формы и методы совместной воспитательной работы взрослых и учащихся. Применительно к педагогическим исследованиям герменевтическая методологическая установка проявляется прежде всего в том, что «образование» перестает рассматриваться только как усвоение готовых результатов, а образованность – как застывшая сумма знаний. Герменевтический подход к образованию заключается в динамической интерпретации бытия человека. Литература: Макиенко, О.П. Герменевтический подход в обучении [Текст] / О.П. Макиенко//Вектор науки ТГУ. – 2011.-3.-204-206 с.);Филонов, Г.Н. Герменевтический ресурс рефлексии в современном образовании [Текст] / Г.Н. Филонов // Вопросы философии. – 2012. Левицкая, И.А. Герменевтические основания профессионального образования: философско-педагогический аспект [Текст] / И.А. Левицкая// Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2012;Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед наук 13.00.01 – Тюмень, 2001 – 314 с.Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование [Текст] / И.И. Сулима// Педагогика.- 1999.-№1.-36-43с.